Анна, победившая бетон
Анна Бухало — эталон современной бизнес-леди. Внешность фотомодели, бурная общественная деятельность, инновационный бизнес. Что еще нужно? Возможно, одна крошечная деталь, позволяющая сделать намеченный несколькими штрихами портрет цельным. Можно даже сказать, монолитным. Анна делает бизнес не на бальных платьях, не на яркой косметике и не на легкомысленных соломенных шляпках. Она занимается бетоном. И к тому же на будущий год планирует поступить в докторантуру, чтобы продолжить свои исследования в области строительных материалов.
— Не хочется произносить такие страшные слова, как «нанотехнологии», — улыбается предпринимательница. — Но, честно говоря, мы именно этим и занимаемся!
Все началось в Белгородском государственном технологическом университете имени В. Г. Шухова. Студентке повезло: выдержав конкурсный отбор, она сразу же попала в группу, основным направлением которой стали нанотехнологии в строительном материаловедении, где научная работа начиналась уже с третьего курса. «Программа была уникальной, — вспоминает она. — Помимо стандартных дисциплин, необходимо было довольно много времени проводить в лаборатории, чтобы не просто разрабатывать собственный инновационный продукт, но и внедрить его на производстве уже к защите диплома».
Заниматься собственными исследованиями можно и нужно было не только ради науки. Предполагался и вполне конкретный бонус. По окончании вуза студентам, у которых «на выходе» оказывался авторский проект, полагалось два диплома — не только базовый, подтверждающий квалификацию инженера-технолога, но и признаваемое целым рядом европейских университетов свидетельство магистра инжиниринга.
Разумеется, любым шансом нужно уметь воспользоваться. У Анны это получилось. Не было бы счастья, да несчастье помогло. До третьего курса девушка делила учебу с волейболом. На тренировки, разумеется, уходило немало времени. Однако спорт — это не только здоровье. Случаются и травмы… Прощаться с любимым видом спорта было жаль. Зато появилась возможность всерьез погрузиться в исследования и разработки. Думаете, создание новых образцов теплоизоляционного ячеистого бетона — занятие менее интересное, чем грациозные прыжки на волейбольной площадке, красивые подачи и эффектные блоки у сетки? Это оттого, что в спорте у нас разбираются все. А в передовых технологиях — лишь избранные.
Высвободившиеся часы, потраченные в лаборатории, не пропали зря. Сначала Анна стала победительницей конкурса «УМНИК». Затем вместе со своим научным руководителем открыла собственное малое предприятие. А два года назад в рамках программы «СТАРТ» (Фонда содействия малых инновационных форм предприятий в научно-технической сфере) получила грант на развитие бизнеса. Сегодня инновационная компания «НеоКомпозит» имеет в своем составе уже 25 человек, из них двадцать — молодые люди до 30 лет. Предприятие владеет двумя патентами, а еще несколько передовых разработок проходит стадию оформления. Кроме бетона, команда занимается и другими проектами. В частности, создает материалы, способные заменить цемент и традиционные дорожные покрытия.
Все проекты, входящие в портфель разработок, объединяет одна простая и востребованная идея: каждый новый материал должен обладать не только столь модным ныне инновационным «ореолом», но прежде всего — востребованными прикладными свойствами.
Другой фокус — себестоимость конечного продукта. Так, согласно расчетам, одна из разработок — новое покрытие для автомобильных дорог — поможет втрое сократить сроки ремонта. Но ведь в России сложилась «уникальная» ситуация, когда все участники дорожного строительства кровно заинтересованы как раз в том, чтобы по возможности чаще перекладывать асфальт и заделывать трещины и ямы, применяя самые неэффективные и дорогостоящие технологии! Будет ли спрос на инновационные материалы? Анна Бухало верит, что ситуация меняется. «Просто необходимо идти двумя путями, — говорит она. — Двигаться не только «через бизнес», но и «через власть». То есть прежде всего обращаться к тем, кто выделяет деньги из бюджета и заинтересован делать это как можно реже. Несмотря на то что наша разработка еще проходит стадию патентования, мы уже ведем переговоры с одним из потенциальных клиентов, который явно заинтересован в новом подходе».
На фоне множества конференций, форумов и телевизионных передач, насаждающих неверное представление об инновациях как «изобретениях и открытиях», Анна Бухало демонстрирует точное понимание сути вопроса. Она знает, что ценность любой инновации определяется исключительно масштабами коммерциализации новых технологий, решений и продуктов. Вот почему молодая компания сосредотачивает свои усилия только на тех проектах, которые, по всем оценкам, действительно нужны рынку. По той же причине Анна решила отказаться от ряда проектов, сузив специализацию фирмы. Бизнес — не государственный НИИ, занимающийся удовлетворением научного интереса за казенный счет.
Исходя из тех же принципов, Анна строила и свою собственную исследовательскую работу: за счет добавления наночастиц и других компонентов новая рецептура бетона с измененной структурой не просто позволяла говорить о новых качествах материала, но прежде всего заметно удешевляла кубометр. «К примеру, рыночная стоимость одного кубометра обычного бетона — 2 800 рублей, — объясняет Анна Бухало. — А наш бетон стоит 2 130. Разница очень заметна. Особенно если речь идет о масштабном строительстве».
В чем исток экономии? Если не вдаваться в подробности, можно сказать так: качество далеко не всегда определяется количеством. Традиционные компоненты задействуются при изготовлении нового бетона в меньших объемах — по сравнению с «классическими» составами. Более высокие показатели достигаются за счет «невесомых» химических реакций. В итоге структура получает повышенную прочность, а бетон становится легче. А значит, и дешевле.
Экономические показатели производственного процесса оказались в списке ключевых требований с самого начала. Действительно, какой смысл в дополнительном повышении прочности материала, если от этого мало что изменится? «Сейчас, например, в мире патентами защищено около сотни конструкций зубной щетки, — объясняет Анна. — Но… не все ли равно, какой щеткой чистить зубы? Создавая инновационный продукт, нужно ставить очень четкие задачи. Не делать «масло масляным», а искать те дополнительные преимущества, которые могут стать импульсом для массового внедрения разработок».
Вот только обнаружить эти самые «дополнительные преимущества» удалось не сразу. Активный прогресс в исследованиях наметился лишь после того, как на технологическом небосклоне засверкали наночастицы. Идею воспользоваться «модными» материалами подал профессор одного из московских институтов. И попал в точку. Уже первые тесты показали: включение невидимых глазом элементов в бетонное «тесто» кардинально меняет привычные свойства материала. Другим прорывом стал эксперимент, в ходе которого внутри материала удалось запустить реакцию газовыделения. «Тесто» стало как будто «дрожжевым» — получило пористую структуру, придавшую массовому строительному материалу целый ряд свойств, недостижимых в рамках «классических» технологий.
В реальной жизни сделанные открытия обещали существенное сокращение издержек. Помимо более низкой себестоимости, экономия могла возникнуть за счет сокращения затрат при погрузке и транспортировке. А улучшенные теплоизоляционные свойства обещали избавить строителей от дополнительной обшивки зданий — процесса длительного и дорогостоящего. «Стены из нашего бетона не требуют дополнительной теплоизоляции, — рассказывает Анна. — То есть здание остается только построить… и дальше можно смело в нем жить. Тем более что в нашем материале отсутствуют вредные компоненты. Те, названия которых начинаются с «поли-».
После долгих испытаний исследовательская группа наконец получила несколько сбалансированных составов — для стен, полов и крыш. При этом, как уверяет Анна Бухало, новые рецептуры бетона не требуют принципиальной смены оборудования. Нужно лишь установить ряд дополнительных элементов (высокоточный дозатор, который будет отмерять нужное количество компонентов, мелющую технологию, устройство для получения наночастиц и бункер для их хранения), после чего прогрессивные строительные материалы смогут выдавать на-гора ныне работающие предприятия по выпуску строительных материалов.
Все бы хорошо, но имеется одно весьма существенное «но». В нашей стране мало создать что-то новое и заинтересовать потребителей. Во многих отраслях приходится тратить массу усилий на «легализацию» передовых решений и технологий. А это порой труднее, чем прошибить головой стену, пол или крышу из «нанобетона».
Весь российский строительный рынок весьма консервативен и не всегда с радостью принимает новшества. Тем более что проектировщики и строители вынуждены следовать ГОСТам и СНИПам, принятым еще в 80-х. То есть — тратить на изготовление бетона столько компонентов и в таких пропорциях, как того требуют нормативные документы. Правила, стандарты и требования — это хорошо. Плохо, что процесс внедрения новых подходов предельно затруднен. Итог: теоретически новый бетон по технологии компании «НеоКомпозит» выпускать можно хоть сегодня. И он будет лучше, чем традиционный. Но на практике дешевле (а ведь именно на этом и строятся все расчеты, связанные с коммерциализацией разработок!) строительный состав не станет. Поскольку производитель обязан будет сыпать столько ингредиентов, сколько положено согласно документам. Иначе и до неприятностей недалеко.
Так что же, тупик? «Если исходить из сегодняшней тенденции к модернизации предприятий, — отвечает Анна Бухало, — я уверена: вслед за появлением нового оборудования на заводах будут меняться и требования к материалам, которые можно получать на этом оборудовании. А значит, изменятся и стандарты».
Пора обивать пороги предприятий, выпускающих бетон, а заодно и кабинеты директоров строительных компаний, заинтересованных в снижении себестоимости? «Зачем? — удивляется Анна. — Куда проще начать с самих себя. Смотрите: первые деньги, полученные в рамках гранта, мы потратили на доработку технологии. А в этом году планируем получить очередную порцию инвестиций от грантодателя — а это около двух миллионов рублей — и начать установку собственной производственной линии. Да и первый партнер на рынке заказчиков у нас есть. Это крупная строительная компания, выступающая одновременно в роли соинвестора. Так что к 2015 году мы рассчитываем построить небольшой заводик по производству неокомпозитов. К тому моменту, надеюсь, новые стандарты (в разработке которых наша компания принимает живое участие) уже будут приняты».
Ну а пока государственная система стандартизации медленно проворачивает свои колеса в попытке угнаться за объявленным курсом на модернизацию, молодая технологическая компания продолжает разработку материалов следующего поколения. А попутно оказывает консалтинговые услуги. Производители все охотнее идут к Анне Бухало за советами по улучшению показателей выпускаемого бетона. За год «НеоКомпозиту» удалось успешно выполнить уже три заказа, связанных с технологическим консалтингом. И Анна уверена, что это только начало. К тому же скоро будет запущена своя производственная линия, что позволит стимулировать и развитие бизнеса в сфере профессионального консультирования.
Кстати, несколько месяцев назад в стенах университета, «выпускником» которого является «НеоКомпозит», открылся небольшой цех, производящий опытные партии бетона для заказчиков (новый материал используется там, где это допускается действующими ныне стандартами). Но главное, Анна не делает из применяемых подходов большого секрета. Производственная площадка открыта для студентов родного вуза, выступая в роли практической и экспериментальной базы. «Молодые люди должны иметь возможность приходить сюда и экспериментировать, — объясняет предпринимательница. — Это обязательно! Нельзя замыкаться только на себе. Инновационную среду необходимо создавать, в противном случае и твой бизнес в дальнейшем не сможет развиваться!» Тем более что все главные ноу-хау созданных технологических цепочек защищены патентами.
За последние годы Анна Бухало на собственном опыте смогла оценить, насколько неразвитой остается в России экосистема инноваций. Ее предстоит еще строить и строить. А строительство для Анны — тема близкая. Да и в роли «общественного деятеля» она чувствует себя вполне комфортно: весной возглавила организацию «Молодая инновационная Россия», главная задача которой — помочь инноваторам «быть услышанными».
Анна знает, как важна поддержка на первых порах. Когда-то ее поддержали в альма-матер, помогли представить свои проекты на многочисленных конференциях (включая мероприятия с участием руководства страны). Теперь она стремится сделать так, чтобы в процессе продвижения инноваций процент «счастливых случайностей» сводился к минимуму. Чтобы заработала система, помогающая молодым инноваторам попасть в «инновационный лифт» и нажать кнопку «вверх». Хотя, разумеется, и это еще не гарантия успеха каждого многообещающего стартапа.
— Все было бы не так сложно, если бы все проблемы заключались исключительно в окружающей среде! — говорит Анна Бухало. — Но есть и внутренние ограничения. Инноваторам надо думать не только о своих разработках, но и обо всем, что связано с их внедрением. Ведь известно, что даже самая хорошая технологическая идея — это максимум 10% от бизнес-идеи. А инноватика — это не только исследования и разработки, но и коммерциализация созданного. Увы, молодые люди сегодня не всегда понимают, что нужно рынку, потенциальному потребителю, бизнесу. А бизнесу нужны только партнерские отношения. Любой предприниматель и любая компания очень чутко реагируют на попытки продать им «нечто», умыв при этом руки. Но ведь давно известно: лишь в рамках продуктивной модели отношений, когда инноватор готов вкладываться в развитие проекта не только личным участием, но и своими сбережениями, можно получить поддержку от потенциальных партнеров. По значимости это примерно то же, что заложить фундамент — на будущее. А если этого не происходит — значит, идея не доработана. Или же — изобретатель попросту в ней не уверен.
Автор: Наталья Ульянова.