Создание ассоциации начинается в момент, когда среди участников бизнес-сообщества, осознающих необходимость координировать совместные усилия, появляется инициатор будущего союза с консолидирующей идеей. Ею могут быть и переговоры о согласованной ценовой политике, и создание общих стандартов деятельности — главное, найти действительно важный для отрасли вопрос. Иначе просто не получится собрать коллег для его обсуждения.
Пообщавшись друг с другом, найдя удовлетворяющее всех решение, предприниматели увидят все преимущества совместной работы. Со временем такой подход станет постоянной практикой… Все, начало ассоциации положено, остается только закрепить факт ее создания юридически.
Цели деятельности
Координации деятельности, представление и защите интересов членов.
Количество учредителей
Не менее 5.
Учредители
Юридические и физические лица.
Члены
Юридические и физические лица.
Отношение учредителей, членов к имуществу организации, их ответственность
Отношение Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
Руководящие органы
Общее собрание членов ассоциации (союза), единоличный исполнительный орган (председатель, президент и др.), дополнительно могут образовываться постоянно действующие коллегиальные органы (совет, правление и т.д.).
Предпринимательская деятельность
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Ликвидация
По общим правилам ликвидации юридических лиц.
Преобразование
В общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд.
С точки зрения права, бизнес-ассоциация — это юридически оформленная некоммерческая организация. Их деятельность регулируется Гражданским кодексом России, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также другими законодательными актами.
Закон предусматривает следующие формы некоммерческих организаций:
общественное объединение,
некоммерческое партнерство,
автономная некоммерческая организация,
фонд,
ассоциация (союз),
учреждение,
потребительский кооператив.
Из этого списка для создания бизнес-ассоциации подходят лишь три правовые формы:
Общественная организация
Создается для совместной деятельности по защите общих интересов и достижения уставных целей членов организации. Высший руководящий орган — съезд (конференция) или общее собрание, которым избирается структура, осуществляющая постоянное руководство.
Ассоциация (союз)
Создается путем объединения коммерческих или некоммерческих организаций для координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов.
Высший орган управления — общее собрание членов, которое образует постоянно действующий исполнительный орган.
Вести предпринимательскую деятельность ассоциация может, только преобразовавшись в хозяйственное общество или товарищество, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, или создав хозяйственное общество специально для этого.
Некоммерческое партнерство.
Учреждается гражданами и юридическими лицами. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если та служит достижению целей, ради которых оно создано. Это может быть производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах.
Выбирая правовую форму для будущей бизнес-ассоциации, учредители должны четко представлять себе, чем они планируют заниматься. Будет ли их организация вести предпринимательскую деятельность? Если да, то форма «ассоциация (союз)», скорее всего, не подойдет. Планируется ли в будущем получение статуса саморегулируемой организации (о том, что это такое, будет рассказано ниже)? Тогда единственный вариант — некоммерческое партнерство.
Практика показывает, что иногда в уставе правовая форма не уточняется, в этом качестве указывается просто «некоммерческая организация». Тем не менее все основные аспекты (добровольность членства, имущественные и иные права и обязанности участников) расписываются согласно одной из описанных в законе правовых форм.
Мы все-таки рекомендуем указать правовую форму явно.
Важно помнить, что название организации вовсе не обязательно соответствует ее правовой форме. Например, с юридической точки зрения Ассоциация инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха (АВОК) — некоммерческое партнерство. Вывеску со словом «Ассоциация» может носить организация, вовсе не являющаяся некоммерческой. Более того, этой организации может не существовать вовсе, как, например, мифической Ассоциации стоматологов, на авторитет которой ссылаются многочисленные рекламные ролики.
Документы для создания ассоциации
Для регистрации некоммерческой организации необходимо представить в органы Министерства юстиции РФ следующие документы (образцы некоторых из них приведены в приложении к главе):
После получения свидетельства о регистрации нужно совершить еще ряд действий:
Встать на налоговый учет (получить свидетельство о присвоении ИНН)
Получить справку о присвоении кодов ОКВЭД
Получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц
Получить соответствующие документы из пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования.
Изготовить печать
Открыть расчетный счет и уведомить об этом инспекцию федеральной налоговой службы.
Регистрация юридического лица — дело не очень простое, но, к счастью, сейчас есть масса фирм, готовых взять все хлопоты на себя.
Кроме того, будет весьма полезно создать и зарегистрировать собственный знак. Кроме того, помимо обязательных документов организация может принять и другие. Например, декларацию, в которой будут четко сформулированы цели и задачи создания ассоциации.
Структура ассоциации (варианты)
Три основные модели
Все разнообразие форм и схем управления деятельностью предпринимательских объединений можно свести к трем основным типам:
Ассоциация, управляемая добровольцами
Эта модель способствует активному участию в деятельности ассоциации всех ее членов. При этом руководство прекрасно осведомлено об их потребностях и стремится максимально их удовлетворить.
Недостатки схемы: длительный процесс принятия решения, отсутствие организационного контроля, частая смена политики, зависящая от выбора новых должностных лиц.
Ассоциация, управляемая наемным персоналом
Главные преимущества этой модели — лучшая координация, быстрое принятие решений, строгий контроль над ресурсами.
Недостатки: члены ассоциации теряют интерес к ее деятельности, их трудно вовлечь в работу комитетов и комиссий. Между наемным персоналом и членами ассоциации возможно недопонимание.
Модель сбалансированного лидерства
Эта модель обладает всеми преимуществами двух предыдущих. Она требует четкого разграничения обязанностей и ответственности главного выборного и главного штатного должностного лица. При этом для эффективного функционирования ассоциации необходим эффективный лидер.
Идеальной структуры, подходящей для всех ассоциаций, не существует.
В книге «Принципы руководства ассоциациями», в главе, посвященной организации, планированию и контролю, авторитетный специалист по теории и практике руководства ассоциациями Ли Ван Бремен пишет: «Один из признаков, отличающих ассоциацию от коммерческой организации, — более четкое разделение управления и осуществление принципов деятельности (политики).
Во многих ассоциациях параллельно действуют и добровольные структуры. Эти подразделения, занятые административной деятельностью и осуществлением политики, являются основными составляющими подсистемы управления.
Штат осуществляет административные функции, добровольцы делают политику».
Представление о том, как на практике организована структура бизнес-ассоциаций, можно получить, взглянув на следующие схемы, взятые с сайтов различных объединений:
Вариант 1. Собрание членов ассоциации избирает президента, ревизионную комиссию и совет, а также утверждает состав исполнительной дирекции, которой руководит назначенный собранием директор.
Вариант 2. В отличие от первого варианта президент избирается не собранием, а советом ассоциации. Президент назначает исполнительного директора, и вместе с советом руководит работой комитетов.
Вариант 2 а. Все то же самое, что и в предыдущем случае, только исполнительная дирекция назначается не президентом, а правлением.
Вариант 3. Работой комитетов руководит директор, назначенный избранным общим собранием председателем правления.
Развитие ассоциации
Этапы развития
Теоретики предпринимательства судят о степени развития ассоциации по количеству и уровню ответственности наемных работников. И в таком подходе есть своя логика.
По мнению Уолтера Шо, дипломированного специалиста по управлению ассоциациями (Walter Schaw, CAE, «International Handbook on Association Management», ASAE, 1998, Р. 6–8), структурную эволюцию любой ассоциации можно разделить на следующие этапы:
Создание ассоциации
Группа людей собирается для обсуждения общих проблем и интересов. Со временем эти собрания формализуются, образуется ассоциация. По мере роста и усложнения ассоциации ее процедуры, правила и юридический статус легализуются через устав и положения. Функции управления ассоциацией на данном этапе осуществляются добровольцами.
Появление наемного персонала
Первый наемный работник ассоциации часто называется Секретарем (с большой «С»), в его обязанности входит ведение учета членов ассоциации, оформление протоколов, осуществление финансового учета и оказание других видов помощи руководящему органу ассоциации. Затем к Секретарю присоединяются бухгалтер и сотрудник, занимающийся работой с членской базой ассоциации. Со временем административные функции наемного персонала существенно расширяются. Так, например, возникает должность технического директора, осуществляющего мониторинг исследований, отслеживание технологических или торговых разработок в соответствующей сфере деятельности, организацию образовательных программ и т. д.
Появление в штате ассоциации первого функционального специалиста
Первым функциональным специалистом ассоциации часто становится PR-менеджер. С ростом ассоциации углубляется и профессиональная специализация персонала, который теперь выполняет функции от маркетинга и продаж до проведения исследований и управления собраниями. Кульминацией развития организационной структуры является возникновение должности исполнительного директора. Обычно он подбирается и назначается правлением, за реализацию политики которого и несет основную ответственность.
Российская практика часто расходится с заокеанской теорией. У нас ассоциацию с самого начала может возглавлять человек, должность которого будет называться «исполнительный директор» — лицо, ответственное юридически, исполняющее к тому же обязанности Секретаря (с большой «С»). Тем не менее основной принцип остается тем же: с развитием ассоциации растет и ее штат.
Проекты, которые помогут ассоциации
По сути, главный объект и продукт деятельности бизнес-ассоциации — информация. Ее накопление, переработка и распространение происходят посредством разнообразных проектов.
Участие в них и есть то, ради чего люди объединяются в ассоциации. Главное не превращать их исключительно в источник финансирования дирекции. Проекты — это очень серьезный инструмент, который помимо чисто практической пользы служит идеологическим «цементом», скрепляющим ассоциацию (смотри главу 1 ).
Ниже приведены примеры успешно реализуемых проектов.
Информационная сеть
Одной из первых задач, которую должна решить ассоциация, — обеспечить информационное взаимодействие своих членов. Наиболее эффективный способ для этого — использование возможностей Интернета для создания информационной сети.
В России самым масштабным (но далеко не единственным) примером такой сети является проект REACT Торгово промышленной палаты РФ. Существует похожий по размаху проект и на Украине — сеть делового содействия UBAN.
Участники сетей получают доступ к разнообразным ресурсам, могут участвовать в тренингах и семинарах, получать информационные бюллетени, обзоры, руководства и другие документы. При необходимости посредством сети могут оказываться консультационная помощь, проводиться дистанционное обучение.
Журнал
Собственное печатное издание — отличный инструмент для продвижения бизнеса. Журнал послужит и источником отраслевых новостей, и проводником политики ассоциации, и площадкой для дискуссий и обмена опытом.
Но средство массовой информации, как писал классик, «не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор». Организационный потенциал журнала может быть в полной мере использован при подготовке других крупных проектов.
Выставка
Журнал может стать базой для информационного продвижения выставки, ведь его подписчики — потенциальные участники нового проекта.
Организуя выставку, ассоциация выполняет функции совета экспонентов, коллективного органа соуправления выставкой, и берет на себя:
организацию обратной связи, сбор и обработку мнений участников и посетителей выставки, изучает и анализирует статистику, вырабатывает предложения, улучшающие качество проведения мероприятия;
разработку позиционирования выставки, планирование маркетинговых кампаний и само продвижение выставки. При этом используются ресурсы других проектов ассоциации — база подписчиков журнала, сам журнал, Интернет-сайты;
организацию научной программы выставки от формирования тематики до работы с докладчиками и подготовки выступлений;
отстаивание интересов ассоциации и ее членов при участии в выставке: увеличение влияния на проект, информирование членов ассоциации о выставке, ее подготовке, возможностях, обеспечение преференций для членов ассоциации, разрешение конфликтов;
работу с экспонентами, не входящими в ассоциацию: информирование о выставке, привлечение их в ассоциацию, к ее проектам;
оперативное реагирование на проблемы, возникающие во время выставки;
информационную поддержку посетителей выставки (гиды, интернет-сайт);
разработку концепции развития выставки.
Учебный центр
Нехватка квалифицированных кадров — проблема, довольно распространенная во многих отраслях. Поэтому, обучение специалистов — проект, о реализации которого рано или поздно задумываются в любой ассоциации. Главное их преимущество перед «одиночками» — возможность опоры на ресурсы уже работающих проектов. При организации учебного центра (программы подготовки специалистов) для сбора информации о потребностях отрасли и продвижения учебных курсов можно использовать и журнал, и выставку. Для реализации дистанционного этапа обучения отлично подойдут ресурсы информационной сети.
Маркетинговое агентство
Для обеспечения членов ассоциации необходимой информацией, а также для взаимодействия с остальным бизнес-сообществом может быть организовано маркетинговое агентство. В своих исследованиях оно будет опираться на ресурсы других проектов: информационной сети, выставки, журнала и т. д. Члены ассоциации при этом выступают и как источники первоначальной «сырой» информации, так и потребителем результатов ее анализа.
Иллюстрацией некоторых аспектов работы агентства может служить приведенный в приложении документ: «Положение о маркетинговом агентстве».
Разумеется, мы не рассказали и о десятой доле проектов, которые может реализовать бизнес-ассоциация. Помимо перечисленных это может быть проект сертификации продукции — если в отрасли назрела необходимость создания стандартов, востребованным может оказаться проект взаимодействия с властью с целью создания более благоприятных условий для бизнеса. Вариантов — бесконечное множество.