Услуги кредитного брокера: как не быть обманутым
Кредитный брокер - это посредник между потенциальным заемщиком (предпринимателем, который обращается за кредитом) и банком.
Что получает заемщик от сотрудничества с посредником?
В идеале - целый ряд выгод:
- Более низкая процентная ставка.
- Быстрое рассмотрение заявки.
- Выгодная ставка дисконта при оценке залога.
В ряде случаев эти выгоды полностью окупают услуги, за консультации и сопровождение вообще не приходится платить. То есть в выигрыше оказываются все участники сделки.
Поясним, как это возможно:
Например, бизнесмену нужен миллион рублей. Он обращается за займом под 22% годовых самостоятельно, а также идет к брокеру, который просит вознаграждение 15 000 рублей. Брокер находит возможность получить деньги под 20% годовых. В итоге предприниматель экономит минимум 5000 рублей (в первом случае нужно заплатить миллион двести двадцать тысяч; во втором - миллион двести).
На практике разрыв между этими двумя суммами еще больше, так как дополнительные платежи начисляются по формуле сложного процента (одни проценты на другие). В приведенном примере также не учтен срок выплаты; расчеты чисто для иллюстрации.
Ложка дегтя: что может пойти не так в сотрудничестве с брокером?
Разумеется, на практике все обычно не столь радужно, иначе все бы работали только через брокеров, а проблемы отказов по кредитам вообще бы не существовало.
Собственно, проблемы тут две.
Во-первых, кредитный брокер - не волшебник. У него нет большой кнопки, которая заставляет кредитный комитет любого банка пойти вам навстречу. То есть обращение в брокерскую фирму - не гарантия получения денег. Ваши шансы в этом случае будут выше, но соответствовать основным требованиям и условиям выдачи кредита крайне желательно.
Во-вторых, степень вашей выгоды и вероятность одобрения заявки напрямую зависят от профессионализма брокера.
В настоящее время немало фирм под брокерской вывеской предоставляют только часть необходимых услуг - а деньги берут за все.
Самая откровенная схема мошенничества - это простая рассылка заявок в десяток-другой банков, без всякой предварительной работы, без приведения в порядок документов клиента и консультаций. Просто рассылаются заявки на удачу (благо, с помощью современных технологий обратиться в банк проще простого, это можно делать массово).
В итоге, если финансирование удается получить, в этом нет заслуги фирмы. То есть клиент получил бы деньги на тех же условиях и сам.
Как защититься от непрофессионалов?
Стратегии тут стандартны; методы оценки профессионализма примерно одинаковы для всех сфер консалтинга. Вот они:
- Попросите предоставить данные о клиентах в прошлом, взять их контакты и навести справки через них.
- Узнайте, кто именно будет работать с вашими документами. Пообщайтесь с ним, не ограничивайтесь разговором с менеджером. Если у специалиста нет опыта работы в банке - смысла в сотрудничестве нет. Попросите подтвердить квалификацию.
- Задайте вопрос о методах работы. Поинтересуйтесь, есть ли у специалиста конкретные схемы работы с определенными банками.
- Наконец, о многом скажет корпоративный сайт брокерской компании. Оцените полноту информации об услугах, а также то, как поданы преимущества работы именно с ними (если они есть).