Чего лишится бизнес, если LinkedIn отправят в аут
Международная социальная сеть профессиональных контактов LinkedIn нарушает законодательство о защите персональных данных. И до сих пор не перенесла сведения о российских пользователях на местные серверы. С такими претензиями Роскомнадзор вышел в суд — и на информационные ленты.
Спустя полдня после известия о том, что суд Роскомнадзором был выигран еще 4 августа, LinkedIn, которая не имеет представительства в России, заявила, что «находится в контакте» с Роскомнадзором по вопросу переноса данных зарегистрированных российских пользователей. Таковых около 5 миллионов. По данным TNS, в августе 2016 года число входов с мобильных устройств и ПК в России составило 2,6 млн. Для сети, которую за рубежом называют «спящим гигантом», это не цифра.
Всего в LinkedIn по состоянию на лето 2016 года зарегистрировано 433 млн аккаунтов. С 2002 года сеть связывает между собой хед-хантеров, соискателей, рекрутеров, коллег и конкурентов. Летом корпорация Microsoft объявила о покупке соцсети за $ 26,2 млрд. То есть на международном уровне LinkedIn – вещь не совсем бесполезная. Но отечественные пользователи утверждают, что блокировка Роскомнадзора в их жизни ничего не изменит.
В LinkedIn можно входить через аккаунт в «Фейсбуке». При этом за использование расширенных возможностей для построения базы бизнес-контактов или поиска подходящих специалистов сеть просит порядка 60 долларов в месяц.
Адвокат Павел Чиков у себя в Facebook немедленно предположил, что на LinkedIn Роскомнадзор решил просто размяться. Перед «китайским предупреждением» "Твиттеру" и "Фейсбуку", которые не хотят сотрудничать с российскими властями. Анонимайзеры будут криминализированы, походы в DarkNet превратятся в запретные «прогулки в Африку» – на свой страх и риск.
Но в среде бизнеса и рекрутинга информацию о потенциальной блокировке LinkedIn встретили с олимпийским спокойствием.
«Российскими пользователями LinkedIn чаще являются «белые воротнички» (офисный персонал) из крупных городов, – говорит Юлия Сахарова, директор по Северо-Западу HeadHunter (hh.ru). – При том, что зарегистрированных российских пользователей у LI около 5 млн, активно сетью пользуются, скорее, рекрутеры, HR-ы и консалтеры. Остальные пользователи предпочитают держать актуальным свой профиль с описанием опыта работы и подтвержденных компетенций, расширять круг профессиональных знакомств, но заходят в ленту нечасто. Рекрутеры, использующие LinkedIn для поиска персонала, конечно, могут испытать временные неудобства после блокировки сайта, но, во-первых, маловероятно, что дело закончится окончательной блокировкой, во-вторых, опытные рекрутеры владеют техниками обхода. Поскольку в масштабах страны у LinkedIn не так много пользователей, и они представляют ограниченный сегмент рынка труда, полагаю, эти сложности не окажут системного влияния на рынок труда".
Юлия Сахарова отмечает, что сегодня найти контакты практически любого соискателя не представляется сложным. На одном только hh.ru размещено более 22 млн резюме, и ежемесячная посещаемость сайта – более 17 млн. При этом опросы показывают, что наши люди по-старинке предпочитают искать сотрудников через личные знакомства и рекрутинговые сайты.
Генеральный директор компании SuperJob Наталия Годжаева тоже не видит в потенциальном крахе LinkedIn в России ничего фатального. «В России сервис не решает задачи массового рынка поиска и найма, – говорит Наталия Годжаева. – В первую очередь это инструмент для профессиональной самопрезентации специалистов и поддержания деловых контактов. Рекрутеры, в свою очередь, используют сервис как дополнительный канал поиска профессионалов, отслеживают наиболее интересных кандидатов". В SuperJob считают, что если LinkedIn будет заблокирован, то пользователи просто перейдут на другие сервисы. И тут же предлагают собственную альтернативу – «инструмент для карьерного нетворкинга» «Мои связи». Но и попыток обойти блокировку LinkedIn Наталия Годжаева не исключает. "Возможно, технические ухищрения будут использовать те немногочисленные специалисты, которые в первую очередь ориентируются на зарубежных работодателей", – говорит она.
Каналом общения для менеджеров верхнего звена LinkedIn в России тоже не стал.
«У меня есть аккаунт в LinkedIn, но я его никак не использую и редко туда захожу — раз в неделю, – рассказала «Фонтанке» член совета директоров DIY-сети «Максидом» Мария Евневич. – Смотрю, как какие-то люди лайкают мои квалификации: маркетинг, стратегию и так далее. Никакой ощутимой пользы мне LinkedIn не приносит. Просто был период, когда я из любопытства регистрировалась во всех появляющихся социальных сетях. У меня даже в «Одноклассниках» есть аккаунт, пароль от которого я потеряла. На аккаунт в LinkedIn постоянно приходят предложения о сотрудничестве от разных людей. Чаще от тех, которым уже отказали. Строго говоря, сеть LinkedIn работает как хантинговый сайт, как инструмент для прямой связи с людьми, занимающими должности в определенных компаниях. Для меня с блокировкой LinkedIn ничего не изменится».
А вот за рубежом LinkedIn используют даже чиновники. Руководитель пресс-службы администрации города Лаппеенранта Мирка Рахман рассказала «Фонтанке», что соцсеть используют несколько должностных лиц из администрации города, в том числе мэр Киммо Ярва. "В Финляндии чаще всего его используют для связи b2b и найма сотрудников, – говорит Мирка Рахман. – Кроме того, как организация город Лаппеенранта регулярно распространяет в этой соцсети актуальную информацию". Госпожа Рахман считает, что блокировка LinkedIn в России затруднит деятельность финских компаний в нашей стране. "В LinkedIn удобно искать бизнес-контакты и определять их происхождение. У меня самой есть ряд российских контактов в LinkedIn", – говорит Мирка Рахман.
А вот редактор Финско-российской торговой палаты и бывший аналитик исследовательской компании TAK Oy" Танели Добровольский, в свою очередь, отмечает, что в Финляндии LinkedIn все-таки не слишком популярна. «У LinkedIn на сей день примерно 900 000 финских пользователей, из них топ-менеджеров примерно 35 000. Самая большая профессиональная группа финских пользователей – это айтишники, – говорит Танели Добровольский. – Я думаю, что своя страничка в LinkedIn есть, по крайнее мере, у всех самых крупных финских компаний. В LinkedIn у нас 700 фолловеров. Там мы публикуем обычно самую важную информацию, которая связана с нашей сферой работы. В LinkedIn у нас также есть группа «Finnish – Russian Business Forum». В ней почти 2000 членов, но она не очень активна в последнее время».
При этом финский эксперт отмечает, что куда более важными каналами в социальных сетях для его компании являются Twitter и Facebook, которых в Интернете уже сочли следующими на очереди.
Но и ожидать немедленной блокировки всех аккаунтов LinkedIn в ближайшие дни не стоит. 10 ноября в Москве будет рассмотрена встречная жалоба международного гиганта.