Что изменилось в рознице в 2015?
Рецессия продолжается
Михаил Бурмистров, генеральный директор, «INFOLine-Аналитика»обозначил текущий экономический контекст словом рецессия, и она, в отличие от предыдущих кризисов, не имеет перспектив к быстрому переходу к росту. Позитивным фактом стало то, что к началу этой рецессии крупнейшие торговые сети подошли в лучшей форме, чем к кризису 2008 г.
Если продовольственный сегмент еще не заметил серьезных изменений рынка, то в непродовольственном - ситуация хуже. Там рублевый рост хоть и сохраняется, но он уже минимален. При этом в физическом выражении снижаются оба сегмента.
В 2015 в денежном выражении растут расходы на продукты, лекарства, косметику и детские товары. Все остальные сегменты снижаются даже в рублях.
На продуктовом рынке отчетливо заметны следующие тенденции.
- Крупные сети начинают развиваться уже внутрь своих же территорий, то есть новые магазины отбирают продажи у старых.
- Развиваются специализированные сети – только мясо, только здоровые продукты и т.п.
- Появляется и активно развивается формат жесткий дискаунтер.
- Улучшается качество цепочки поставок для снижения издержек.
- Увеличение товаров с очень низким качеством.
- Увеличение доли частных марок.
- Рост локального ассортимента в регионах
Для не сетевой продовольственной торговли важнейшее значение имеет торговля нелегальным алкоголем, в том числе круглосуточная. Во многом именно благодаря ей она и существует, и даже успешно конкурирует с сетями, которые вынуждены строго соблюдать закон.
Куда идет покупатель?
Илона Лепп, генеральный директор, «Nielsen Россия» о мировых тенденциях в предпочтениях покупателей:
- Более привлекательным фактором является не базовая цена, а скидки и специальные предложения.
- Возрастает требование покупателей к качеству товара, его составу и свойствам.
- Дискаунтеры в Европе предлагают все больше качества и больше сервиса.
- Покупатели готовы покупать онлайн почти все, включая продукты и импульсные категории.
- 22% покупателей в мире готовы покупать на кассах самообслуживания.
Проверок стало меньше
Геннадий Иванов, заместитель начальника управления Роспотребнадзора, привел вполне позитивную статистику по программе проверок предприятий пищевых отраслей.
Количество проверок за последние 7 лет сократилось в 45 раз. При чем 70% их них производится по обращениям потребителей и обществ. Количество необходимых разрешений для пищевых производств сократилось в 25 раз. Сократилось и количество видов продукции для обязательной сертификации в 5 раз.
При проверках нарушения санитарно-эпидемиологических требований выявляются более чем в 60% случаях, что является довольно высоким показателем.
Автор: Данил Краснов