Жизнь без кассы станет легче и приятнее?
Давно ожидаемый малым бизнесом закон об отмене контрольно-кассовой техники (ККТ) для тех, кто платит единый налог на вмененный доход (ЕНВД), подписан президентом и вступил в силу после официального опубликования 21 июля.
По мнению правительства, это подстегнет развитие малого бизнеса. В Петербурге должно стать легче жить более чем 50 тыс. предприятий сферы торговли и оказания услуг. Именно столько предприятий на сегодня платят ЕНВД. Теоретически, отказавшись от касс, все вместе за год они сэкономят более 1 млрд рублей.
Насколько полегчает
Предприниматели - плательщики ЕНВД действительно считают, что это им поможет, ведь по сути с конца 2004 года, когда начался обязательный переход на ККТ, они ежегодно несут лишние, по их мнению, расходы. По подсчетам владелицы ветеринарной клиники «Гелиэт» Марии Сурмиловой, за 3 года с введением ККТ она потеряла на этом 200 тыс. рублей.
С принятием закона к регулярным расходам предпринимателей в то время прибавилось сразу несколько статей. Во-первых, им пришлось приобрести кассы нового типа, на которые можно установить дополнительный блок памяти (электронная лента с чипом). Такие кассы обошлись бизнесу примерно в 10 раз дороже используемых раньше простых аппаратов (15-25 тыс. вместо 1500-3000 тыс. рублей).
Это сразу внесло в расходы предпринимателей статью на покупку и установку электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ). Ее нужно приобретать ежегодно, само устройство и его установка обходится в 7-10 тыс. рублей на один кассовый аппарат. При этом если случается сбой электричества, то устройство архивируется и приобретение этого устройства и услуги мастера требуются вновь.
Еще одна статья расходов - штрафы за сорванную пломбу, непробитый продавцом чек (около 40 тыс. рублей). «Я уже не говорю о временных расходах, на процедуру замены электронной ленты уходило более одного дня в месяц», - отметила Мария Сурмилова.
С кассой спокойнее
По мнению большей части опрошенных предпринимателей, кассовые аппараты бизнесу все же необходимы. Лишней была именно электронная кассовая лента, считает владелица магазина Яна Боровицкая.
«Кассовая техника упорядочивает взаимоотношения между предпринимателем и покупателем. Пока не ясно, как будут работать те, кто откажется от ККТ, простенькие кассовые аппараты без ЭКЛЗ в налоговой пока ставить на учет все равно не будут», - полагает она.
Владелица магазинов «Русская обувь» Юлия Леонтьева утверждает, что использование касс облегчает ведение и собственной отчетности. «По этой причине кассы в моих магазинах будут работать. Но жаль, что столько денег пришлось потратить на ненужную нам, в общем-то, технику, нас вполне устроит касса в роли счетной машинки», - рассказала она.
Сегодняшнее мнение бизнеса о том, что от касс они принципиально отказываться не планируют, дает возможность предположить, что доходы центров технического обслуживания касс катастрофически не сократятся, так как владельцы даже самых простых кассовых машин вынуждены к ним прибегать. В среднем это обходится бизнесу примерно в 10 тыс. рублей в год.
Миллиард за 4 года
Попытки принятия закона об отмене ККТ предпринимались несколько последних лет, но встречали противодействие заинтересованных сторон. С критикой отмены касс выступали Минфин, милиция и другие контролирующие структуры.
Решающий поворот в этом вопросе произошел в мае 2009 года. Именно тогда на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству премьер Владимир Путин заявил о том, что кассы малому бизнесу не нужны. По его словам, всего по России плательщики ЕНВД используют около 2 млн кассовых аппаратов. В год на их обслуживание они тратят 10 млрд рублей. После этого законопроект был подготовлен в рекордно быстрые сроки, за несколько месяцев.
Другой заинтересованной стороной сохранения ККТ можно считать московского разработчика ЭКЛЗ - ООО «Безант» и производителей - «Инфокристалл», ОАО «Приборный завод «Тензор». Они фактически являются монополистами по выпуску этих устройств. Именно этим эксперты объясняют дороговизну ЭКЛЗ.
По подсчетам заместителя директора ТПП городов Пушкина и Павловска Олега Новикова, себестоимость электронной ленты составляет около $ 30, тогда как бизнесу приходится платить за нее более $ 200. «Мы очень долго обращались в разные инстанции с призывом отменить ненужную плательщикам ЕНВД электронную ленту. Ведь они платят налоги не с реальной выручки, а с физических показателей - количество продавцов, площадь помещения», - продолжает Олег Новиков. За 4 года существования навязанной бизнесу услуги центры технического обслуживания и производители ЭКЛЗ заработали около 1 млрд рублей.
Алкогольное «но»
По словам экспертов, в принятом законе есть неточности. Теоретически его действие распространяется на всех плательщиков ЕНВД, но, согласно другому действующему закону о торговле алкоголем, его продавцы все-таки обязаны иметь кассовые аппараты.
Разногласие между двумя законами урегулируют осенью, надеется вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин: «Мы и раньше предлагали такую поправку, но почему-то ее не внесли. Больше существенных противоречий в действующем законе нет».
Еще один неясный момент - вопрос снятия кассы с учета налоговых органов. Чтобы сотрудники налоговой не имели права проверять ее применение, они должны максимум знать, что предприниматель от такой кассы отказался. Значит, ККТ необходимо снять с регистрации в ИФНС.
Ещё по теме: