Автопродажи выезжают из ямы
Продажи новых машин в петербургских автосалонах в марте 2016 года сократятся не более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прогнозируют эксперты агентства «Auto-Dealer-СПб» на основании данных участников рынка. Это хуже февральских показателей (-5%), но все же намного лучше предыдущих месяцев. Для сравнения, за весь 2015 год снижение составило 35%, в январе 2016 года по сравнению с январем 2015 года — 22%.
Примерно трети брендов удалось увеличить продажи на падающем рынке – но зачастую лишь ценой потери прибыли.
Растут, но не все
Из десятки самых продаваемых машин (Hyundai, Lada, KIA, Renault, VW, Ford, Mercedes, Skoda, Toyota, Nissan) наиболее быстрые темпы восстановления демонстрирует продукция Ford. Так, по данным «Auto-Dealer-СПб», в феврале в Северной столице было продано 613 машин этой марки, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2015 года.
По словам участников рынка, в марте тенденция продолжилась. «Итогов за полный месяц пока нет, но по прошедшим неделям мы определенно видим рост. Наблюдается даже легкий дефицит – клиентов впервые больше, чем машин», – радуется генеральный директор «Аларм Моторс» Борис Мухин.
Впрочем, по его словам, положительную динамику в основном обеспечил эффект низкой базы: то есть на фоне сильного спада в прошлом году показатели этого смотрятся более выигрышно. «Из-за резкого подорожания продукции Ford продажи в феврале – марте были почти нулевые. Но сейчас люди адаптировались к новой стоимости, понимая, что автомобиль стоит все равно дешевле, чем в Европе», – пояснил топ-менеджер.
Рост продаж Ford в этом году видят и в холдинге «Максимум». Однако, по словам директора по маркетингу Александра Эрнезакса, в марте по сравнению с февралем темпы замедлились примерно на 30%. «Не могу сказать, что есть какой-то гигантский скачок спроса», – комментирует он. По данным «Auto-Dealer-СПб», из ТОП-10 марок рост в феврале продемонстрировали также Hyundai (на 49%, до 1012 машин), Toyota (на 41%, до 470 машин) и Lada (на 10%, до 760 машин).
По словам дилеров, их динамика не во всем совпадает с оценками аналитиков. К примеру, «Максимум» в феврале продал столько же, сколько в прошлом году. «Но в марте динамика, действительно, получше», – соглашается Александр Эрнезакс. Впрочем, продажи могут расти за счет экспансии: Hyundai одна из немногих открывала в прошлом году новые дилерские центры в Северной столице.
Что касается Toyota, то продажи ей обеспечила главным образом не локализованная в Петербурге Camry, а модель RAV4, а вот Lada в первую очередь помог выход на рынок новой модели X-ray, комментирует руководитель «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. «В марте рост этих марок, по предварительным данным, продолжился, хотя и был более сдержанным, чем в феврале», – отмечает эксперт.
Впрочем, удача сопутствует не всем локализованным игрокам. К примеру, спад продаж Nissan составил 54% в феврале (до 435 машин), лишь незначительно замедлившись по сравнению с 2015 годом. Однако, по мнению экспертов, эта ситуация временная. «Петербургский завод Nissan – единственный, кто нарастил объемы в прошлом году, и в целом по стране у X-trail и Qashqai хорошая динамика. В Петербурге спрос на эту марку всегда был волнообразным. Думаю, что в мае – июне продажи могут снова пойти в рост», – говорит эксперт.
Продолжают падать прошлогодними темпами (-16%, до 829 машин) продажи KIA (на заводе Hyundai выпускается модель Rio. — Прим. ред.). Причем, по словам дилеров, и такой показатель удается обеспечивать исключительно за счет демпинга некоторых игроков. «В марте мы просели по продажам на 40% к прошлому году и на 10% к февралю, зато остались при своем по прибыли. Другие предпочитают стимулировать спрос скидками, работая при этом в минус», – подчеркивает директор по продажам «Монком-авто» (центр «Пандора») Олег Шеховцов.
Плюс – любой ценой
Восстановление спроса на нелокализованные марки пока заметно в самом дорогом и самом дешевом сегментах.
Так, дилеры Lexus, по данным «Auto-Dealer-СПб», в феврале 2016 года продали 80 машин, тогда как за тот же период прошлого года всего 46, Infinity – 38 против 22, Cadillac – 9 против двух.
«Можно ожидать, что тенденция продолжится. В кризис состоятельные люди инвестируют в том числе в дорогие машины», – считает Михаил Чаплыгин.
Массовый же покупатель все чаще отдает предпочтение самому бюджетному сегменту: к примеру, объемы реализации китайской Lifan выросли в 1,8 раза – с 42 до 77 штук за февраль.
Другим брендам отыграть позиции удается за счет щедрости импортеров. К примеру, продажи Suzuki выросли в семь раз по сравнению с февралем 2015 года – с 15 до 110. «В марте спрос тоже очень хороший, потому что дистрибьютор держит очень привлекательные цены – скорее всего, себе в убыток», – отмечает Александр Эрнезакс.
Впрочем, такие результаты можно считать достижением только на фоне прошлогоднего провала. «В феврале – марте 2015 года из-за проблем с поставками продаж почти не было. Сейчас мы видим рост обращений клиентов, но это связано с тем, что люди ищут, где дешевле, и чаще звонят дилерам. Каждая продажа – это ожесточенный торг. Восстановлением спроса я бы это не назвал», – резюмирует руководитель группы «Феникс» Вячеслав Жигалов.
Что касается среднего сегмента, то ждать восстановления, по мнению топ-менеджера, не стоит. «Хорошо, если по итогам года удастся остаться на уровне 2015-го», – заключает он.
Компенсировать снижение продаж новых машин дилеры намерены за счет работы на вторичном рынке. Так, «Аксель Груп» в 2016 году намерена увеличить долю б/у автомобилей в своей выручке с 45% до 55%. У «Максимума» на подержанные авто сейчас приходится 40% продаж, но в этом году этот показатель может достигнуть 60%.
Автор: Галина Бояркова