Умный бизнес старт
Бизнес любит смелых, упорных, организованных, ответственных. Стандартное рабочее место на заводе или офисе создается с таким расчетом, чтобы человек с обычным интеллектом и средними способностями справлялся со своими обязанностями. Бизнес – это работа другого уровня, творческая, непредсказуемая, рискованная, интересная.
Тот, кто твердо решил стать бизнесменом, не свернет с намеченного пути. Его не остановит нехватка стартового капитала, отговоры знакомых и друзей. Чтобы запустить свое дело, необходимо сделать 2 важных вещи:
1. Раздобыть идею.
2. Найти деньги.
Остановимся на них подробнее.
Идеи для удачного старта
«Самое сложное, - говорил Илон Маск, - это придумывать правильные вопросы». Так и в коммерции: самое трудное - придумывать «правильные» идеи, те, которые способны приносить прибыль. Но даже если в голову пришла гениальная идея, она ничего не стоит до тех пор, пока кто-то не попытается воплотить ее на практике.
Покупать смартфоны в Китае и продавать в Санкт-Петербурге? Идея кажется вполне доходной. Но ее реализация требует ответа на вопросы:
- сколько времени товар будет в пути
- как найти надежного поставщика
- с какой транспортной компанией сотрудничать
- какую минимальную партию закупать
- кто потенциальные потребители такой продукции
- какие виды рекламы использовать
- если пойдут заказы, кто будет доставлять товар покупателю
и так далее.
Когда речь идет о бизнесе, правильнее говорить не об идее, а о продуманной бизнес-модели. Даже самой лучшей идеи недостаточно, чтобы запустить предприятие. Кроме идеи, должен быть четкий и ясный план (лучше всего бизнес-план), в котором даны ответы на вопросы, приведены реальные цифры, воссоздан достоверный портрет будущего покупателя.
Совет. Сейчас есть прекрасная возможность запустить микро-продажи через площадку бесплатных объявлений. Попробуйте продать что-нибудь через Avito или Olx. Это не потребует регистрации и уплаты налогов, но позволит составить первоначальное впечатление о востребованности той сферы, которой планирует заниматься будущий бизнесмен.
Легче всего найти идею тому, кто уже имеет опыт работы в какой-либо сфере. Александар Семенцов, организатор футбольной школы «Юниор», сам занимался футболом и проводил детские турниры. Николай Ганайлюк, создатель суперпопулярного научного «шоу профессора Николя», увлекался в студенчестве лабораторными опытами. Для Ивана Полиенко, владельца франшизы CitySites, создание информационного городского сайта вначале было простым хобби - мысль зарабатывать на своем увлечении пришла только через год.
Закономерно, что учитель английского языка создает языковую школу, дизайнер – сеть бутиков модной одежды, кондитер – оригинальные сладости. Специализированные знания и любовь к своему делу значительно повышают шансы на успех. «Наслаждайтесь тем, что вы делаете, - говорил Билл Гейтс, - и вы никогда в жизни не будете работать».
Еще один «волшебный сундучок», откуда приходят доходные идеи: жизненный опыт. Анастасия Татулова, владелица сети «АндерСон», вывела формулу бизнеса из своего недовольства детскими кафе. Марина Могилко, основатель сервиса Linguatrip, была удивлена невозможностью забронировать курс в языковой школе. Теперь обе дамы – владелицы успешных стартапов, приносящих дивиденды.
Хорошая упаковка для первоклассной идеи
Когда идея созрела, требуется выбрать путь для ее реализации. У новичка есть 3 варианта:
1. Создать бизнес «с нуля»
2. Приобрести готовое предприятие.
3. Заключить договор франчайзинга.
Рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.
1. Чему равна эффективность формулы с нулем
Математика учит, что ноль, умноженный на что угодно, все равно остается нулем. В коммерции эта формула также справедлива. «Бизнес с нуля» - скорее, поэтический образ, заманивающий юных и доверчивых. Даже если у начинающего предпринимателя есть помещение, компьютер и «правильная» идея, в дело придется что-то вкладывать: энергию, знания, время.
Создавать работающую структуру «с нуля» - трудоемкое занятие. Ведь наемный сотрудник занят строго определенными обязанностями и не вникает в нюансы налогообложения, бухгалтерского учета, выбора программного обеспечения. Вопросы, связанные с полноценным функционированием предприятия, решает кто-то другой.
Бизнесмену придется взять все функции на себя. Быть специалистом в сфере уплаты налогов, грузоперевозок, озеленения прилегающей территории - решать все вопросы, какие только могут возникнуть в период запуска стартапа. Ведь нанять хороших специалистов начинающий предприниматель вряд ли сможет себе позволить. И все-таки бизнес «с нуля» для новичка – наиболее предпочтительный вариант, ибо, согласно закону Букера, «даже маленькая практика стоит большой теории».
2. Готовый бизнес – удачное решение или головная боль
Покупка готовой компании кажется перспективной идеей, но опытный предприниматель относится к продаже чужого бизнеса настороженно. Основной вопрос: если дело приносит прибыль, зачем его продают.
Различные жизненные ситуации (переезд, болезнь, семейные обстоятельства) приводят к тому, что предприятие ищет нового хозяина. Но оценить все бизнес-параметры новичку будет сложно. Что необходимо учесть, покупая чужое дело:
1) прибыльность за последний год работы;
2) наличие (отсутствие) ключевых сотрудников;
3) конкуренцию;
4) месторасположение, материальную оснащенность.
Покупателю придется взять в руки «скучный» калькулятор, попросить налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность. Оценить потенциал бизнеса с точки зрения персонала. Возможно, в автосервисе был опытный мастер, который уволился, а в фитнес-центре – популярный тренер, собиравший полные группы, но вынужденно переехавший в другой город? Или дело стало нерентабельным из-за новых конкурентов? Или точка расположена в неприбыльном месте? Все эти факторы следует учесть.
Задайте себе вопрос: на чем основана доходность бизнеса - на оригинальной идее, демпинговых ценах, хорошей репутации? Сможете ли вы обнаружить «слабое» звено, из-за которого бизнес продают, и ликвидировать его?
Совет. Готовое предприятие покупают, как правило, те, что у кого есть лишние деньги и совсем нет времени. Для старта чужой бизнес – не лучший вариант. Новичок ограничен в ресурсах и может выбирать, какие этапы запустить в первую очередь, а какие – отложить на 2-3 месяца. Готовая структура будет диктовать свои правила, не всегда приемлемые, и требовать расходов, которые могут оказаться не по карману.
3. Покупка франшизы
Эксперты считают покупку франчайзингового пакета оптимальным решением для старта. По сути, это комбинированный вариант первых двух направлений – дело запускается «с нуля» под руководством опытного партнера, который берет на себя самую трудоемкую часть работы: бизнес-план, маркетинг, помещение, торговое оборудование.
В каталоге франшиз достаточно интересных предложений для начинающих предпринимателей. Какие из них выгодны?
А. Те, которые предоставляют франчайзи пакет «все включено» и дают эксклюзивные права на регион.
Б. Те, которые выдвигают список выполнимых условий, обещают сопровождение и контроль.
В. Те, которые пришли на российский рынок из других стран и адаптированы под российскую реальность.
Есть один минус. Надежные франшизы стоят дорого. Инвестиции в Subway или Zara начинаются от 30 000 $. Для старта хороши пакеты, не предполагающие больших финансовых вложений и привлечения наемного персонала. Например, интернет-магазин запасных частей для иномарок «Автореальность», аутсорсинговая компания по подбору персонала «Персональное решение», система тестирования InfoLife, агентство по организации праздников «Шоколадная мечта» и другие. Как и в случае «бизнеса с нуля», за дешевизну франшизы предпринимателю придется заплатить тратами личной энергии и времени.
Важно! Если франчайзер заинтересован в развитии бизнеса, он не только передаст партнеру права на торговую марку, но и проконтролирует реализацию идеи. Солидному франчайзеру выгодно, чтобы у франчайзингового предприятия был успешный старт, и он приложит максимум усилий для этого. По статистике, среди предприятий, открытых по франшизе, закрывается в первый год работы менее 15%.
Где взять деньги – в банке или у государства?
Вопрос стартовых инвестиций для бизнеса самый острый. Где найти деньги? Если у предпринимателя-новичка нет собственных сбережений или неожиданного наследства, есть 3 варианта раздобыть средства на запуск стартапа:
1. Получить грант от государственного центра занятости.
2. Претендовать на субсидию от государства.
3. Взять кредит в банке.
1. Финансовая помощь от центра занятости
Если денег нет совсем, и сумма нужна небольшая, можно взять деньги на старт у центра занятости. Сегодня начинающий предприниматель может рассчитывать на 58 800 рублей. Получить эти деньги очень просто, если встать на учет в центр занятости, написать и защитить бизнес-план.
Минус подобного сценария только один: официально работающий человек не сможет встать на учет и получить деньги. Для всех остальных – это прекрасная возможность обзавестись стартовым капиталом без особых хлопот. Центр занятости не предъявляет строгих требований к соискателю, случаи отказа в выдаче денег крайне редки.
Важно! Чтобы получить деньги от государственного учреждения, необходимо стать индивидуальным предпринимателем (зарегистрировать ИП). Делают это только после защиты бизнес-плана. Регистрационные расходы также компенсирует служба занятости при предъявлении соответствующих квитанций.
2. Субсидирование малого бизнеса из специальных фондов поддержки предпринимателей
Если вы уже стали предпринимателем, изучите вопрос финансирования бизнеса со стороны государства. Во всех регионах России действует государственная программа субсидирования малого и среднего бизнеса. Субсидию (грант) можно получить на региональном и федеральном уровне, если вовремя обратиться с заявкой в профильный комитет.
Не стоит думать, что государственные программы – фикция. Получить деньги – реально. В 2016 году на поддержку малого бизнеса было выделено 11 млрд. рублей, в 2017 году – 17 млрд., а размер субсидии вырос с 300 до 500 тыс. рублей. Это деньги целевого назначения, использовать их на другие цели чиновники не могут. Если не будет достаточно желающих получить гранты, они просто вернутся в бюджет.
Важно! На уровне города, области есть местные программы поддержки предпринимательства. Подавать заявки на получение субсидии сразу в несколько источников не возбраняется.
При распределении субсидий в выигрыше те претенденты, которые работают в социальной сфере, сельском хозяйстве, транспорте. Создание рабочих мест, использование инноваций, прием на работу социально незащищенных категорий населения – дополнительный плюс к заявке. Узнать об условиях получения субсидии можно на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства, на сайте Минэкономразвития или позвонив в свой региональный департамент.
3. Деньги банка
Кредит не просто так стоит на последнем месте в списке. Для новичка, не имеющего опыта обращения с деньгами, – это должен быть крайний вариант. Начинающий предприниматель еще не научился зарабатывать, а отдавать деньги придется с момента оформления кредита.
Бизнесу необходимо время, чтобы появилась прибыль, но кредитное учреждение потребует деньги обратно сразу. Нередка ситуация, когда займ потрачен на ремонт, аренду, рекламу, а ожидаемой прибыли нет. Приходится выплачивать кредит из своего кармана.
Важно! Если без займа не обойтись, следует точно высчитать необходимую сумму и выбрать программу кредитования с наиболее лояльными условиями. Расходы на обслуживание кредита обязательно включить в бизнес-план.
Резюме
Специфика российского бизнеса – в высокой степени риска и отсутствии каких-либо гарантий. Коммерция в США и Европе защищена законодательно: низкие ставки по кредитам, льготные условия первых лет работы, отсутствие давления со стороны контролирующих органов – делают бизнес привлекательным не только для отдельных личностей, но и для целых семей. В России реальную поддержку коммерческим проектам начали оказывать только последние 5 лет, и она несовершенна.
Чтобы преуспеть в бизнесе, важно соблюдать 5 простых правил:
1) заниматься любимым делом, предлагая рынку полезный и качественный продукт;
2) учиться у бизнесменов-практиков - тех, кто сумел создать успешное дело в российских реалиях;
3) ограничивать себя в тратах, добиваясь, чтобы каждая 1000 рублей приносила дивиденды, не расходовалась впустую;
4) учиться на своих ошибках, превращая их в ценные уроки;
5) защищать свой бизнес (пользоваться услугами юристов, следить за изменениями в законодательстве, регистрировать торговую марку, избегать конфликтных ситуаций).
Но самое главное условие для удачного старта – пересилить свой страх.
«Если хочешь иметь то, что никогда не имел, придется делать то, что никогда не делал».
— Коко Шанель, французский модельер и основательница дома Chanel