Составляем бизнес-план медицинского центра, специализирующегося на стоматологии
Медицинский центр – более сложная система бизнеса, нежели медицинский кабинет. Его нужно регистрировать как юридическое лицо, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Список необходимого пакета документов можно уточнить в региональном отделении ФНС или на сайте ФНС России. А за получением обязательной лицензии стоит обратиться в региональный орган управления здравоохранения.
Рассмотрим, как открыть частный медицинский центр, специализирующийся на стоматологии. По оценкам специалистов, именно этот сектор медицины наиболее популярен у потенциальных клиентов. Список самых востребованных направлений продолжают гинекология, офтальмология, урология и медицинская косметология.
- Если вас интересует информация о запуске частного центра без привязки к конкретной специализации, смотрите видео в середине и конце статьи.
Отделения центра
Многие стоматологические кабинеты практикуют узконаправленную сферу обслуживания: только протезирование, только лечение или только обслуживание детей.
Для успешной работы центра логично предложить более широкий спектр отделений.Широкопрофильных стоматологических клиник на территории России – единицы.
Можно выбрать хотя бы 4 направления из следующих:
- терапия;
- консультации и функциональная диагностика;
- ортопедия;
- хирургия, а также анестезия и физиотерапия;
- косметология;
- ортодонтия;
- детская стоматология.
В случае ограниченности средств, лучше выбрать те направления, которые мало представлены в вашем районе.
Впрочем, ситуация на рынке сейчас такова, что любой стоматологический кабинет, при надлежащем обслуживании и грамотном специалисте высокого класса неизменно обрастает постоянными клиентами. Клиентов много, и работы хватит на всех.
Проблемы могут возникнуть и с лицензированием некоторых специализаций (очень жесткие требования для установки рентгена, для использования закиси азота и пр.).
Месторасположение центра
Большинство клиник располагаются в центре города. Здесь – наиболее выгодное расположение: загруженные автомагистрали, равная удаленность спальных районов, большое скопление народа.
Аренда или собственность? Все зависит от имеющихся средств. Первый вариант – более выгодный, второй – более надежный, так как вы не будете зависеть от настроения арендодателя.
В аренду лучше взять помещение для бизнеса. Необходимый метраж и условия описаны в СанПиНе. Хорошо, если ваше помещение уже оборудовано необходимыми коммунальными условиями (газ, электричество, вода). В этом случае наиболее выгодно договариваться об аренде с небольшими гостиницами.
Все финансовые расчеты бизнес-плана медицинского центра рассчитаны на наличие четырех кабинетов. На каждый кабинет – не менее 20 кв. м рабочей площади для одного рабочего места, плюс холл со столом администратора – не менее 8 кв. м.
Итоговый метраж помещения составит 200 кв. метров.
Потребуется особый ремонт кабинета. К каждому стоматологическому креслу необходимо провести целую систему коммуникаций: электричество, вода, канализация. Поэтому, планируя ремонт, стоит заложить в смету расходы из расчета 4-5 тысяч на 1 кв. метр.
Лучше сразу закупать укомплектованное стоматологическое кресло, чтобы иметь возможность выполнять самые стандартные операции
Стоимость оборудования
Оборудование – самая расходная статья в организации работы частного медицинского центра. Выбирать следует самое современное и самое надежное. Здесь без услуг толкового специалиста по медицинской технике не обойтись. Его услуги составляют обычно 10-15% от стоимости оборудования. Именно такую сумму фирмы-производители готовы уступить при оптовой покупке.
Разброс цен на стоматологическую технику довольно велик. По самым грубым оценкам средняя стоимость:
- 1 стоматологического кресла – 1 млн. 800 тыс.
- ультразвукового аппарата – 5 млн.
- диагностического аппарата – до 2 млн. рублей
Стоит сразу закупать укомплектованное стоматологическое кресло, чтобы иметь возможность выполнять самые стандартные операции. Как правило, к одному стоматологическому креслу крепятся как минимум 4 рукава и столько же наконечников. Не стоит забывать и про «стратегический запас» наконечников, ламп и прочих дополнительных предметов.
Общая таблица расходов
Наименование | Стоимость за 1 ед | Кол-во | Итого |
Стоматологическое кресло | 2.000.000 | 4 | 8.000.000 |
Ультразвуковой аппарат | 5.000.000 | 1 | 5.000.000 |
Диагностический аппарат | 2.000.000 | 1 | 2.000.000 |
Мед. инструменты | 480.000 | 480.000 | |
Расходные материалы (пломбировочный состав, хим. вещества, лекарства и прочая химия) | 500.000 | 500.000 | |
Тех. обеспечение (гелиоотверждающие лампы, апекс-локаторы) | 45.000 | 4 | 45.000 |
Визиограф | 270.000 | 1 | 270.000 |
Автоклав | 60.000 | 1 | 60.000 |
Холодильник для лекарств и стерилизаторы | 45.000 | 1 | 45.000 |
Прочая мебель (столы, стулья, шкафы) | 200.000 | 200.000 | |
ИТОГО | 16.600.000 |
Медицинский персонал
Грамотный и высококвалифицированный персонал – главная составляющая успеха центра частного типа. Приглашая врачей, стоит обратить внимание на их дипломы, наличие соответствующих сертификатов, наличие званий и категорий.
Немаловажную роль имеет опыт работы. Хорошо, если врачи имели опыт стажировки за границей или работали прежде в других частных центрах.
Также вам потребуются:
- медсестры (в идеале — одна медсестра на одного врача);
- 2 санитарки, которые будут наводить порядок в кабинетах и поддерживать чистоту помещений.
Врач получает минимальный оклад плюс проценты от выполненной работы. Как показала практика, наиболее выгодный процент и для врача, и для руководства клиники – 20%.
Младшему персоналу лучше назначить фиксированную заработную плату в зависимости от вашего региона.
В частный сектор медики уходят в поисках высоких заработков. Поэтому продумайте заранее мотивировку привлечения сотрудников. Для врачей – это проценты от выполненной работы, для младшего персонала – премии и возможные доплаты.
Возможные препоны
Самая главная трудность не в отсутствии грамотного бизнес-плана медицинского центра, а процедура регистрации юридического лица и лицензирование услуг.
Парадокс в том, что получать лицензию на каждый вид медицинской услуги (а это необходимо) можно лишь при наличии оборудованного помещения и персонала. Так что придется заложить в смету расходы на простой клиники на время лицензирования. Это может занять от 2 месяцев до полугода.
Окупаемость бизнеса
Суммарно (включая стоимость оборудования, оплату документов, расходных материалов, ремонт и арендную плату за помещение, заработную плату за 1 месяц работы сотрудникам) расходы выльются в сумму 20 млн. рублей.
За год, при ежедневном потоке в 50 клиентов можно обслужить 16 тысяч клиентов. При среднем чеке за услуги в 1500 рублей сумма выручки составит 24 миллиона рублей.
Таким образом, при хороших специалистах и грамотном ведении бизнеса, частный медицинский центр на 4 кабинета окупается за 12-16 месяцев работы.
Рентабельность составляет 50 %.