Ведущие компании мира его не делали: почему вам не нужен бизнес-план для открытия дела
У каждого предпринимателя, который начинает новый бизнес, есть неловкий момент, когда он чувствует, что у него действительно должен быть бизнес-план. Есть целые книги, посвященные созданию потрясающего бизнес-плана для вашего стартапа, но на самом деле это выдумка. Google, Microsoft, Uber и Facebook были запущены без бизнес-планов, так зачем вам это нужно?
Можете ли вы предсказать будущее своего дела?
Майк Тайсон однажды сказал: ”У каждого есть план, пока его не ударят по лицу", и он прав. Когда все, что вы можете сделать, - это перемещать цифры по электронной таблице, вы не способны предсказать будущее своего бизнеса, потому что реальность торговли совершенно непредсказуема. Бизнес-план - это художественное произведение, и вы напрасно тратите свое время на его составление.
Хуже того, если вы слишком доверяете им, бизнес-планы могут так же легко привести вашу компанию к краху. Если ваша прибыль не полностью соответствует прогнозам, которые вы сделали, прежде чем окунуться в рынок, вы, вероятно, запаникуете и сделаете что-то глупое.
С другой стороны, вы можете слишком жестко придерживаться своего плана и в конечном итоге потратить все воображаемые деньги, на которые, как вам казалось, могли бы положиться. Если вы упрямо придерживаетесь плана, вы также потеряете все возможности сделать свой бизнес более успешным, потому что они не были запланированы.
Вы должны развиваться в новых направлениях
Вам было бы гораздо лучше просто следить за своими поступлениями и расходами, реагировать на любые тенденции и следить за изменениями и возможностями. Вместо того чтобы придерживаться плана, вы должны быть открыты для того, чтобы вести свой бизнес в новых направлениях, о которых вы не подумали бы до старта.
Бесконечный круг напряженной работы
Есть также академические исследования, которые показывают, насколько бизнес-планы на самом деле бессмысленны. Нет абсолютно никаких убедительных доказательств того, что они имеют какую-либо ценность вообще.
Возьмем, к примеру, это исследование из Бэбсон-колледжа, частного университета в США, который полностью посвящен бизнесу и предпринимательству. В процессе анализа 457 новых предприятий в 2009 году было обнаружено, что “нет никакой разницы в операционных показателях компаний, начатых с письменных бизнес-планов или без них”.
Конечно, есть и другие исследования, которые предполагают, что бизнес более успешен, если владельцы следуют бизнес-плану, но, как объясняют авторы исследования Babson College, “написание бизнес-плана перед запуском нового предприятия необходимо только тем предпринимателям, которые ищут внешнего финансирования стартапов”. На самом деле в этом документе нет никакого смысла: это бесконечный круг напряженной работы.
Вам не нужен бизнес-план
Пока у вас есть хотя бы приблизительное представление о том, как вы хотели бы развивать свое дело, вы полны энтузиазма и здравого смысла, и пока есть веские основания полагать, что это будет выгодно, вы в порядке.
Честно говоря, если вы можете объяснить инвестору, как и почему ваш бизнес собирается зарабатывать деньги, за чашкой кофе, и это имеет смысл для него, он был бы счастлив инвестировать. Ему не нужно видеть 20-страничный документ, полный прогнозов и исследований рынка, ведь прогнозы оказываются неверными в любом случае.
Так почему же люди настаивают на составлении и чтении бизнес-планов? Это имеет какое-то отношение к процветающей экономике университетов, колледжей, гуру самопомощи и учебников, которые зарабатывают деньги, рассказывая предпринимателям, как они должны составлять свои бизнес-планы. Ведь не получится заработать на том, чтобы сказать кому-то, что он не нуждается в вашей помощи, и именно поэтому такой миф сохраняется.
Поэтому если вы предприниматель, если вы планируете запустить стартап или если вы потенциальный инвестор, сделайте всем одолжение и прекратите говорить о бизнес-планах. Никто не нуждается в них.