Что делать предпринимателю, если он не может вернуть долги
Кризис – это зачастую долги, которые, кажется, невозможно отдать. Что делать в таком случае? Попробую сформулировать основные рекомендации с позиции того, кто сложные долги взыскивает.
В начале стоит разделить долги на личные и предпринимательские. Последние относятся к бизнесу и часто де юре связаны не лично с человеком, а с организацией, где он является участником (нередко единственным) или генеральным директором. Предпринимательские долги могут становиться личными, если, например, кредитору было дано поручительство руководителя и организация не смогла расплатиться.
В случае наличия предпринимательских долгов, с учетом сложившейся ситуации, необходимо оценить перспективы продолжения бизнеса. Дело в том, что на практике нередко бывает так: предпринимательской деятельностью, особенно в области консалтинга, оказания услуг начал заниматься весьма ценный профессионал, который до этого был наемным работником. Если собственный бизнес только забирает деньги или не приносит их в достаточно количестве для обслуживания и сокращения личных и предпринимательских долгов, то стоит рассмотреть вопрос поиска работы и отказа (возможно, на время) от рисков индивидуального участия в бизнес-гонке. Я знаю немало примеров, когда успешные профессионалы неоднократно меняют свой бизнес на все более высокооплачиваемые места в штате и наоборот.
Но сворачивается бизнес или продолжается, самое главное при работе с долгами – это честность как перед самим собой, так и в отношениях с кредиторами, партнерами, контрагентами. Честность, с моей точки зрения, означает:
- отказ от расчета на случай и русский авось;
- неприятие недобросовестных способов дистанцирования от долговых проблем («продажи» организации «номиналу», ликвидации путем присоединения к неработающей организации (компании-помойке), преднамеренного и управляемого банкротства).
Иногда говорят, что банкротство – это когда вы отдаете своим кредиторам пиджак, предварительно переложив бумажник в карман брюк. Такие действия опасны не только своими юридическими последствиями (есть возможность уголовной ответственности за мошенничество или преднамеренное банкротство), но и негативным репутационным эффектом, который может ощущаться в течение долгого времени даже после окончания кризиса, ведь информация в интернете сохраняется долго и тяжело «стирается». В сеть могут попасть судебные решения, негативные отзывы кредиторов и работников и т.д. Именно эти сведения мы активно используем при взыскании проблемных долгов.
На нескольких пресс-конференциях мы призывали достаточно известных людей, стоящих за крупными долгами, последовать примеру известного миллиардера Дональда Трампа, который несколько раз проходил процедуру банкротства своих организаций, но каждый раз так или иначе расплачивался со своими кредиторами.
Честность и хорошая память также нужны для того, чтобы провести определенную «инвентаризацию» возможных источников денежных средств для погашения долгов. Особое внимание стоит уделить ситуациям, когда кто-то по тем или иным причинам должен вам. Возможно, вы считали часть долгов незначительными или безнадежными для взыскания. В кризис самое время посмотреть на них заново. Ведь часто важно начать хотя бы немного погашать свои долги, чтобы договориться с кредиторами о рассрочке или прощении части долга. По мнению коллег, этот прием в кризис 2008 года эффективно использовала сеть аптек 36,6, собравшая кредиторов, представившая им описание возможностей постепенного погашения долгов и подчеркнувшая, что неконструктивная позиция отдельных кредиторов (внеправовые угрозы и т.д.) будет обязательно доводиться до всех остальных.
Для работы с долгами в период кризиса актуально или самостоятельное освоение новых технологий, включая медиацию (профессиональное посредничество в разрешении споров) и корпоративное коллекторство, или привлечение партнеров, которые готовы работать за результат. Интересно, что ориентация на основную оплату по результату встречается не только среди агентств, использующих корпоративное коллекторство, но и среди юристов, а также арбитражных управляющих. Надо всего лишь хорошо поискать.
Автор книги «Техника государственного переворота» Курцио Малапарте писал: «Искусство защиты современного государства основано на тех же принципах, что и искусство его захвата».
Поэтому при защите от несправедливого или незаконного взыскания предпринимательских долгов для бизнесменов могут оказаться актуальны отдельные методики, которые используются в корпоративном коллекторстве. Например, организация публичного PR-сопровождения процесса решения долговой проблемы через пресс-конференции или иные мероприятия по широкому распространению информации. Привлечение внимания к попыткам кредитного рейдерства, необоснованно агрессивной позиции банков часто остается последней надеждой. Например, в случае основателя сети магазинов «Санрайз» Сергея Бобылева именно настойчивая информационная работа, в том числе с привлечением возможностей уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, дала возможность в конце концов сократить длительное тюремное заключение.
Должники, делая ставку на PR в защите против кредиторов, должны быть уверены, что их позиция правильна и справедлива, т.к. иначе привлечение внимания может им только повредить или же шум просто не даст результата. Такой результат был, по моему мнению, у достаточно громкой и проработанной информационной войны владельцев Северо-Западной лесопромышленной компании семьи Битковых против структур Сбербанка.
В ходе информационной борьбы против недобросовестных кредиторов или конкурентов, которые решили воспользоваться сложной ситуацией, надо помнить о важности этапа демонстрации возможных информационных ходов. Вспомним народную мудрость – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а значит, подготовив пресс-релиз о конфликтной ситуации, его проект надо отправить оппонентам, а на планируемую пресс-конференцию пригласить самых разных лиц, участвующих в ситуации, а также отраслевых экспертов и т.д.
Борьба с угрозами, которые влекут за собой предпринимательские долги, нередко требует более активного участия в тех или иных объединениях предпринимателей или общественных организациях, в том числе, по национальному и прочим признакам. Эти объединения за счет определенного доверия между участниками могут помочь найти инвесторов, экспертов, способных высказаться в вашу пользу в конфликтной ситуации и т.д.
Главное в проблемной ситуации, связанной с предпринимательскими долгами, мыслить более системно (реанимировать старые и устанавливать новые связи для более эффективной деятельности, учитывающей особенности систем, в которые включены оппоненты). Также необходимо моделировать поведение оппонентов и понимать, что всего просчитать нельзя, но стойкость и честность в решении проблем способны вызвать уважение, которое формирует репутацию, полезную в любом случае.
Дмитрий Жданухин, президент Ассоциации корпоративного коллекторства, генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. Фото предоставлено автором