Переработка шин в крошку как бизнес
С ростом количества автомобилей обостряется проблема утилизации старых шин. Только в Москве на свалки и полигоны ежегодно попадает 70 тысяч тонн износостойкой резины, срок разложения которой в природных условиях достигает 140 лет. Между тем существующие технологии позволяют эффективно использовать такой неиссякаемый источник вторичного сырья.
Простейшей из них является переработка шин в крошку — методика, которая сочетает в себе пользу для окружающей среды и коммерческий потенциал. Безусловно, стоимость оборудования для утилизации покрышек находится на пределе финансовых возможностей начинающих предпринимателей, но благодаря высокой рентабельности этого бизнеса многомиллионные вложения окупаются менее чем за год.
Особенности бизнеса
Немногочисленные существующие предприятия не справляются с утилизацией шин: статистика показывает, что на территории России в качестве вторсырья используют всего 20% старых покрышек. Поэтому отдельные специалисты и целые институты занимаются разработкой инновационных методик разделения автомобильных колес на составляющие и восстановления резины до пригодного для повторного применения регенерата.
Однако самой доступной для предпринимателей остается технология переработки изношенных шин в резиновую крошку путем измельчения. Простое механическое воздействие приводит к преобразованию покрышки в такие полуфабрикаты, как:
- Резиновая крошка различных фракций. Выход составляет 60–70% массы сырья;
- Текстильное волокно. Образуется при очистке и утилизации посадочных колец;
- Металлический корд. Имеет вид коротких обрезков тонкой стальной проволоки.
Почему же утилизация старых шин выгодна, с коммерческой точки зрения? Можно назвать несколько достоинств бизнеса, которые привлекают предпринимателей:
- Сырье стоит недорого. В некоторых случаях предприятие может получать шины бесплатно и даже с доплатой за утилизацию;
- Классическая технология переработки автомобильных шин в крошку включает исключительно механические операции;
- Производство является безопасным для среды. Процесс утилизации сопровождается лишь образованием резиновой пыли и высоким уровнем шума;
- Переработка вторсырья приветствуется государством. Предприниматель может рассчитывать на субсидии, налоговые льготы и кредиты по сниженным ставкам.
В то же время, следует упомянуть, что переработка шин в резиновую крошку — бизнес, для которого характерны не только преимущества. Главным недостатком этого вида деятельности является отсутствие организованного рынка сбыта. Поэтому еще перед запуском производства предпринимателю необходимо разместить рекламу и озадачиться поиском постоянных покупателей.
Технологии переработки шин
Разумеется, старые покрышки проще всего сжигать. При всех своих недостатках такой способ утилизации считается довольно эффективным: по теплотворной способности 1 т резины эквивалентна 1 т каменного угля или 0,7 т мазута. В то же время сжигание шин приводит к выбросу в атмосферу не только углекислого газа и сажи, но и намного более опасных химических соединений. Потому лучше использовать безвредные методики:
1. Механическое измельчение. Истирание — единственная технология, которая подходит для переработки шин в крошку в домашних условиях;
2. Низкотемпературное дробление. Старые шины охлаждают жидким азотом до температуры –60°С, после чего хрупкая резина легко дробится прессом;
3. Криогенное измельчение. Охлажденные до температуры –120°С шины помещают в закрытую камеру и разрушают при помощи микровзрывов;
4. Утилизация озонным ножом. Под воздействием активного газа резина становится хрупкой и рассыпается в крошку. Текстиль и корд остаются нетронутыми;
5. Разрушение давлением. При высоком давлении резина становится текучей. Ее выдавливают через фильеры, отделяя от металлического корда;
6. Следующие методики несколько отличаются от технологий переработки шин в крошку. Они позволяют восстановить резину до регенерата — девулканизированного пластичного состава, который применяется вместо сырого каучука:
- Растворение. При обработке химическими составами резина растворяется и образует суспензию, которую можно использовать в производстве новых изделий;
- Диспергирование. Помещенную в водную среду шину измельчают механическим воздействием. В результате получается тонкодисперсная эмульсия каучука;
- Водонейтральная обработка. Очищенную резиновую крошку загружают в автоклав, где в течение 6–8 часов перемешивают при температуре 180°С.
7. Последним способом переработки старых шин является пиролиз. Он подразумевает, нагрев измельченной резины до температуры 450–550°С в закрытой камере без доступа воздуха. В результате разложения сырья образуются:
- Синтетическое жидкое топливо;
- Сажа (технический углерод);
- Горючий пиролизный газ.
8. Сравнивая эти технологии, можно заметить, что механическая переработка шин действительно является самой простой, практичной и доступной для малого бизнеса. Процесс измельчения проходит так:
- Каждую покрышку тщательно осматривают, очищают от шипов, камней и других не подлежащих переработке твердых предметов;
- Сырье сортируют по размерам и типу. Это упрощает дальнейшую настройку станков для переработки изношенных шин в крошку;
- На бортовырезном станке из шины вырезают посадочные кольца, из которых затем выдергивают металлический корд;
- На гидравлическом резаке покрышки большого размера разделяют на несколько частей. Легковые шины нарезают на ленты шириной 4–5 см;
- Части покрышек загружают в шредер, где вращающиеся валы с металлическими ножами разрывают их на куски площадью 4–10 см²;
- Во время измельчения из кусков резины выдергиваются остатки текстильного и стального корда;
- Подготовленный материал поступает в роторную дробилку, где проходит между валами с насечками и истирается на фракции;
- Остатки текстильного волокна удаляются потоком воздуха в циклоне, а фрагменты стального корда — магнитным полем в сепараторе;
- Измельченную резиновую крошку загружают в вибрационную установку, где сита с разными ячейками разделяют фракции по размерам;
- Готовая резиновая крошка накапливается в приемных бункерах. Ее фасуют в стандартные мешки или биг-бэги, после чего отправляют на склад.
Применение резиновой крошки
Во время движения шины автомобиля подвергаются интенсивным продолжительным нагрузкам, поэтому для их производства применяют стойкие к механическому износу и химическим воздействиям материалы. Фактически шинная резина намного превосходит все аналогичные разновидности каучука по прочности и долговечности.
При переработке изношенных шин в резиновую крошку полезные свойства материала полностью сохраняются, что позволяет использовать его в разных областях:
- Модификатор асфальта. Введение крошки в состав дорожного покрытия повышает его упругость, эластичность и устойчивость к растрескиванию;
- Уличные покрытия. Из резиновой крошки делают рулонные материалы, которыми покрывают детские и спортивные площадки;
- Напольные покрытия. Спрессованную в листы крошку используют для отделки ступеней крыльца, входных групп и других скользких мест;
- Плитка. Крошку смешивают с полимерными составами и прессуют в специальных матрицах, получая тротуарную плитку разных форм, цветов и размеров;
- Покрытия газонов. Лужайки с обычной или искусственной травой засыпают крошкой, чтобы получить упругую поверхность и предотвратить вытаптывание;
- Наполнитель для спортивного инвентаря.
- Кровельная мастика. Резиновую крошку смешивают с битумом. Полученной смесью покрывают обычные кровельные материалы;
- Кровельные покрытия. Смешанную с наполнителем и красителем крошку используют для изготовления гибкого шифера и резиновой черепицы;
- Гидроизоляция. Для защиты строительных конструкций от влаги применяется мастика из мелкой резиновой крошки в смеси с индустриальным маслом;
- Восстановление шин. 10% крошки добавляют в состав, которым восстанавливают поверхность и рисунок протектора изношенных шин.
Сырье для изготовления деталей. Смешивая резиновую крошку с пластификаторами и клеевыми составами, можно сделать:
- Накладки на бамперы;
- Лотки для багажного отсека автомобиля;
- Прокладки под рельсы;
- Отмостку железнодорожных переездов;
- Искусственные дорожные неровности;
- Брызговики для машин;
- Колеса для грузовых тележек;
- Подошвы для обуви.
Покрытия мостов. Крошка является компонентом пластичной смеси, применяемой для заделки швов между плитами мостов, эстакад и путепроводов.
Нефтедобыча. Из крошки делают сорбенты, поглощающие нефтепродукты, а также тампонирующие растворы, которые закачивают в скважины для заделки трещин.
Дополнительными продуктами переработки шин в резиновую крошку являются текстильное волокно и стальной корд. Текстиль — это прочный материал, который можно использовать для армирования бетонных смесей, изготовления кровельного картона и ДВП, набивки спортивного инвентаря. Корд в не очищенном виде также применяют в качестве армирующей добавки. Но после обжига его можно отправить на переплавку.
Документальное оформление бизнеса
Думая о том, что производить в домашних условиях на продажу, можно не переживать о получении официального статуса. Но организация полноценного бизнеса на утилизации вторсырья без легализации нежелательна. Вполне приемлемой в данном случае является такая форма собственности, как ИП. Рассматривать целесообразность регистрации ООО стоит только для привлечения сторонних инвесторов или оформления кредитного договора от имени юридического лица.
Для того чтобы уточнить приоритетное направление деятельности предприятия, в заявлении необходимо указать соответствующие коды ОКВЭД:
Коды ОКВЭД переработки шин в крошку
Если предприниматель заботится о том, как сделать производство выгодным, то он должен озадачиться выбором оптимальной системы налогообложения. При обороте, не превышающем 150 млн рублей в год, предпочтительной для предприятия является УСН по ставке 6% или 15%.
Однако на этом взаимодействие с государством не заканчивается. Как бизнес, переработка шин в крошку предполагает работу с отходами резины, которые относят к IV классу опасности. Поэтому владельцу цеха придется обратиться в Росприроднадзор и оформить соответствующую бессрочную лицензию. Для этого нужно:
- Правильно выбрать помещение;
- Обустроить цех и установить технологическую линию;
- Обучить сотрудников правилам обращения с отходами;
- Составить программу производственного контроля;
- Разработать и зарегистрировать паспорт отходов;
- Получить справку Роспотребнадзора о соответствии цеха санитарным нормам;
- Получить справку Госпожнадзора о соблюдении правил пожарной безопасности;
- Получить справку Росприроднадзора о выполнении мер по защите окружающей среды;
- Перечислить госпошлину в сумме 7500 рублей.
С учетом необходимости получения разрешений в трех ведомствах самостоятельное лицензирование становится долгим процессом без гарантии положительного результата. В некоторых случаях предпринимателю стоит обратиться к посреднику, который поможет выполнить требования надзорных органов и правильно оформить документы. Стоимость такой услуги составляет в среднем 160–300 тысяч рублей.
Подготовка помещения
Перечень оборудования для переработки шин в резиновую крошку включает несколько громоздких станков, поэтому для обустройства цеха понадобится просторное помещение. При использовании линии производительностью до 600 кг/ч, его площадь должна составлять как минимум 400 м². Здесь нужно выделить:
- Площадку для хранения шин;
- Производственный участок;
- Склад готовой продукции;
- Административные кабинеты;
- Раздевалку и место приема пищи.
Кроме того, предприниматель должен выполнить ряд требований, предъявляемых к помещениям перерабатывающих цехов изготовителями оборудования и проверяющими соблюдение законодательных ограничений инстанциями:
- Санитарные нормы указывают, что предприятие должно размещаться на расстоянии более 300 метров от жилых строений и водоемов;
- В связи с большими габаритами циклона и накопительных бункеров высота потолков в цехе должна составлять 4,5–5 метров;
- Для правильной установки линии переработки шин в крошку длина помещения должна превышать 25 метров;
- В холодное время года температура в производственном зале не должна быть ниже 5°С, а в теплое — не выше 30°С;
- Питающая оборудование электросеть напряжением 380 В должна выдерживать длительную нагрузку в 130–150 кВт;
- Помещение необходимо подключить к водопроводу и канализации;
- С учетом высокой воспламеняемости сырья и готовой продукции цех следует оборудовать системой пожаротушения и первичными средствами (огнетушителями);
- Для доставки изношенных шин и отгрузки резиновой крошки необходимо обустроить удобные подъездные пути.
Оборудование для переработки шин
Задачу подбора оборудования для переработки шин в крошку можно решить одним из следующих способов:
- Составить проект и купить станки по отдельности;
- Приобрести готовую линию в комплекте.
Для начинающего предпринимателя предпочтительным является второй вариант: так он избавляется от проблем, связанных с перевозкой, настройкой и ремонтом агрегатов. Например, в качестве основы можно использовать линию по переработке шин в резиновую крошку ЛПШ-600 производства АП «БМП». Модель имеет следующие технические характеристики:
- Скорость переработки шин — 850 кг/ч;
- Выход резиновой крошки — 600 кг/ч;
- Выход текстильного волокна — 70 кг/ч;
- Выход металлического корда — 170 кг/ч;
- Максимальный диаметр шин — 1500 мм;
- Потребляемая мощность — 130 кВт;
- Потребление воды — 15 л/ч;
- Обслуживающий персонал — 3 человека.
Стоимость оборудования для переработки шин в крошку составляет 6,7 млн рублей. Также для производства понадобятся некоторые дополнительные механизмы:
Оснащение для переработки шин
Работа завода подразумевает не только производственные, но и административные операции. Поэтому предпринимателю придется обустроить офисные помещения. Для этого необходимо приобрести:
Непроизводственное оборудование
Работники предприятия
Разобравшись с помещением и оборудованием, предприниматель должен заняться кадрами. Для экономии на обучении в штат желательно принимать людей, имеющих опыт работы на производстве. Заводу по переработке шин в крошку нужны:
- Менеджер по сбыту. Ищет оптовых покупателей резиновой крошки, заключает с ними контракты, контролирует отгрузку готовой продукции;
- Бухгалтер. Ведет отчетность по финансовым операциям, рассчитывает зарплату, взаимодействует с налоговой службой и страховыми фондами;
- Начальник смены. Контролирует работу производственных сотрудников, следит за соблюдением технологии переработки шин;
- Наладчик оборудования. Выполняет текущие работы по обслуживанию станков. При возникновении серьезных поломок целесообразнее обращаться к производителю;
- Рабочие. Для цеха нужны шесть специалистов. Трое из них обслуживают станки по переработке шин в крошку, а остальные выполняют вспомогательные операции;
- Кладовщик. Принимает сырье, производит учет готовой продукции, выдает в цех расходные материалы, запчасти и упаковку;
- Водитель. Привозит небольшие партии сырья и доставляет крошку покупателям. Крупные объемы перевозок выгоднее поручить транспортным компаниям.
Читайте также: Переработка макулатуры и производство бумаги
Штатное расписание, подразумевающее работу предприятия в одну смену, может выглядеть следующим образом:
Сотрудники цеха
Поиск сырья для переработки
Обеспечение предприятия материальными и кадровыми ресурсами — это половина дела. Чтобы окупить высокую цену станков для переработки шин в крошку, нужно организовать бесперебойные поставки сырья и обеспечить постоянную загрузку линии. Поставщиками старых покрышек и отходов резинотехнических изделий могут стать:
- Транспортные компании, автобусные и троллейбусные парки;
- Городские свалки;
- Промышленные свалки и полигоны;
- Станции техобслуживания и шиномонтажные мастерские;
- Собственные пункты приема старых шин.
В большинстве случаев за шины придется заплатить символическую сумму. С другой стороны, законодательство обязывает крупные автотранспортные предприятия платить утилизационный сбор: вполне возможно, что эти компании захотят сэкономить и отдадут сырье бесплатно на условиях самовывоза.
Сбыт резиновой крошки
Бизнес на переработке шин в крошку своими руками еще не стал популярным на территории России, а потому предпринимателю необходимо приложить значительные усилия для поиска оптовых покупателей. Продукция предприятия представляет собой полуфабрикат, который нельзя применять без дальнейшей обработки. Соответственно, основными клиентами станут другие производители:
- Предприятия, выпускающие резиновую плитку или кровельные материалы;
- Изготовители покрытий для детских и спортивных площадок;
- Фирмы, которые строят спортивные и оздоровительные комплексы;
- Производители автомобильных шин;
- Обувные фабрики;
- Компании, монтирующие сплошные напольные покрытия;
- Дорожно-строительные предприятия;
- Заводы ЖБИ.
Рекламный блок в газете или баннер на бигборде вряд ли привлекут внимание таких покупателей: для взаимодействия с корпоративными клиентами следует использовать другие каналы коммуникации. Предприниматель может попробовать:
1. Разработать собственный сайт. Любой оптовый покупатель должен обнаружить на его страницах характеристики продукции, прайс-листы, контактные данные;
2. Разместить объявления. В интернете есть торговые площадки для бизнеса, где предприниматели публикуют свои предложения и заявки. Самые известные сайты:
- Tiu.ru;
- Flagma.ru;
- Avito.ru;
- Pulscen.ru;
- B2b-center.ru.
3. Принять участие в тендерах. Для закупки сырья государственные и частные компании объявляют тендеры, в которых предприниматель может принять участие;
4. Использовать активные продажи. Менеджер по сбыту должен обзванивать компании, которые потенциально заинтересованы в покупке резиновой крошки.
Сколько стоит бизнес на переработке шин?
Создание бизнеса на утилизации шин требует достаточно внушительного капитала. По самым скромным оценкам, в организацию перерабатывающего цеха придется вложить почти 9 млн. рублей:
Инвестиции в переработку шин
Также для составления бизнес плана переработки шин в крошку необходимо проанализировать регулярные расходы предприятия. Наиболее значимыми статьями здесь будут начисление зарплаты, оплата электроэнергии и закупка сырья:
Издержки переработки шин
Сколько можно заработать?
Сколько можно заработать на переработке шин в крошку? Выход основного продукта достигает 60–70% от веса сырья. В этом объеме 70% приходится на фракцию 1,0–3,0 мм, 15% — на фракцию 0,1–1,0 мм и оставшиеся 15% — на фракцию 3,0–5,0 мм. Кроме того:
- Линия превращает в крошку 850 кг сырья в час. При восьмичасовой смене за 22 дня завод переработает 149,6 т старых шин;
- Средняя рыночная стоимость сырья составляет 2000 руб./т. Таким образом, на закупку изношенных покрышек придется израсходовать 299200 руб;
- Согласно техническим характеристикам линии, выход готовой продукции составит 105,6 т крошки, 29,92 т стальной проволоки и 12,32 т текстильного волокна.
Далее, используя данные торговых площадок для малого бизнеса в интернете, можно определить примерные цены и вычислить ежемесячный доход предприятия:
Объемы производства
С учетом вычисленной ранее величины ежемесячных расходов определяется чистая прибыль предприятия. Можно предположить, что при бесперебойной работе вложения в бизнес окупятся менее чем за год:
Окупаемость переработки шин
Франшизы переработки шин
Для начинающих предпринимателей, не имеющих опыта создания производственных предприятий, хорошим решением может оказаться покупка готовой модели бизнеса. В цену франшизы по переработке шин в крошку, как правило, входят:
- Комплект производственного оборудования;
- Монтажные и наладочные работы;
- Техническое обслуживание и ремонт станков;
- Обучение сотрудников;
- Организация снабжения вторсырьем;
- Помощь в организации сбыта;
- Поддержка и консультации по организационным и правовым вопросам.
В настоящее время на российском рынке утилизации автомобильных шин доступны следующие франчайзинговые предложения:
Экошина
Поставляет мини завод по переработке шин в крошку. Партнер должен найти цех площадью 500–1000 м² и нанять 6–7 рабочих для обслуживания линии. Характеристики франшизы:
- Стоимость — 16500000 рублей;
- Роялти и рекламные взносы отсутствуют;
- Срок окупаемости — до 20 месяцев.
Артпрайм
Предлагает оборудование для переработки шин и производства плитки, а также выкупает у партнера готовую продукцию. Требования включают аренду цеха площадью 100 м² и наем четырех рабочих. Условия сотрудничества:
- Стоимость — 2300000 рублей;
- Роялти — 30000 рублей;
- Срок окупаемости — 5 месяцев.
Баск-М
Пакет включает комплект станков для переработки шин в чипсы. Готовую продукцию франчайзер выкупает по цене 2500 руб./т. Требования включают аренду цеха площадью 100 м² и наем двух человек. Характеристики франшизы:
- Стоимость — 850000 рублей;
- Роялти и рекламные взносы отсутствуют;
- Срок окупаемости — 6 месяцев.
Заключение
Опыт показывает, что переработка шин в крошку способна, как принести огромную прибыль в первые же месяцы работы, так и превратить бизнесмена в банкрота. Причиной неудачи может стать влияние типичных для этого бизнеса негативных факторов:
- Проблемы с подбором оборудования и поиском запчастей для него;
- Значительное повышение тарифов на электроэнергию;
- Появление конкурентов или снижение спроса на резиновую крошку;
- Изменения в нормативных актах о переработке опасного вторсырья;
- Сложности с организацией бесперебойных поставок старых шин.
Поэтому предприниматель должен оценить вероятность появления таких осложнений и продумать меры по их предупреждению еще на этапе составления бизнес-плана.