Бизнес-образование в России (интервью с директором Института повышения квалификации)
Научный директор Института повышения квалификации — РМЦПК профессор Анатолий Молодчик рассказывает о бизнес-образовании в России.
InvestmentRussia: Анатолий Викторович, вы известны как лидер бизнес-образования не только в Перми, но и на российском уровне. Позвольте задать вам несколько вопросов о бизнес-образовании в России. Бизнес-образование можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Какие инвестиции преобладают сейчас в этой сфере: государственные, корпоративные или частные?
Анатолий Молодчик: Государство вкладывает сегодня значительные ресурсы в человеческий потенциал, но в основном в три сферы: повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, обучение по линии службы занятости, обучение предпринимателей.
По нашей статистике на основе прямых договоров, оплаченных предприятиями, обучаются 50 – 60 % слушателей. Остальные инвестируют в собственное развитие самостоятельно.
IR: Какая категория общества наиболее склонна инвестировать в свой профессиональный рост?
АМ: Всегда к профессиональному росту стремятся люди, имеющие амбиции и определенные ожидания. Но если раньше обучались в основном для поднятия образовательного уровня, и преобладали долгосрочные программы, то сейчас учатся в системе дополнительного образования для решения конкретных корпоративных проблем или же для достижения личных целей, связанных с карьерным ростом, причем предпочтение отдается краткосрочным, практико-ориентированным программам.
IR: Согласны ли с часто высказываемым мнением, что в современной России слишком много экономистов и юристов?
АМ: Действительно, ВУЗы выпускают много экономистов, и на рынке труда существует их превышение над спросом. Но это одна из самых массовых и универсальных профессий. И самое главное, всегда есть спрос на экономистов, маркетологов, управленцев, которые способны решать конкретные проблемы предприятий. Я полагаю, что мода на экономистов и юристов пройдет, и главным в образовательной траектории будет вопрос: в какой сфере выпускник станет наиболее востребованным и успешным.
IR: Каким образом кризис и посткризисные явления повлияли на бизнес-образование?
АМ: В период кризиса спрос на дополнительное образование упал на 20 – 30%, как естественная реакция на необходимость экономии и сокращения бюджетов.
IR: Международные эксперты, отмечая достаточно высокий уровень высшего профессионального образования в России, утверждают, что остается низкой способность системы образования к генерированию лидеров и профессионалов, двигающих инновационную экономику, создающих рабочие места в новых отраслях и производствах. Как вы считаете, может ли система бизнес-образования повысить гибкость высшего образования в этом аспекте?
АМ: Инновационность экономики страны и системы образования, включая бизнес-образование, безусловно связаны между собой. Но этот фактор для России не является ключевым. Бизнес-образование способно генерировать инновационных лидеров, но также необходим и спрос на них. Пока же у нас по факту больше преобладает сырьевая модель развития страны.
IR: Следует ли рассматривать бизнес-образование как социальный институт?
АМ: Страна, а, следовательно, и сообщество, живет хорошо, когда она способна производить конкурентно-способный на глобальном рынке продукт, желательно инновационный, не зависящий от колебаний цен на сырье. А это вопрос к производителям, то есть к бизнесу и бизнес-образованию, ориентированному на повышение эффективности бизнеса.
IR: Если человек, имеющий четкую личностную и профессиональную стратегию, получает дополнительное образование, то это выглядит совершенно естественно и рационально. А если человек находится в поиске собственной линии экономического, трудового поведения, может ли помочь ему бизнес-образование?
АМ: Бизнес-образование должно на определенных ступенях (школа, ВУЗ, смена работы) выполнять профориентационную роль, с одной стороны расширяя кругозор, а с другой стороны показывая содержание и давая первичные навыки определенной профессии.
IR: Какая модель бизнес-образования в этом случае вам кажется наиболее правильной: второе высшее образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, управленческое образование или что-то другое?
АМ: Как правило, человек должен обучаться в разных формах на протяжении всей своей жизни. Желательно, чтобы модель бизнес-образования строилась исходя из текущих или будущих потребностей человека и тех результатов, которые он хочет достичь.
IR: Как, по вашему мнению, должно развиваться бизнес-образование в современных условиях?
АМ: Центральным звеном в бизнес-образовании человека должно быть саморазвитие и самообразование. Периодически обязательно необходима новая профессиональная среда, новые знания, и это происходит на краткосрочных целевых программах повышения квалификации. Иногда возникает необходимость в более системном долгосрочном образовании, например, при смене вида деятельности. В идеале, бизнес-образование должно разделять ответственность, в том числе и финансовую, за достижение результата в карьерном и профессиональном росте или за решение конкретной проблемы на предприятии. Бизнес-образование, как встроенный элемент личного успеха слушателя, его полезности для компании — именно такую концепцию я развиваю в своей организации «Институт повышения квалификации — РМЦПК».