Коммерческая тайна: этические нормы превыше бизнес-целесообразности
О конкретных мерах по сохранению коммерческой тайны я говорить не буду, поскольку это тоже является коммерческой тайной.
Евгений Кривошеев, операционный директор сети.
По словам Евгения Кривошеева, проблема информационной безопасности стоит сейчас достаточно остро. IT-технологии позволяют делать многие вещи. Все, что мы можем делать с технической точки зрения укрепленности своей коммерческой тайны, компания делает. «Но никуда не уйдешь от порядочности, личной ответственности сотрудника.
Есть риски ухода информации по вине персонала - их исключать нельзя. Есть ответственность у людей, допускающих в отношении третьих лиц действия, которые могут повлечь серьезные финансовые потери. О конкретных мерах по сохранению коммерческой тайны я говорить не буду, поскольку это тоже является коммерческой тайной, – говорит эксперт. - Как сказал Сэм Уолт, этические нормы превыше бизнес-целесообразности».
Если человек пришел с целью вести шпионаж, он проработает в компании недолго. По многим факторам будет заметно об уходе информации - все каналы можно просчитать, особенно если следить за этим, что мы и делаем.
Если у потенциального сотрудника есть доступ к информации, содержащей коммерческую тайну, мы серьезно подходим к его отбору. Очень важны рекомендации с предыдущих мест работы. Мы общаемся внутри бизнес-сообщества между собой очень тесно, получаем рекомендации или мнения о том или ином сотруднике. Но это не может играть ключевой роли - дискриминации нельзя допускать.
Тем не менее, это абсолютно нормальный процесс: получить рекомендацию с предыдущего места работы, понять, почему он хочет сменить компанию - не было ли каких-либо неприятных прецедентов с его стороны? Очень многие, что импонирует, ведут себя порядочно, говоря: «Извините, мы не можем ответить на ваш вопрос - это является коммерческой тайной». Если люди чувствуют ответственность за предыдущего работодателя, это большой плюс. Значит, так же ответственно они будут подходить и к работе в нашей компании.
Смотри и внедряй! или: Скрыть от конкурентов? Невозможно!
По словам эксперта, часто бизнес-разведка становится бесполезной. «Что мы можем скрыть? Акции, которые будем проводить через две недели? Лучшие коммерческие условия для сотрудников по сравнению с конкурентами? Наверное, это важно для ведения бизнеса, но еще более важно человеку, который является лидером процесса, максимально эффективно выполнять свою работу», - комментирует Евгений Кривошеев.
Тогда не нужно будет вести бизнес-разведку: пусть этим занимаются конкуренты – тратят на это свое время и силы. Я никогда не задумывался о внедрении бизнес-разведки, т.к. все полезное, что ты можешь внедрить у себя в компании, зачастую лежит у конкурентов на поверхности.
Смотри и внедряй! Можно зайти к конкуренту в магазин и оценить, почему у него лучше отлажен тот или иной процесс. Многое можно сравнить и проанализировать причины своих неудач. Эта информация необязательно зарыта в недрах компьютера. Бизнес-разведка для этого не нужна.
Тайн в бизнес-сообществе быть не может!
«Все мы живем в бизнес-сообществе, и тайн быть не может. Любое действие станет известным. Поэтому при ведении несправедливой игры, при совершении негативных поступков мы приходим к осложнению отношений с поставщиками, покупателями. Я допускаю, что есть злоупотребления со стороны нерадивых сотрудников компании.
Например, слив информации, но это в любом случае станет рано или поздно всем известно. К нам в сети конкуренты подсылают людей, чтобы снять информацию», - приводит примеры наш собеседник. Сети мониторят друг друга ежедневно, узнают цены на полке. Некоторые сети просто договариваются и подписывают соглашение о допуске мониторщиков. Это не является, по словам эксперта, нарушением и злоупотреблением. Без этого не обойтись: мы обязаны держать руку на пульсе и контролировать ситуацию вокруг себя. Это самый распространенный вид сбора информации. То же самое и в других странах.
В Венгрии пошли дальше с точки зрения проникновения IT технологий. У них есть страница на Фейсбуке, много интернет-пиратской рекламы. Сети выкладывают у себя на странице в Фейсбуке рекламные ролики и привлекают пользователя просмотреть их, они используют любую возможность для того, чтобы покупатель увидел как можно больше раз название магазина.
В интернет-технологиях часто используются грязные приемы, когда нерадивые конкуренты путем интернет-публикаций выливают грязь друг на друга. Это могут быть статьи, где конкуренты рассказывают о якобы незаконном поведении той или иной сети. Но все рано или поздно все равно становится всем известным - шила в мешке не утаить. Достаточно открыть жалобную книгу в Интернете и увидеть, кто чем грешит.
Сети являются частью крупного холдинга. «Мы много работаем, постоянно учимся. В том и секрет, что у нас есть внутренние тонкости, которые мы применяем в развитии. За счет этого пытаемся толкаться плечами с монстрами розничной торговли.
На рынке два масштабных оператора, с которыми достаточно сложно конкурировать», - говорит эксперт. - Хорошо, что конкуренция на сегодняшний день есть, иначе мы бы не увидели того развития, качества, к которому стремимся. Все бы находились в расслабленном состоянии эйфории, не прибегали бы к изощренным методам привлечения покупателей, довольствуясь тем, что есть».
Бороться с болтунами бесполезно!
Эксперт считает, что бороться с болтунами бесполезно. Все, что предусмотрено законодательством в рамках предоставления той или иной информации покупателю, мы обязаны предоставлять – сертификация, лицензирование, разрешительные документы. Что касается коммерческой информации, то покупатель не придет и не спросит по своей воле:
«По какой цене вы собираетесь закупать картошку?». Соответственно, человек приходит собрать информацию с какой-то целью – его могут и подослать. При возникновении подобных вопросов директора магазинов адресуют этих людей к специалистам. Они в рамках своих полномочий отвечают на вопросы, на которые могут ответить. У директора магазина есть определенная схема коммуникаций, по которой он отвечает на вопрос или переадресовывает его другому сотруднику.
Для некоторых слив «черной» инфы в Интернет – хобби
Трудно оценить, когда публикации в Интернете являются заказными или правдивыми, поскольку люди пишут очень изощренно, а у некоторых это хобби. Некоторые люди приходят в магазин не для того, чтобы, совершив покупку, поругаться, пожаловаться, сбросить негативную энергию. Это явление носит название «потребительский экстримизм».
В Венгрии мы задавали вопрос, насколько он развит, т.к. венгры тоже с этим сталкиваются. Но надо помнить, что адекватная жалоба - это всегда благодарность, поскольку тебе указали на твою ошибку, которую ты можешь быстро исправить. Жалоба - как подарок. Если люди действительно объективно оценивают нашу работу, мы оперативно реагируем, корректируем работу. У нас есть в Интернете жалобная книга, где каждый человек может оставить отзыв о продукте, сотруднике - и мы всегда оперативно реагируем.
Эксперт считает, что практика «золотого якоря» будет с каждым годом все более актуальной и для России.
Справка
Розничное направление компании «ВКТ» - развивает три собственные продуктовые сети: «Райцентр», «Райцен» и «Точка». Сети представлены в Нижнем Новгороде, Верхней Верее, Кстово, Бору и других областных городах Нижегородской области. В три сети входят 64 точки. В сети работает более 1200 человек.