Вариант старта - Открытие бизнес с нуля
Как начать бизнес с нуля – все, о чем забывают написать в популярной бизнес-литературе
В России сложно вести бизнес. Дорогие кредиты, маленькое количество льгот, непрозрачные правила заключения сделок усложняют жизнь начинающего бизнесмена.
И все-таки каждый год в стране открывается около полумиллиона новых предприятий - иногда, чтобы жить достойно, у человека просто нет другого выхода.
Избежать ошибок начинающему предпринимателю сложно, но есть 5 важных правил, которые помогут превратить зыбкую идею в успешный старт:
1. Определение цели.
2. Правильная последовательность шагов.
3. Внимание к формальным процедурам.
4. Использование инструментов анализа.
5. Чтение полезной литературы.
Остановимся на них подробнее.
1. Постановка цели
Первое, что следует сделать при создании бизнеса с нуля: правильно сформулировать цель. Идти в коммерцию за свободным временем и легкими деньгами бессмысленно. Жизнь бизнесмена в первый год запуска предприятия – это работа в режиме 24/7. План, который казался таким стройным, рассыпается, поставщики подводят в самый неожиданный момент, банк отказывает в кредите, ключевые сотрудники уходят к конкурентам, потому что им надоело ждать достойной зарплаты.
Только при правильной постановке цели бизнес выдержит все невзгоды и сможет развиваться. Делать то, что интересно, реализовывать новые идеи, удовлетворить запросы людей теми услугами, в которых они нуждаются – вот цели бизнеса, а вовсе не личное обогащение.
2. Расстановка приоритетов
При открытии с нуля кабинета, киоска, магазина приходится выполнять определенную последовательность действий:
1. Найти помещение.
2. Сделать ремонт.
3. Купить оборудование, мебель.
4. Выбрать организационно-правовую форму; получить разрешительные документы.
5. Разработать логотип, придумать торговую марку.
6. Дать рекламу.
7. Нанять сотрудников.
При запуске с нуля, когда бюджет и время ограничены, важно правильно расставить приоритеты. С чего начинать? С аренды помещения, регистрации в налоговой службе, закупки программного обеспечения, поиска сотрудников? Правильный ответ звучит так: необходимо научиться делать все одновременно. Самое главное, чего должен избегать начинающий предприниматель, - потерь времени.
Нецелесообразно снимать помещение и платить за аренду в то время, когда оборудование привезут только через 2 месяца. Неправильно нанимать отдельно курьера, администратора, уборщицу – возможно, одному человеку придется совмещать все эти функции. Неэффективно думать о рекламе на 2-й или на 5-й месяц работы – маркетинговая стратегия по важности опережает помещение и ремонт; о рекламе необходимо думать не после старта, а за 3-6 месяцев до него.
«Я стараюсь продумывать будущие события, пытаюсь предсказать их. Я выстраиваю цепочку событий, затем анализирую расхождения между предсказанием и реальным ходом вещей. После чего пытаюсь свести к минимуму ошибки» (Илон Маск).
3. Соблюдение формальностей
80% начинающих предпринимателей думают так: бизнес – это свобода. Но бизнес – это свобода в принятии решений, никто не избавит предпринимателя от формальных процедур. О чем следует позаботиться при запуске предприятия с нуля:
- о выборе регистрационно-правовой формы с оптимальным режимом уплаты налогов;
- о письменных договорах с арендодателем, поставщиками, клиентами, сотрудниками;
- о регистрации торговой марки и юридической защите бизнеса;
- о нормах противопожарной и санитарной безопасности, видеонаблюдении и охране.
Как выбрать регистрационно-правовую форму
Новичок в бизнесе, как правило, создает ИП (становится индивидуальным предпринимателем) и выбирает упрощенную систему налогообложения (УСН) или работает на патенте (ПСН). Для регистрации необходимо заполнить заявление (форма Р21001), выбрать вид экономической деятельности (КВЭД), заплатить пошлину (800 рублей) и вместе с паспортом принести документы в Налоговую службу по месту регистрации.
Обратите внимание! С 1 января 2017 г. вступила в силу новая редакция классификатора – ОКВЭД 2 (О2017).
Согласно Федеральному Закону № 477 для начинающих предпринимателей, ведущих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, действует двухгодичный мораторий на уплату налогов. На льготный период могут рассчитывать ИП, которые зарегистрировались после 1 января 2015 года, применяют упрощенную или патентую налоговую систему.
Более подробно о выборе регистрационно-правовой форме для Вашего бизнеса читайте тут
Какие законы пригодятся начинающему бизнесмену
В Интернете много сайтов и форумов, толкующих законы. Не стоит слепо доверять суждениям чужих людей. Для предпринимателя, планирующего работать легально, в правовом поле, будет полезно прочитать законы самостоятельно (выбирайте версию с последними изменениями и дополнениями). Самые важные кодексы:
- гражданский;
- налоговый;
- об административных правонарушениях;
- трудовой.
Регистрация важна для бизнеса, так как открывает доступ к коммерческим сделкам: позволяет официально заключать договоры, принимать платежи от населения, подавать заявки на получение грантов и субсидий от государства. Кроме того, за незаконную деятельность выписывают штрафы – при работе без оформления это вопрос времени. Конечно, частный репетитор или домашний парикмахер вряд пойдет регистрироваться, но для серьезного бизнеса оформление обязательно.
Это не значит, что получение регистрационного свидетельства должно стоять первым в списке. Если известно, к примеру, что ремонт помещения займет 3 месяца, то разумно довести его до конца, и только когда 90% дел будет сделано – идти регистрироваться.
Почему обязательно писать бизнес-план
Начинающему предпринимателю неоценимую услугу окажет финансовый документ, именуемый бизнес-планом. Пусть он будет написан непрофессионально, и выполнить его окажется невозможным на практике, все-таки план – это лучше, чем хаотичное метание от одного дела к другому, от одной идеи к другой. Бизнес – творческий процесс, но это часть рыночной экономики, которая функционирует по определенным законам и выражается математическими формулами.
Бизнес-план научит планировать доходы и расходы, корректировать траты, искать поиски увеличения прибыли – пока только на бумаге. Но составление этого документа станет важным этапом понимания бизнес-процессов.
Почему необходимо заключать договоры с клиентами и сотрудниками
Опытный бизнесмен все просчитывает наперед, стремясь обезопасить себя от жалоб и претензий - как со стороны клиентов, так со стороны партнеров и сотрудников. К сожалению, добросовестное отношение к людям и своим обязанностям не спасает от неадекватных посетителей и скандальных сотрудников. Поэтому важно регулировать отношения с людьми при помощи документов:
- официально заключать договоры, прописывая в них штрафные санкции за невыполнение условий;
- снабжать сотрудников письменными инструкциями, в которых подробно расписаны их права и обязанности;
- подписывать договор с клиентом;
- держать в порядке бухгалтерские и юридические документы - важные для бизнеса сведения прятать от посторонних глаз.
4. Анализ деятельности
В чем главная задача начинающего бизнесмена? Научиться считать. Рассчитывать свои шаги таким образом, чтобы их последовательность приносила прибыль. Для успешного старта важно овладеть инструментами анализа, которые помогут точно ответить на вопрос, какой экономический эффект даст:
- новая рекламная кампания;
- прием на работу нового сотрудника;
- закупка новой партии товара;
- аренда помещения в центре города
и т. д.
Для бизнесмена есть одна единица измерения – рубли. Делая очередной шаг, важно просчитать, какую конкретную прибыль он даст. Для этого существуют платные и бесплатные сервисы – желательно овладеть этими инструментами, они помогут оценить эффективность бизнеса и определить перспективные направления его развития.
Топ-10 инструментов для бизнес-анализа
Сервис |
Какие задачи помогает решить |
1. Wordstat.yandex.ru |
анализ количества поисковых запросов |
2. OLX, Avito |
первоначальное тестирование популярности продукта |
3. HotLog, OpenStat |
счетчик, отслеживающий посетителей на сайте |
4. Яндекс. Блоги |
отслеживание упоминаний фирмы или продукта в Интернете |
5. Spy Words |
анализ ближайших конкурентов |
6. Google Analytics* |
исследование эффективности маркетинга |
7. Google Search Console |
мониторинг работы сайта |
8. Sociate.ru |
тестирование с помощью группы ВКонтакте |
9. Google Документы, Google Таблицы |
удобные программы для работы с текстовыми документами и цифрами |
10. Камеры видеонаблюдения, IP-телефония |
для собственника важно знать, что происходит в его отсутствие в офисе, на складе, в цехе |
* У Google и Яндекс сходные инструменты анализа. Какой поисковой системе отдать предпочтение – дело вкуса.
5. «Правильная» бизнес-литература
Мотивационных книг для начинающего предпринимателя много, они легко написаны, увлекают и действительно вдохновляют на работу. Беда в том, что 85% таких книг не содержит реальных инструментов и технологий ведения бизнеса. Отчасти это связано с тем, что опытный бизнесмен не будет делиться с широкой публикой ценными идеями и находками (он реализует их сам или продаст за деньги). Отчасти «бесполезность» книг в том, что их пишут, люди, не создававшие собственные бизнес-структуры, а только наблюдавшие за чужой работой со стороны.
Среди книг нужно выбирать такие, которые написаны бизнесменами-практиками, работавшими в реальных российских условиях, прошедших этапы становления своего личного бизнеса, готовых поделиться действенными рецептами и помочь избежать ошибок начинающему бизнесмену. Таких книг немного, порекомендуем некоторые из них:
1. Максим Котин «И ботаники делают бизнес».
2. Павел Анненков «Ошибки на миллион долларов».
3. Олег Тиньков «Я такой, как все».
4. Игорь Манн «Маркетинг без бюджета» (и другие книги).
Некоторые из названных авторов не только пишут книги, но читают лекции, ведут блоги, проводят вебинары. Тренинги, семинары и практические занятия гораздо полезнее для запуска с нуля, чем мотивационная литература. Также неоценимую помощь окажут узкоспециализированные курсы, на которых отрабатывают схемы привлечения покупателей, продающие скрипты, способы защиты бизнеса, юридические аспекты работы со «сложными» сотрудниками и клиентами.
Имейте в виду: даже опытный бизнесмен не перестает учиться у умных людей, экономистов, психологов, конкурентов. У начинающего «с нуля» предпринимателя обучение премудростям бизнеса занимает 30-50% времени, но это должно быть практическое обучение. К сожалению, в России нет учебного заведения, где преподавание ведут люди, имеющие реальный опыт управления средними и крупными компаниями. Учиться приходится на чужом опыте и своих ошибках.
Подведем итоги
Чутко реагируя на потребности людей, малый и средний бизнес улучшает наш мир. Создавая предприятие «с нуля», предприниматель не только меняет свою собственную жизнь, но и жизнь других людей. Главное при старте – не бояться неудач, по возможности уменьшая свои риски. И тогда новое дело «с нуля» станет самым интересным периодом в жизни.
«Чем дольше Вы идёте к успеху, тем он ближе. Слишком многие бросают дело за шаг до победы. Этот шаг сделают другие» (Наполеон Хилл «Думай и богатей»)