Право общей жалобы
Обжалование действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти или вышестоящему должностному лицу
Обжалование действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти или вышестоящему должностному лицу основывается на положениях статьи 33 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это так называемое «право общей жалобы (обращения)».
В соответствии с данной конституционной нормой любые действия и бездействие любых государственных органов (как федеральных, так и региональных), а также органов местного самоуправления могут быть обжалованы гражданами в порядке «права общей жалобы».
Порядок рассмотрения обращений граждан определен и ныне действующим в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968
№ 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» с последующими изменениями и дополнениями».
Особенности организации работы с обращениями, адресованными Губернатору Санкт-Петербурга, Правительству Санкт-Петербурга и Администрации Губернатора Санкт-Петербурга определены в Регламенте Правительства Санкт-Петербурга, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100.
Поступившие в органы государственной власти, в органы местного самоуправления и их должностным лицам обращения граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в соответствующий орган или должностному лицу, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В тех случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения обращения могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего государственного органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом заявителю.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в поступивших обращениях, обязаны направить обращения не позднее чем в пятидневный срок в тот орган государственной власти, в орган местного самоуправления или должностному лицу, которым действующим законодательством предоставлено право или вменено в обязанность решать такие вопросы.
Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа обращения также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Порядок рассмотрения обращений организаций органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательством Российской Федерации не определен.
На практике органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица при рассмотрении обращений организаций действуют применительно к порядку рассмотрения обращений граждан.