Начинающий предприниматель Анна Пульчева рассказала, как за месяц она открыла в Санкт-Петербурге собственный хостел
МТРК «Мир» продолжает серию статей, в которых молодые предприниматели, сумевшие добиться успеха, рассказывают о своем пути к созданию бизнеса. Риск, ажиотаж и авантюризм – именно эти качества, по мнению Анна Пульчевой, открывшей собственный хостел в Санкт-Петербурге в течение месяца, могут помочь начинающему бизнесмену построить свой бизнес. О том, как создавался бизнес, и какие проблемы возникали в процессе его создания, она рассказала в интервью МТРК «Мир».
- Анна, расскажите, чем Вы сейчас занимаетесь? Как пришли в бизнес?
Раньше я работала в компании, которая занималась организацией мероприятий. Потом я ушла оттуда и начала создавать свой бизнес. В январе этого года я открыла собственный хостел и коворкинг-пространство. Это общее пространство, где разные люди собираются вместе и работают. Площадь помещения составляет 300 квадратных метров. Мы там сделали музыкальную студию и массажный кабинет, как дополнительные услуги хостела. Во-первых, это командообразование, во-вторых, им комфортно работать в такой обстановке, где несколько человек, и главное - им не одиноко. Также у нас есть офис со стилистами, полиграфия, которая обслуживает весь хостел. Он находится на этом же этаже, только он считается более закрытой зоной.
- Сколько времени Вам понадобилось для реализации идеи?
Месяц. Нам нужно было организовать ремонт, закупку, найти деньги, которые нужно было вложить в ремонт. Там было абсолютно разбитое здание, без окон, без всего.
- Наверняка все проходило не так просто. Возникали ли еще какие-то проблемы в начале создания бизнеса?
Мы столкнулись с юридическими проблемами, но мы их быстро решили благодаря нашим ребятам юристам. Дело в том, что мы проводим все деньги через них, то есть, мы оплачиваем налоги, но не через мою фирму, потому что я только сейчас все организовываю. Мы вели абсолютно белую бухгалтерию. Кроме того, возникали проблемы с привлечением клиентов, потому что мы открылись в зимний сезон. Я понятия на тот момент не имела, как организуется хостел. Мы месяца полтора думали о том, как привлекать клиентов. В итоге мы остановились на социальных сетях. Через букинги не очень много людей удавалось привлечь.
- Во сколько обошелся старт проекта?
Изначально у меня было 60 тысяч. Потом я начала продавать свою технику, так как ремонт оказался очень затратным. Смета сначала составлялась одна, потом она резко возрастала раз за разом, потому что появлялись проблемы и с сантехникой, и с сайтом, и с людьми. Мы уходили сильно в минус.
- Вам кто-то вначале помогал?
Да, нам в Интернете писали ребята, которые хотели поучаствовать в нашем проекте и предлагали помощь. Деньги никто не вкладывал, но помогали в организационных моментах, например, в привлечении людей, запуске рекламы.
- Из каких сотрудников на данный момент у вас состоит штат и как вы их подбирали? Ведь это очень важный момент.
Мы очень медленно набирали команду. Мы подбирали сотрудников в течение года. Очень большой был слив, потому что мне не очень нравилось, как они работали. Я, например, из трех администраторов оставила одного, который сейчас у нас в хостеле работает и живет. А я все контролирую – бронь, обслуживание клиентов. У нас все это происходит через социальные сети, поэтому мы всегда на связи, кроме того, я сама всегда на телефоне. Мы ведем четкую статистику, следим за количеством звонков, количеством отказов, за людьми, которые интересуются, людьми, которые бронируют. Это все делается для того, чтобы отслеживать динамику. Даже вот сейчас мы думаем ввести почасовую систему, чтобы понять, в какой момент идет пик заказов и почему это происходит.
- Как Вы продвигаете свои услуги?
Мы все продвигаем в социальных сетях, чрез знакомых, друзей, партнеров. У меня очень много контактов осталось после моей работы, связанной с организацией мероприятий, мы часто ездили по другим городам. В социальных сетях, например, есть люди, которые хотят к нам приехать, наши сотрудники начинают прослеживать таких людей и приглашать к нам в хостел. Также у нас есть дополнительные рассылки. Раньше у нас не было такого бюджета, а сейчас мы можем позволить себе. Кроме того, сейчас мы внедряем систему рекомендаций.
- За какие сроки Вы окупили свои вложения, и сколько составляла первая прибыль?
Сначала вложения составляли порядка 200 тысяч рублей, мне тогда приходилось работать на второй работе, организовывать дополнительные мероприятия для того, чтобы вкладывать деньги в ремонт или текущие расходы. Учитывая то, что мы арендуем это помещение, мы окупились где-то в течение двух месяцев, и то, нам очень сильно повезло, потому что мы устроили сразу поток клиентов. Единственное, у нас очень много съедала аренда, поэтому мы были в минусе. Мы залезли в небольшие долги. И так было три месяца.
- Можно ли сказать, что Ваш бизнес рентабельный?
Да, конечно, он рентабельный. За 20 дней в июле у нас 90-процентная заполняемость. А в некоторые дни 120-130-процентная. Поэтому, нам часто приходится арендовать дополнительные помещения, например, массажный кабинет. Мы быстро переоборудываем его под хостел за 2-3 дня.
- У вас наверняка существует проблема сезонности. Как Вы ее решаете?
Скоро будет осень, зимний сезон, и мы думаем, что будем заключать корпоративные контракты через молодежные студенческие организации, и они будут привлекать к нам людей.
- А как обстоят дела с конкуренцией?
В Питере около двухсот подобных хостелов, отелей и гостиниц, которые сдают в аренду. В летний сезон сильный дефицит по аренде жилья. Хостелы никто не продвигает через социальные сети, в основном, это делается через букинги. Зато мы в социальных сетях занимаем лидирующие позиции по хостелам и коворкингу.
- Насколько трудно заниматься собственным бизнесом в 21 год?
Я думаю, мне помогает очень сильная команда молодых ребят предпринимателей, которые собрались в коворкинге, и я постоянно могу положиться на этих людей. Даже когда я уезжала в Казань, в Новосибирск или в Москву на несколько недель, ребята меня всегда поддерживали и помогали мне. Мы всегда очень сильно рискуем. Я думаю, ажиотаж и авантюризм держат меня в этом.
- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный молодой предприниматель?
Я думаю, человек, занимающийся своим бизнесом, должен быть рисковым. Кроме того, он должен всегда ставить перед собой цели, требующие больше ресурсов, чем у него есть, и понимать то, чем он хочет заниматься.
- От чего вообще зависит успех в бизнесе? Многие начинающие бизнесмены, столкнувшись вначале с большим количеством проблем, бросают бизнес. Благодаря чему Вы добиваетесь успешных результатов?
Я думаю, что такие люди больше ориентируются на прибыль, а не на то, чем они хотят заниматься. Я считаю, что нужно начинать свой бизнес без денег, иначе можно слить весь свой капитал. В большинстве случаев так и бывает. Многие стартаперы сливают весь свой капитал, который им выделяют. Это происходит потому, что они не знают, как им управлять. Нужно начинать с нуля, а потом привлекать капитал, начать ценить деньги, понимать откуда прибыль берется, как экономить, как распределять затраты, а потом уже делать бизнес.
- Как начинающим предпринимателям воплотить идею от ее замысла до конечной реализации?
Вначале нужно сделать воронку продаж, дать в Интернете объявление и привлечь клиентов, даже если нет товара или продукта. Сначала вы привлекаете клиента. Если все идет успешно, и вы понимаете, что это действительно рентабельно, тогда уже нужно в бешеном темпе искать товар или создавать продукт, а не наоборот. Сначала идет продажа, а не создание продукта. Нужно не регистрировать сразу юридическое лицо, а нарастить капитал.
- Сложно ли вообще создавать свой малый бизнес в России?
По моим впечатлениям - несложно, потому что рынок достаточно пуст, очень много свободных ниш, к тому же, государство довольно лояльно относится к малому бизнесу. У меня было много недочетов по юридическому оформлению, по тому, как я кассовые чеки оформляла, по месторасположению хостела. Тем не менее, государство относится очень лояльно к малому бизнесу, который стартует. И это очень большой плюс.
- А государство помогает чем-то?
Я пока только собираюсь просить у государства помощи, но главное, что меня еще никто не дергал.
- А занимаетесь ли Вы еще чем-то помимо содержания хостела?
С организацией мероприятий я завязала. Я сейчас еще учусь в университете. Кроме того, мы сейчас планируем открывать гостиницы с домами на полном обеспечении. Это такие купольные дома полностью либо прозрачные, либо с кровлей. Мы хотим открыть три филиала в Санкт-Петербурге, а потом уже выходить на международный уровень. Мы сейчас подаем тендер под этот проект. У нас цель – построить такие экологичные дома, которые полностью находятся на самообеспечении, по всему миру.
- Не собираетесь освоить еще какую-нибудь нишу?
Я думаю, мы еще будем заниматься оптовыми перепродажами. Для этого требуется не очень много времени, но зато такие перепродажи будут придавать уверенность в завтрашнем дне. Я не могу назвать это бизнесом, это только ради дохода.
Татьяна Поддубская
25/07/2012