Автолавки пойдут с молотка
После почти года обсуждений вопроса, как сделать процесс распределения места под автолавки и газетные ларьки справедливым и прозрачным для всех, комитет имущественных отношений выдал идею — устраивать специализированные торги, в которых смогут принять участие только профильные участники. Однако среди предпринимательского сообщества однозначной поддержки проект пока не встретил.
Комитет имущественных отношений опубликовал на сайте проект изменений в правила размещения нестационарных торговых объектов. Согласно ему, из перечня объектов, которые могут быть установлены без проведения аукциона, исключаются автолавки производителей, а также киоски по продаже печатной продукции и ремонту обуви.
Как пояснили «Фонтанке» в КИО, такие новшества сделаны в интересах самих предпринимателей – «в целях обеспечения осуществления добросовестной конкуренции». Так, прежний порядок, основанный на очередности (кто раньше подал заявку, тот получает место), обернулся грандиозным скандалом. В ходе кампании 2015 года старожилы рынка автолавок получили отказы на большую часть поданных заявок, а две трети мест получили «новички» «Танита Фиш» и «Быстроежка». Аналогичная ситуация сложилась и на рынке киосков периодической печати и бытовых услуг.
Дата окончания размещения проекта, указанная на сайте КИО, — 9 августа. За это время проект должен быть согласован другими органами власти и предпринимательским сообществом, после чего поступит в ЗакС.
В комитете по предпринимательству сообщили, что пока не успели ознакомиться с документом. «Но предварительно идея аукциона обсуждалась с нами и предпринимателями. Мы ее поддерживаем — это более справедливо, да и городу выгоднее», – считает Елена Капустина, начальник управления развития потребительского рынка. Ранее Смольный сообщал, что намерен получить более 10,4 млрд рублей от сдачи в аренду участков в этом году, однако какую часть этой суммы принесут НТО, не указал.
Сейчас в схеме размещения 242 места для размещения автолавок (все заняты) и 1093 (170 свободных) для киосков печатной продукции, по объектам для ремонта обуви информация отсутствует. На данный момент эти категории предпринимателей платят льготную ставки 0,51 рубля за квадратный метр в год. Пока нет подсчетов, сколько именно город заработает при переходе на модель аукциона, сообщили в КИО. В любом случае эти деньги поступят не скоро. Сейчас максимальный срок заключения договора размещения НТО составляет пять лет, хотя большинство действующих соглашений – на три года.
Как именно будут организованы торги, тоже не определено. Но вероятнее всего, они будут проходить в электронной форме в том же порядке, как сейчас для обычных ларьков и киосков. Единственным видом нестационарных торговых объектов, которые смогут получать места без аукциона, остаются летние кафе.
Мнения предпринимателей, которые успели ознакомиться с проектом, разделились. «Торги — это более понятная процедура. Она исключает ситуацию, когда судьбу многолетнего бизнеса решают секунды, отделяющие первого подавшего заявку от второго», – говорит исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт–Петербурга» Владимир Меньшиков.
Генеральный директор производителя мясных полуфабрикатов «Каскад» Павел Краев также поддерживает идею аукциона, но считает, что проект КИО нуждается в дальнейшей доработке. «На рынке автолавок может сложиться такая же ситуация, как с обычными павильонами и киосками, — всё заберут крупные компании, так как они смогут предложить лучшую цену. Для них это не вопрос денег, а вопрос имиджа», – считает он.
А вот Марина Васильева, заместитель генерального директора рыбного комбината «Прогресс», категорически против торгов. «Это новшество противоречит интересам малого бизнеса. Если в результате аукциона цена на аренду взлетит, нам придется повышать цены, иначе мы не сможем торговать», – говорит она.
ИП Елена Терещенко, управляющая киосками с прессой, наоборот, рада аукциону. «Да, придется платить больше, но мы сможем сами принимать решение — бороться за место и предлагать повышенную ставку или нам это невыгодно», – говорит она.
Проект нуждается, как минимум, в дальнейшей доработке, считают предприниматели. «Чтобы не получалось, что компания получит место по поддельным документам производителя, нужен жесткий аудит», – подчеркивает Павел Краев. По мнению Марины Васильевой, необходимо проработать механизмы о контроля, чтобы места не доставались перекупщикам.
В комитете по предпринимательству считают целесообразным усилить специализацию торгов. «У молочных производителей одна рентабельность, у хлебопеков другая, логично будет, если они будут состязаться между собой», – говорит Елена Капустина. По ее словам, комитет будет настаивать на таких дополнениях в ходе обсуждения.
Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, считает, что изменение способа распределения мест существенно не поможет малому бизнесу. «Сейчас обычные ларьки и павильоны тоже распределяются по аукционам. Коррупционная составляющая остается, кому надо, те и выигрывают», – говорит он. Кроме того, большое количество автолавок стоит в городе без всяких законных оснований — этих точек часто нет даже нет в схеме размещения. «Сколько их, никто не считал, но очевидно, что в несколько раз больше, чем официально разрешенных», – отмечает он.
Депутат ЗакСа Ирина Иванова считает, что передела рынка автолавок можно было бы избежать, если просто расширить схему размещения и предоставить места всем заинтересованным производителям. «Организуя аукцион, КИО не решает проблему, а просто снимает с себя ответственность», – подчеркивает она.
Однако Алексей Третьяков выступает против такого подхода: автолавок и так больше, чем нужно. «У станции метро «Проспект Просвещения» они вместе с ярмарками сформировали один гигантский стихийный рынок», – говорит он.
Пока «Фонтанка» готовила материал, текст документа таинственным образом исчез с сайта КИО. В комитете объяснили пропажу техническими проблемами и обещали в ближайшее время вернуть его на место для ознакомления предпринимателей.
Автор: Галина Бояркова