Что ждет рынок аудиторских и консалтинговых услуг в 2011 году?
Евгений Шохор, партнер АКГ «РСМ Топ-аудит»:
– В прошлом году вырос спрос на услуги по организационно-управленческому и IT-консалтингу, а также в отношении услуг, направленных на повышение эффективности управления активами. Крупные холдинги заинтересованы в создании и внедрении интегрированных систем учета активов, поддержки принятия и контроля над исполнением решений по сделкам и другим операциям с ними. Компании стремятся сократить издержки и повысить эффективность бизнеса в условиях посткризисного развития. В этом году повысится спрос на консалтинг в области финансового управления, например, на внедрение систем финансового планирования и бюджетирования, постановку систем внутреннего контроля и управления рисками. В нашем портфеле заказов на 2011 год удельный вес этих услуг вырос на 20%. Растет спрос на услуги юридического консалтинга, включая защиту интересов клиента в арбитражных судах, в том числе по налоговым спорам. И на услуги по аудиту и подготовке отчетности компаний в соответствии с МСФО. Падает спрос на стандартные аудиторские и консалтинговые услуги.
Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»:
– Падение рынка аудита и консалтинга в 2011 году составит 25–30%. Если бы не развитие кадрового и налогового аудита, а также консалтинга, то провал был бы более существенным – 35–40%. Кадровый аудит востребован сегодня предприятиями всех форм собственности, поскольку конфликтов между работниками и работодателями становится все больше. Предприниматели вынуждены вести кадровый учет и приводить в порядок кадровый документооборот. Растет спрос на аудит налоговых рисков, позволяющий свести их до минимума и предложить клиентам более выгодные способы налогообложения в рамках закона. Консалтинг из теоретического консультирования, когда клиенты обращались за решением локальных вопросов, превратился в абонементную услугу и перешел в практическую плоскость – в помощь прохождения налоговых проверок, досудебного регулирования налоговых исков. В последнее время рынок аудита и консалтинга немного дифференцируется: свои тенденции развития появились у аудита и свои – у консалтинга. В этом году разделение трендов продолжится.
Павел Ткачев, руководитель департамента корпоративного развития аудиторской компании МКПЦН:
– Основной перспективой развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг является предстоящее признание для применения на территории России международных стандартов финансовой отчетности. К тому же закон «О консолидированной финансовой отчетности», принятый в июле 2010 года, обяжет многие компании, подпадающие под его действие, теперь уже не в добровольном (по требованию владельца бизнеса или исходя из имиджевой составляющей), а в обязательном (законодательном) порядке перейти на МСФО и консолидировать отчетность. Начинать консолидацию и переход на МСФО надо с года, который следует за годом признания МСФО для применения на территории РФ. Поэтому готовиться к переходу на международные стандарты учета российским компаниям необходимо уже сегодня. Вырастет сектор оценки, возможно, даже на 40%. Ожидается, что банковский рынок России будет расти более или менее умеренными темпами, чем в кризисный период, объемы кредитования будут увеличиваться, и, соответственно, будут востребованы оценочные услуги для целей залога.
Евгений Самойлов, генеральный директор «Бейкер Тилли Русаудит»:
– Рынки и аудита, и консалтинга будут восстанавливаться. Если говорить об объеме заказов, то он вряд ли достигнет докризисного уровня. Среди ключевых причин можно назвать несколько факторов. Во-первых, инвестиционная активность российских предприятий до сих пор не восстановилась. Во-вторых, ряд предприятий все еще испытывают существенные финансовые трудности, поэтому до сих пор экономят на привлечении консультантов и аудиторов. В-третьих, собственники и менеджмент стали более прагматично подходить к вопросам привлечения независимых экспертов. Таким образом, объем рынка вырастет не более чем на 5–10%. Существенный рост будет происходить только в достаточно узких нишах. Так как степень неопределенности пока велика, инвестиции в новые направления останутся на низком уровне, специализация на ключевых услугах или продуктах достигнет своего апогея. Поэтому в 2011 году будет продолжаться изменение структуры рынка: небольшие компании, скорее всего, будут терять свои позиции; вырастет доля крупных компаний, способных обеспечивать конкурентные цены длительный промежуток времени.
Александр Лемчик, управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры»:
– Увеличится число сделок слияний и поглощений в области ритейла, недвижимости, энергетики и туризма. В свою очередь, потребуется профессиональное юридическое и налоговое сопровождение этих сделок. Вырастет количество налоговых споров, где требуется высокий профессионализм юристов, которые будут защищать интересы компаний. При этом количество споров ради споров (обращений с исковыми требованиями в суд при наличии четко сформированной налоговой практики) со стороны налоговых органов должно сократиться. Также в 2011 году начнут возрождаться инвестиционные проекты, которые почти остановились из-за кризиса. Им потребуется грамотное сопровождение, причем инвесторы уже будут более внимательно относиться к наличию тех или иных рисков проекта, а также к анализу финансового состояния и перспектив развития адресата инвестиций. В любом случае 2011 год должен быть более динамичным в части развития консалтинга, чем прошлый.
Виталий Короб, директор по стратегическому планированию компании «Аудит-эксперт бизнес»:
– Спрос на все виды аудиторских услуг в 2011 году будет снижаться. Уже сейчас вопрос стоит не столько в привлечении новых клиентов, сколько в удержании существующих. Основным фактором значительного сужения рынка стало повышение с 1 января 2011 года критериев обязательного аудита. Конкурсные отборы превращаются в профанацию. Не качество, а цена диктует победителя. Жесточайший демпинг парализует все традиционные стратегии ценообразования. Рентабельность аудита стремительно снижается. Усиливаются процессы слияния и поглощения аудиторских компаний. Серьезное испытание на прочность пройдут те, кто не имеет долгосрочных партнерских отношений с крупными заказчиками. В совокупности с увеличением налоговой нагрузки на малый аудиторский бизнес эти проблемы поставят многие аудиторские компании на грань выживания. В 2011 году продолжится смещение акцентов в деятельности аудиторских компаний в сторону консалтингового сегмента. Приоритет будет иметь развитие отношений с государственными органами и предприятиями, финансируемыми из бюджета.
Светлана Романова, старший партнер группы компаний «Нексиа Пачоли»:
– Игроки рынка аудиторских и консалтинговых услуг возлагают на 2011 год серьезные надежды. Но вести речь о существенном подъеме сферы, тем более о выходе ее на докризисный уровень с темпами роста около 20% в год, пока не приходится. Несмотря на скромные показатели в 2010 году, к концу года все-таки появились предпосылки для роста. Оптимизм внушает и то, что многие крупные российские игроки уже подтвердили свои планы по IPO и выпуску евробондов в 2012–2015 годах, а это обещает устойчивый спрос на аудиторские услуги. Однако участники рынка осторожны в оценках, так как при общем положительном фоне падает стоимость услуг, что способно серьезно ослабить рост рынка. Что касается спроса на консалтинговые услуги, то именно здесь следует ожидать основной прибыли – прогнозы предсказывают сектору рост в 10–15% по итогам года. Сегодня аналитики предрекают аудиторско-консалтинговому сектору серьезные перемены в 2011 году. Финансовые проблемы заставят многих из них пересматривать стратегию ведения бизнеса, дабы не быть вытесненными с рынка.
Василий Кошелев, президент АКГ «Созидание и развитие»:
– В нашей компании число контрактов на все виды аудиторско-консалтинговых услуг с каждым годом возрастает. Однако уже в начале 2011 года стало видно, что количество договоров на обязательный аудит сокращается в связи изменением порога, необходимого для проведения обязательного аудита. С другой стороны, ожидается увеличение доли выручки от аутсорсинга учетных функций и налогового консалтинга. Что касается средней стоимости наших услуг, то по сравнению с 2009 годом она не изменилась, мы прилагаем все усилия, чтобы держать наши цены на уровне 2008-го. Но в некоторых случаях приходится снижать стоимость, так как конкуренция на рынке аудиторско-консалтинговых услуг очень высока. Основной проблемой является демпинг, который с каждым годом лишь обостряется. Многие мелкие аудиторские фирмы в условиях жесткой конкуренции готовы оказывать услуги ниже себестоимости, чтобы хоть как-то оставаться на плаву в ожидании изменений в будущем.