Свой бизнес: производство легкосплавных дисков
Число автомобилей неуклонно растёт, а поэтому производство комплектующих, запчастей и деталей для автомашин является весьма перспективным начинанием, которое предполагает изготовление постоянно востребованной продукции. К таким изделиям относятся колёсные диски, которые сегодня часто представлены на рынке стальными изготовками. Данный тип изготовления колеса считается традиционным, но он имеет множество недостатков, поэтому на смену ему уже давно типы колес, изготовляемый по более совершенным технологиям и с использованием более лёгких металлов и их сплавов. По этой причине они получили название легкосплавных.
Сегодня уже имеется немалое количество производств легкосплавных дисков, но даже начинающий предприниматель может занять своё место на данном рынке, потому что сложность организации своего производства и существенные финансовые вложения значительно усложняют подобное начинание. Безусловно, любое производство требует от бизнесмена больших инвестиций, но нельзя забывать, что инвесторов можно найти и со стороны или же воспользоваться кредитными предложениями. В случае, если разработан хороший бизнес-план, состоятельные люди будут готовы вкладывать в дело, главное, показать им перспективы. А в данном направлении они определённо имеются.
Несмотря на общепринятый факт, что наиболее качественные автомобили и детали к ним изготавливаются где угодно, но не в России, данную сферу можно назвать исключением. После развала социалистического строя осталось множество предприятий, которые раньше работали на госзаказ, но в одночасье остались предоставленными сами себе. На некоторых из них были открыты цеха по производству легкосплавных дисков, причём работа ведётся на оборудовании для военной и авиационной промышленности. То есть таким людям досталось в наследство дорогостоящее, но превосходное оборудование, которое даёт недорогой и качественный товар. Соперничать с этими компаниями относительно сложно, ведь их продукты по достоинству оценили даже за рубежом, но современный рынок далёк от перенасыщения. Существует и немалое количество импортных дисков, но они обычно имеют слишком высокую цену, чтобы их закупали массово.
Таким образом, начинающий предприниматель должен ориентироваться на средний сегмент рынка, предлагая относительно недорогой и качественный продукт для нужд местного рынка, при развитии – возможно, всероссийского, а не только конкретных регионов. Впрочем, немаловажны и многие другие особенности производства.
Легкосплавные диски по своему изготовлению делятся на два вида: литые и кованые. Причём различается не только сама технология, но и конечный продукт; кованые считаются несколько лучше литых, но их главный недостаток – цена. Диск получается весьма качественным, но достичь небольшой себестоимости смогли те самые переоборудованные заводы. Сегодня наибольшее распространение получили именно литые диски, потому что такое производство быстро окупается (не столь большие вложения и повсеместная распространённость именно этого типа легкосплавных дисков, так как кованые считаются дорогими).
Кованые покупаются в меньших количествах, но свой потребитель есть и на них, в то же время такие диски можно найти у крупных производителей, но бизнесмены среднего уровня этим редко занимаются. Учитывая, что количество автомобилистов растёт с каждым годом, можно иметь конкурентов даже под боком и при этом успешно сосуществовать с ними.
Всё-таки автомобилист в процессе эксплуатации своей машины постоянно приобретает новые диски (не раз в год, конечно, но иногда случается, ибо их относительно легко повредить), иногда ему просто хочется сменить стандартные и эстетически непривлекательные заводские диски. А на каждый автомобиль приходится два комплекта резины и, зачастую, два комплекта дисков – на зимнюю и летнюю резину отдельно. Прикинув количество автомашин в своём городе и примерные продажи новых автомобилей, можно весьма условно понять, каков будет спрос.
Нужно также отметить, что помимо двух вышеназванных технологий производства легкосплавных дисков существуют и некоторые другие. Во-первых, это сборные диски, которые производятся, как можно понять по названию, из различных частей, собираемых в процессе производства; то есть изделие по сути не является монолитным. Особого распространения эта технология именно в автомобильной промышленности не получила. И, во-вторых, это изготовление эксклюзивных дисков, когда из болванки на фрезерном оборудовании вытачивается готовый диск по индивидуальному заказу. Однако этот способ является очень трудоёмким и для массового производства не подходит. Но как ещё один вариант бизнеса его можно рассматривать.
Прежде чем приступать к организации производства, следует зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Чтобы воспользоваться упрощённой системой налогообложения (УСН), следует либо выбрать форму индивидуального предпринимателя (ИП, физическое лицо), либо общества с ограниченной ответственностью (ООО, юридическое лицо). УСН позволяет производить отчисления налогов в размере 6% от доходов или же 15% от операционной прибыли. На всю регистрацию понадобится примерно один месяц времени и 20 тысяч рублей. Производство легкосплавных дисков выносится в категорию по изготовлению деталей к автомашинам, поэтому код деятельности будет (ОКПД 2) 29.32 Комплектующие и принадлежности для автотранспортных средств прочие.
Обычно занимаются своим производством в том случае, если имеется в собственности значительная территория и здания либо же есть возможность арендовать целый комплекс по выгодной цене. В данном случае понадобится площадка примерно 10 аров земли с учётом размещения производственных мощностей, складских, административных и вспомогательных зданий, места для автотранспорта и подъездных путей. То есть на таком участке можно поместить полностью оборудованный всем необходимым завод. Иметь свой собственный транспорт также фактически необходимо, хотя большие партии товара и сырьё могут забирать и увозить соответственно партнёры. В зависимости от объёмов производства формируется штат работников, при этом нанимать стоит только тех людей, которые будут участвовать непосредственно в самом процессе производства, и тех, кто будет обеспечивать работу завода – техники, слесари, грузчики, водители, охранники. Бухгалтерию лучше передать на аутсорсинг. Основная рабочая сила – операторы станков и руководящие кадры.
Работать в первое время постоянно вряд ли придётся, поэтому поначалу график работы предприятия может быть стандартным – 8 часов в день, 5 дней в неделю. Найти сотрудников для такой работы не всегда просто, потому что здесь требуются знания по обслуживанию и эксплуатации определённых машин, руководители должны отлично разбираться в устройстве аппаратов, чтобы правильно производить их настройку и поддерживать работоспособность, а технологи должны определять качество получаемого товара и доводить технологию до максимально возможного совершенства. Нужно отметить, что какого универсального сплава для изготовления дисков не существует, главное условие, чтобы основой был лёгкий (как правило, цветной) металл, чаще всего применяются алюминий и магний, значительно реже – титан. В чистом виде их использовать нельзя, поэтому применяют легированные виды, сплавы цветных и (гораздо реже) чёрных металлов, а также иногда и металлопластик. Можно использовать уже готовый сплав, который проверен временем, но некоторые компании занимаются тем, что проводят собственные разработки. Если есть средства и возможности, можно заняться нахождением наилучшего материала, который значительно повысит конкурентоспособность продукта.
И если организационные вопросы одинаковы при организации изготовления всех легкосплавных дисков, само производство очень сильно отличается. На каждом из них нужно остановиться более подробно.
Литые диски. Наиболее распространённый вид легкосплавных дисков, более дешёвый в производстве, а значит, и стоимость такого товара несколько ниже, чем кованых. Наиболее часто основой служит алюминий со специальными примесями, сегодня распространение получил сплав, в который также входят кремний (до 7%), марганец (0,1%), магний (0,4%), титан (0,2%), железо (0,12%), медь и цинк (по 0,05%). На выходе получается изделие, которое устойчиво к коррозии, что избавляет от необходимости диск красить и подвергать дополнительной защите – все элементы состава обеспечивают её изначально. Часто применяются и другие сплавы, но нужно учитывать тот факт, что все металлы имеют разную температуру плавления, а довести металл до жидкого состояния – неотъемлемая часть процесса. Собственно поэтому такая технология и получила название литья. Поэтому наиболее целесообразно применять металлы с низкой температурой плавления (имеются в виду металлы-основы, а не дополнительные компоненты). Причём использование двух из наиболее распространённых металлов позволяет пользоваться стандартным оборудованием для работы с легкоплавкими металлами; это алюминий с температурой плавления в 933 °K (или 660 °C) и магний с температурой в 923 °K (или 650 °C). Но вот работа с титаном потребует закупку дорогостоящих печей и литьевых машин, потому что температура плавления этого элемента составляет 1993 °K (или 1720 °C). Поэтому не только более высокая цена самого металла, но и более дорогой способ его обработки ограничивают его использование, хотя, безусловно, титан является очень хорошей основой для дисков.
Для производства закупаются металла или сплавы в слитках, в настоящее время обычно закупается уже готовый сплав, на производстве их редко кто изготавливает (хотя, если проводятся работы по нахождению новых сплавов, то оборудование для сплавления наверняка имеется). Купленные слитки поступают в литьевую машину, где проходят первоначальную обработку, после чего полученная заготовка быстро охлаждается в специальном растворе (но это может быть и обычная вода, и техническое масло). Эта процедура называется закалкой без полиморфного превращения, и после неё металл приобретает некоторые нужные свойства (в первую очередь – твёрдость), но бывает достаточно хрупок, слабо пластичным и вязким, чтобы использовать его в дальнейшем. Поэтому заготовку подвергают нагреву ниже критической температуры (процесс старения), а затем отправляют остывать на свежий воздух или в специально оборудованное помещение. Изделие фактически готово, и для завершения его отправляют на механическую обработку, где ему придают нужную форму и геометрические параметры. В данном виде производства не приходится отдельно заниматься дизайнерской доработкой внешнего вида диска, так как её он приобретает ещё в процессе литья.
В некоторых случаях, при использовании соответствующего сплава, заготовки не подвергают дополнительной термообработке, и изделия сразу поступают на токарный станок. Если сплав был разработан не на собственном предприятии, то специалистам-технологам следует получить всю информацию о материале от поставщика, чтобы знать какие параметры материал получает в процессе того или иного вида работ. Да и сами основы могут иметь разные характеристики в конечном счёте, и поэтому не только основной производственный процесс, но и последующая доработка могут отличаться.
Например, магниевые диски легче всех остальных, но при этом они порою подвергаются коррозии, и чтобы не допустить этого, приходится проводить оцинкование, хромирование или алитирование. Часто их окрашивают; впрочем покраска производится и для других видов дисков, в том числе и ради нужного внешнего вида. В связи со всем вышесказанным могут применяться различные машины для производства. В целом список выглядит так:
-
Литьевая машина. Для неё также придётся заказать дополнительно формы, которые почти наверняка будут изготавливаться на заказ. Может быть универсальной (работающей со всеми легкоплавкими сплавами) и специализированной (например, только для алюминия). Стоимость – от 700 тысяч рублей.
-
Печь. Применяется для первоначальной расплавки металла. Стоимость – от 400 тысяч рублей.
-
Токарный станок. Полнофункциональная машина с программируемыми задачами, способная быстро обрабатывать изделие и гарантировать ювелирную точность исполнения стоит 4 миллиона рублей. Самый простой ручной станок имеет стоимость от 50 тысяч рублей.
-
Оборудование для покраски изделий. Может быть и простой ручной установкой и полноценной окрасочной камерой. Стоимость – от 100 тысяч рублей.
Но готовое изделие не сразу отправляется на прилавок или к перекупщику, предварительно его нужно проверить на герметичность и контроль исполнения. Для этого существуют специальные аппараты, которые занимаются рентгеновским исследованием и техническим контролем. Нельзя забывать и про вспомогательное оборудование для транспортировки расплавленного металла из печи в литьевую машину, а впоследствии и для выноса заготовок из печи на воздух или в охлаждающую камеру. Сама камера также специально оборудуется. Точную схему работы в каждом конкретном случае планируют инженеры. Теперь же более подробно следует остановиться на производстве другого типа дисков.
Кованые диски. Если литые отличаются от классических стальных не в лучшую сторону по своим показателям прочности, то кованые лишены этого главного недостатка, и примерно равны по этому показателю стальному, при этом они легче и стальных, и даже литых. Что интересно, постоянное использование кованых дисков в долгосрочной перспективе даже выгодней, чем стальных и литых, потому что чем легче колесо, тем меньше инерция, выше сцепление с трассой и, как следствие, меньший расход топлива. Однако покупатель ориентируется на затраты здесь и сейчас, поэтому цена кованых дисков в продаже должна быть конкурентоспособной стальным и литым. Сделать это можно, снизив себестоимость в производстве.
Высокая себестоимость кованого диска обусловлена даже не столько применением более дорогостоящего оборудования, а низким коэффициентом использованного материала, который не достигает и 50%, а в лучших производствах составляет 30-40%. Учитывая, что излишки (так называемый облой) не переплавляются, а в лучшем случае продаются, то приходится закупать большое количество материала. Для изготовления также применяют в большинстве своём легированный алюминий, в который добавляются различные компоненты: медь, марганец, кремний и магний, а также иногда и некоторые другие. Причём здесь требования к материалу несколько выше, чем при литье, потому что основа изначально должна быть не только очень прочной, но и достаточно пластичной. Иначе будет много облоя и брака в производстве.
При использовании титана также нужны специальные печи, которые могут нагревать до более высоких температур, а также штамповочные прессы с регулируемым и большим диапазоном нагревания рабочей плоскости. В данном производстве практически исключена возможность использования собственных сплавов, потому что помимо изготовления нужного материала его нужно отлить в специальные формы. Но если обзавестись им, то можно переплавлять облой и значительно снизить отходы производства, используя вторсырьё многократно.
Поэтому для кованых дисков (которые по сути изготавливаются способом объёмной горячей штамповки, а не ковки в привычном понимании этого слова) закупаются специальные болванки – длинные цельные цилиндры небольшого диаметра, которые называются поковкой. Обычно такие заготовки уже проходят у изготовителя процесс закалки, если это необходимо, что избавляет предпринимателя от необходимости оснащать свой цех литьевыми машинами (но купить их всё-таки желательно по вышеназванным причинам). При помощи специального оборудования цилиндр режут на заготовки нужной толщины и отправляют на первичную обработку: нагревают, а после подвергают предварительному штампованию под секторным штампом.
После первичной штамповки они отправляются в печь, где нагреваются до некритической температуры и подаются под новый пресс (это может быть и всё то же оборудование, но с новой формой, хотя обычно применяют два разных пресса). Печь должна быть расположена неподалёку от пресса, так как заготовка не должна остыть, поэтому её обрабатывают специальным раствором и подают в штамповочную машину. Из неё выходят уже фактически готовые колёса, которые после этого нагревают и быстро охлаждают, потом вновь нагревают и дают остыть уже естественным путём.
Завершающий штрих – обработка фрезеровочным станком, который и наносит на заготовку нужный рисунок. Поэтому все колёса, вышедшие из-под пресса, по сути, одинаковы, и индивидуальность им придаётся именно в самом конце производственного процесса. Массовое производство предполагает использование фрезера с числовым программным управлением (ЧПУ), что полностью автоматизирует процесс изготовления дисков, позволяет загружать во фрезер любые задачи и получать продукт в самые короткие сроки.
Учитывая, что дизайн диска – это из его достоинств, получается, что экономить на такой вещи не стоит. После этого в случае необходимости диск также подвергается окраске, хотя использование многих видов сплавов позволяет обходиться без антикоррозийной обработки, поэтому покраска часто несёт только декоративную функцию. Для производства кованых дисков понадобится следующее оборудование:
-
Литьевая машина. Не всегда обязательна, но рекомендуема. Стоимость – от 700 тысяч рублей.
-
Печь, нужна менее мощная (с меньшей предельной температурой), если не используется литьё. Стоимость – от 200 тысяч рублей.
-
Оборудование для покраски – от 100 тысяч рублей.
-
Станок плазменной резки (может быть заменён лазерным), без него не разделить поковку на заготовки. Стоимость – от 300 тысяч рублей.
-
Штамповочное оборудование, стоимость напрямую зависит от рабочей площади, а она влияет на диаметр изготавливаемых дисков. Нужно два экземпляра. Стоимость – от 1 миллиона рублей.
-
Фрезерный станок с ЧПУ. Вообще такую машину можно купить и за миллион, но нормальные экземпляры стоят 7 миллионов и больше. Средняя стоимость – от 2 миллионов рублей.
Первые изделия из партии также проходят обследование на выявление недостатков (как и в случае с литыми дисками), и если результат положительный, настраивается серийный выпуск.
Легкосплавные диски выгодно отличаются от стандартных стальных и на рынок всё больше клиентов приходят именно за дисками из лёгких металлов. И если литые диски имеют некоторые недостатки по сравнению со стальными, то кованые – лучшие изделия из всех. При нормально налаженном производстве их цена будет несильно отличаться от остальных типов дисков, причём будет почти наверняка ниже импортных литых и стальных образцов. При этом легкосплавные диски имеют хорошую геометрическую точность, что улучшает эксплуатацию автомобиля; меньший вес уже неоднократно был упомянут.
Легкосплавные диски отличает ещё и то, что им можно задать практически любой дизайн, который не противоречит конструктивным особенностям колеса, почему они и стали так популярны у водителей, которые не хотя наблюдать на своей автомашине стандартные (и, откровенно говоря, невзрачные и даже убогие) диски. При желании можно организовать производство дисков на заказ (что можно сделать при производстве кованых дисков) и производить уникальную продукцию по индивидуальным заказам. Наконец, легкосплавные диски благодаря своему составу меньше подвержены внешним условиям, воздействию работы машины, кованые упруги и более крепкие, а легкосплавная основа позволяет более эффективно отводить тепло от тормозной системы – и на выходе меньший износ и экономия горючего.
Продавать легкосплавные диски можно не только оптовым перекупщикам, но и организовать собственную точку по продаже собственной продукции, при достаточном ассортименте можно привлечь клиентов благодаря цене без лишней наценки и возможностью создания индивидуального заказа по уникальным эскизам. Это уже отдельный вид бизнеса, но если развить это направление, можно, реализуя диски и оптом, иметь достаточно хороший источник дополнительного дохода. Ведь диск себестоимостью примерно в 1,5 тысячи рублей для потребителя продаётся уже по цене 4-5 тысяч, что говорит о высокой наценке каждого из посредников. Таким образом, бизнес по производству легкосплавных дисков является очень перспективным, особенно в случае кованых дисков, которые будут значительно дешевле импортных аналогов.
Автор: Матиас Лауданум