Первоочередные кандидаты на налоговую проверку: найдите себя
Любая налоговая проверка – большой стресс для компании. Но она, как правило, не бывает беспочвенной. Являетесь ли вы кандидатом на инспекцию, можно определить по следующим критериям.
Первым подозрительным признаком для налоговой службы является то, что среднее значение налоговой нагрузки (отношение суммы уплаченных налогов к выручке) у предприятия ниже, чем в среднем по отрасли.
Нехорошим признаком служат и систематические финансовые потери. Да, убытки бывают у всех, однако завидная их регулярность наводит на мысль о махинациях.
Большие налоговые вычеты тоже заставляют налоговую службу обратить внимание на компанию. В цифрах подозрительным выглядит вычет на НДС 89% и более за год.
Плохо также, если расходы предприятия растут быстрее доходов от продаж и предоставления услуг. Особенно подозрительно, если данные по финансовой и налоговой отчетностям разнятся.
Низкие, ниже средних по отрасли, зарплаты тоже вызывают интерес к компании у налоговой инспекции.
Внимание привлекает частое (более 2-ух раз в год) приближение цифр финансовой отчетности к тем, что позволяют применять особые налоговые режимы. Критичным считается приближение менее 5%.
Нехорошо, когда расходы и доходы ИП за год практически равны. Указанная в бухгалтерских документах низкая рентабельность предприятия по сравнению со среднеотраслевой (заниженная на 10% и более) тоже вызывает подозрение.
Обращает на себя внимание частая (2 и более раз) смена юридического адреса предприятия, влекущая за собой смену проверяющего налогового органа.
Ну и совсем скверным является отказ налогоплательщика дать проверяющим разъяснения относительно выявленных несоответствий в показателях в отчетности о деятельности предприятия. Срок предоставления информации или исправления несоответствий – 5 дней.
Отдельно хотелось бы остановиться на теме контрагентов. Именно с их помощью, по мнению налоговиков, предприятия чаще всего «оптимизируют налоги». При исследовании данного вопроса представители налоговой службы обращают внимание на нижеследующее:
- Насколько прямое отношение имеет сделка к данному конкретному бизнесу. Она должна быть экономически оправдана. Если это неочевидно, то рекомендуется при заключении договора с контрагентами обязательно отдельной строкой указывать его цель, прописывать какой результат будет получен после исполнения договора. Самыми подозрительными для инспекторов выглядят договоры о предоставлении информационных и маркетинговых услуг, консультаций.
- Насколько необходима помощь посредников. Здесь внимание надо уделить тому, чтобы существовали реальные подтверждения контакта контрагента и поставщика товара или услуг. Для каждого конкретного случая требуется обосновать обращение к помощи посредника. Также нужно обосновать экономическую выгоду от его привлечения. Все это следует прописать в договоре: характер услуг, сумма к оплате и отчет о выполненных работах.
- Не является ли контрагент фирмой-однодневкой. Чтобы избежать лишних вопросов от налоговиков, а также самому не попасться на удочку мошенников, необходимо самостоятельно проверять документы контрагентов на предмет даты регистрации и не заключать сделок с новичками.
- Имеется ли у контрагента офис по месту регистрации. Его отсутствие дает право налоговикам объявить о фиктивности компании.
- Есть ли реальные доказательства факта сотрудничества с контрагентом. Подставной директор, липовая подпись – все это не редкость, которая может стоить вашей фирме большого штрафа. В данном случае также необходимо обратить внимание на то, чтобы в штате фирмы-контрагента были официально зарегистрированы реальные сотрудники по профилю вашей сделки. Если таковых не будет, налоговая может обвинить вас в получении необоснованной налоговой выгоды.
- Имеются ли у контрагента необходимые ресурсы и оборудование для выполнения договора, в частности, водители, транспорт. Случается, что таковых нет, и тогда сделка считается фиктивной. Предотвратить развитие нежелательных событий в этом случае может наличие обыкновенной транспортной накладной, которую нужно требовать от контрагента и обязательно сохранять.
Относительно фирм-однодневок и сомнительных контрагентов государство собирается ужесточить меры. Выявить такие фирмы и избежать с ними сделки будет так же важно, как уплатить налоги. Поэтому каждому, кто желает сохранить бизнес, к подобной бдительности следует готовиться уже сейчас.