Прошлое, настоящее и будущее IP-телефонии в России
Открытие нового офиса всегда начинается с выбора помещения и подключения коммуникаций: телефона и интернета. Руководитель компании должен быть постоянно на связи и контролировать работу своих сотрудников. Клиентам необходимо иметь возможность в любой момент позвонить в компанию и задать интересующий вопрос. В век информатизации внедряются современные и эффективные решения — автоматизируется бухгалтерия, коммуникации с клиентами (CRM), работа с сайтом (CMS). Неизменной и постоянной, казалось бы, остается только телефонная связь. Однако даже в этом вопросе многие компании все чаще выбирают надежные и выгодные возможности IP-телефонии.
История развития IP-телефонии началась в 1993 году в США. Тогда один из исследователей Университета штата Иллинойс создал специальную программу для передачи голоса через интернет. Примерно в это же время специально для компании Apple была разработана еще одна программа для видеосвязи и проведения видеоконференций. И вот в 1994 году, благодаря этим двум решениям, на Землю удалось передать изображения и голоса астронавтов с челнока Endeavor NASA. Это событие послужило толчком к созданию нового вида связи. В феврале 1995 года израильская компания VocalTec смогла объединить технологии передачи голоса и видео через интернет. Так началась история восходящего развития IP-телефонии.
В России IP-телефонию особенно ждали — ведь использование этой технологии позволило бы вести телефонные разговоры без роуминга, по единому тарифу вне зависимости от местоположения абонентов. Учитывая колоссальные российские расстояния и высокую стоимость междугородних и международных звонков, это открывало новые возможности и явную экономическую выгоду. Итак, в России интернет-телефония появляется в 1997 году. Однако в первые годы своего существования она получает неоднозначную репутацию, так как скорость интернета и оборудование оставляют желать лучшего. Поэтому, несмотря на то, что в нашей стране IP-телефония существует уже более 15 лет, сегодня еще не все компании готовы ее использовать. Под причинами отказа от IP-телефонии скрывается, по сути, большое число заблуждений о возможностях телефонии через интернет и облачной АТС: что это якобы дорого и ненадежно, что «качество хуже, чем у обычных АТС». Как показывает практика, все эти сомнения легко развеиваются, когда компания подключает хотя бы один виртуальный городской номер телефона и на практике убеждается в противоположных фактах — что эти технологии еще более надежны, выгодны и просты, чем в случае с аналоговой телефонией.
«Можно с уверенностью сказать, что сегодня IP-телефония — это самый быстрый и наиболее удобный вид связи, который позволяет в режиме реального времени передавать информацию в любую точку мира. Если говорить с технической точки зрения, интернет-телефония преобразует речевые сигналы в цифровые пакеты, а затем передает их через интернет. В отличие от традиционной АТС IP-телефония передает не только голосовые сообщения, но и другие виды информации, например, изображения или тексты (так, например, стало возможным отправлять факс через интернет). Облачная АТС позволяет абонентам звонить намного дешевле, при этом качество связи не уступает традиционным АТС, а порой и превосходит, например, в разговорах отсутствуют посторонние звуки», - поясняет Тюрина Мария, генеральный директор компании Телфин.
Довольно часто руководители компаний считают, что интернет для IP-телефонии нужен обязательно. Действительно, интернет должен быть, но не всегда. Если, например, человек в командировке, то можно поставить автоматическую переадресацию звонков на его мобильный телефон. Для подключения в условиях офиса важно наличие IP-телефона или телефона с адаптером, который позволит подключить его к сети интернет. Однако можно звонить и с помощью компьютеров или мобильных устройств: тогда нужно просто установить специальное приложение-программу, так называемый программный телефон.
Важно отметить, что в последнее время популярность услуг IP-телефонии растет. По прогнозам аналитических агентств, количество абонентов к концу 2015 года достигнет 37 млн. человек. Согласно статистике, сегодня порядка 10% местных и 35% междугородних и международных звонков в России осуществляются с помощью IP-телефонии. Интерес проявляют самые разные компании, в крупном бизнесе — это организации с большим количеством офисов в регионах: банки, страховые компании, сетевые магазины и рестораны. Для них в первую очередь важна возможность быстро подключать телефоны в новых городах, открывать представительства и филиалы, бесплатно общаться внутри своей корпоративной сети. Однако малый бизнес — это тот сегмент, в котором интернет-телефония востребована в максимальной степени. Для небольших предприятий и стартапов появляется возможность работать мобильно, без аренды офиса, но имея под рукой все атрибуты солидной фирмы — городской телефонный номер, номер 8-800, голосовое меню и так далее. Всего за один день можно подключить несколько виртуальных филиалов фирмы и начать принимать заявки от клиентов всех городов России.
Корпоративные клиенты могут подключить «красивый» виртуальный номер для связи или выбрать недорогой тариф для звонков. Согласно статистике IP-провайдеров, благодаря дополнительным возможностям и расширенному функционалу, более 45% абонентов выбирают виртуальную АТС вместо обычной. По своим функциональным возможностям виртуальная АТС во многом превосходит традиционные аналоговые и цифровые телефонные станции, а стоит при этом в десятки раз меньше. IP-телефония не влечет больших затрат не только на этапе подключения, но и в процессе эксплуатации. Подключить виртуальную АТС можно в течение одного дня за небольшую плату. «В нашей компании стоимость подключения такой АТС составляет 2000 рублей, при этом настройку программы специалисты Телфин осуществляют бесплатно. Для примера, обычная офисная АТС стоит от 10 000 до 100 000 рублей и требует квалифицированного обслуживания», — комментирует Тюрина Мария, генеральный директор компании
Виртуальная АТС — это удобное решение для создания единой корпоративной сети. Даже если одновременно будут звонить несколько клиентов, виртуальная АТС переведет вызовы на других сотрудников компании по определенному сценарию. Если же абоненты будут «висеть на линии», они могут слушать приятную музыку или информационный ролик компании и подождать, пока ответит первый освободившийся сотрудник. Для многих компаний также важно, чтобы виртуальная АТС могла работать с базами данных таких приложений, как Excel, 1С и CRM-системы. «Наша АТС «Телфин.Офис» имеет как ряд готовых решений объединения телефонии и разных программ, так и возможность открытого кода — интеграции с абсолютно любым приложением клиента,» — сообщает Тюрина Мария, генеральный директор Телфин.
Подводя итоги статьи, необходимо еще раз отметить, что сегодня в России IP-телефония продолжает развиваться. Пока рано говорить о том, сможет ли IP-телефония полностью вытеснить традиционные АТС, но уже сегодня многие компании пришли к пониманию, что IP-телефония — это надежный, эффективный инструмент и, конечно, выгодная связь.