Аналитика от Минпромторга: необходимо минимизировать госвоздействие на торговлю
Под влиянием экономического кризиса российская сетевая розница в 2008 г. продемонстрировала значительное снижение темпов прироста впервые с 2004 г. Оборот торговых сетей в долларовом выражении вырос всего на 18,1% по сравнению с 2007 г. Для сравнения, в 2007 г. продуктовый ритейл показал прирост оборота на 42%. Рынок продуктового ритейла находится в сложной ситуации из-за ослабления курса рубля к основным валютам, снижения среднего чека и трафика, а также кризиса корпоративного кредитования.
В 2009 г. тенденция снижения оборота сетевой продовольственной розницы продолжится, однако уже в 2010 г. можно ожидать начала позитивных перемен на рынке. По мнению аналитиков рынка, в 2010-2011 гг. период ожидается выход международных торговых сетей на рынок РФ, поскольку стоимость активов российских компаний снизилась и выгодно приобретать их именно сейчас. Снизилась и стоимость строительства, что также выгодно для иностранных сетей. По оценкам аналитиков, основной всплеск активности глобальных ритейлеров произойдет в 2010 г., а к 2011 г. можно ожидать значительного роста доли иностранных компаний в общем объеме российского продуктового ритейла.
Минпромторг РФ в целях создания "прозрачного, предсказуемого рынка, не отягощенного излишними административными барьерами" отмечает необходимость создать условия для решения стратегических задач законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Об этом заявил статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов по итогам участия в заседании президиума Агропромышленного союза России.
"Во-первых, это единство экономического пространства на всей территории страны, которое можно обеспечить только за счет проведения единой государственной политики в сфере торговли", - подчеркнул замминистра. По его мнению, необходимо минимизировать государственное воздействие на торговую деятельность, используя только законодательно утвержденные методы регулирования.
Замминистра также считает, что одним из главных условий развития торговли является соблюдение баланса интересов всех субъектов отрасли при заключении и реализации договоров поставки. "Необходимо обеспечить открытость и доступность информации о принимаемых мерах государственного регулирования отрасли и создать условия для цивилизованного и равномерного развития всех видов и форм торговой деятельности".
С.Наумов заявил, что текущая версия законопроекта "О торговле" стала результатом конструктивного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон: "Это компромиссный вариант, впитавший в себя предложения обеих версий законопроекта - правительства и депутатов".
Как пояснил замглавы Минпромторга, в документе прописаны правила заключения и реализации договоров поставки продовольственных товаров, сформулирован перечень недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров.
Законопроект также предусматривает запрет на принятие решений, ограничивающих конкуренцию в сфере торговли на региональном и муниципальном уровне. С.Наумов особо подчеркнул, что, согласно документу, "развитие торговой инфраструктуры должно осуществляться за счет реализации региональных и муниципальных целевых программ. Необходимо делать ставку и на инвестиционные проекты".
Характеризуя текущую ситуацию, С.Наумов сообщил, что "оборот розничной торговли за последние полгода сократился на 3% (в сопоставимых ценах к первому полугодию 2008 года) и составил 6800 млрд рублей". Замминистра также подчеркнул, что "в мае 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем наметился рост оборота розничной торговли".
Оценивая потребительский спрос в сегменте розничной торговли, замглавы Минпромторга России отметил, что "инфляция на потребительском рынке замедлилась". При этом, по его словам, замедление роста цен на продовольственные товары началось с апреля 2009 г. "Если в марте цены выросли на 1,7%, то в апреле и мае – только на 0,7%, а в июне – на 0,5%", - подчеркнул он. Согласно данным официальной статистики, рост цен на продовольственные товары во 2-м квартале 2009 г. составил 1,9% против 5% в 1-м квартале.
С.Наумов также отметил, что начиная с апреля 2009 г. наблюдается замедление роста цен на непродовольственные товары: 2,4% во 2-м квартале против 3,8% в 1-м квартале.
Как заявил замминистра, реализация мер таможенно-тарифного регулирования, снижение платежеспособного спроса населения и постепенный переход на приобретение более дешевых товаров отечественного производства способствовали сокращению объема импорта. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства в январе-мае 2009 г. сократился на 18,7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года в основном за счет снижения физического объема закупок и цен.
Кроме того, С.Наумов пояснил, что в настоящее время "продолжается тенденция смещения потребительских предпочтений покупателя к такому формату, как розничные рынки". Доля продаж на розничных рынках и ярмарках выросла с 12,9% в июне 2008 г. до 13,5% в июне 2009 г. Для сетевой торговли в первом полугодии текущего года было характерно снижение показателя величины среднего чека. Как подчеркнул замминистра, "потребители стали совершать покупки в магазинах чаще, отказавшись от приобретения товаров впрок". Он также обратил внимание на то, что на розничном рынке наблюдается тенденция к изменению структуры потребления в пользу более дешевых марок и магазинов.
В современных условиях политика торговых сетей направлена на снижение цен в целях увеличения притока покупателей в магазины. "По данным еженедельного мониторинга, который проводится в нашем министерстве, розничные цены на хлеб, молоко, масло, яйца, мясо в торговых сетях ниже средних общероссийских цен", - сообщил С.Наумов.
По его словам, торговые сети показывают относительно устойчивые показатели деятельности благодаря стабильному спросу на продукты питания, а также за счет гибкости в отношении ассортиментной и ценовой политики. "Оперативность и эффективность мер, принимаемых торговыми компаниями для удержания стабильного спроса и стимулирования продаж, – один из основных факторов развития отрасли в условиях кризиса, наряду с господдержкой", - подчеркнул замминистра.
Читайте также: