Доклад бизнес-омбудсмена: проблемы и пути решения
15 апреля 2014 года состоялась первая Всероссийская конференция "Федеральный ситуационный анализ (ситан) по обсуждению ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей".
В ней приняли участие Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, Министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов, первые лица РСПП, «Деловой России», ТПП, «Опоры России», представители других предпринимательских союзов, включая региональные и отраслевые, уполномоченные по защите прав предпринимателей из 76 субъектов РФ, включая Республику Крым и г. Севастополь, предприниматели, финансисты, общественные и политические деятели, представители экспертного сообщества. Участники СИТАН высказали свое видение ключевых проблем российского бизнеса и предложили пути их решения.
Представляя свой доклад главе государства, Борис Титов отметил, что перед проведением, заключительного федерального ситана было проведено 40 отраслевых и 76 региональных ситанов, где состоянию российского бизнеса «был поставлен диагноз и предложен список рецептов». Он отметил, что последнее время у России нерадостные макроэкономические показатели остановился, промышленный рост, снижается индекс предпринимательских ожиданий, снижается количество субъектов предпринимательской деятельности и количество рабочих мест во всех секторах экономики, кроме добычи природных ископаемых и бюджетного сектора. «Идет огосударствление экономики, налоги с одного «Газпрома» практически равны налогам со всего МСП России», - констатировал Борис Титов.
По его мнению, эти негативные явления – следствие того, что в России стало невыгодно заниматься бизнесом. За последнее время сильно выросли издержки российского бизнеса, особенно в обрабатывающей промышленности, которая показала 30-процентное падение прибыли в 2013 году. «Мы очень мало производим товаров повседневного спроса, продукции машиностроения», - отметил Б.Титов. Среди факторов негативно влияющих на бизнес он назвал рост фискальной нагрузки, тарифов на электроэнергию, высокие ставки по кредитам, низкий рост производительности труда, избыточный контроль со стороны государства. «Только сократив проверки вдвое, мы сократили бы издержки бизнеса на 20 процентов», - заявил Борис Титов
«Мы технологически отстаем, износы основных фондов критичны, особенно в машиностроении, - считает Б.Титов. – Как следствие низкой предпринимательской активности мы видим рост иждивенческих настроений у населения». Он озвучил цифры статистики, согласно которым 51% бизнеса находится в тени. «МСП уходит в тень, а крупные компании в оффшоры. Проблема? Да! Но и гигантский потенциал экономического роста! Ведь только выход экономки из тени вдвое увеличит доходы бюджета», - заявил Б.Титов.
Он признал существенные успехи государства по упрощению административных процедур, работе по созданию в России благоприятного инвестиционного климата. «Но без высвобождения предпринимательской активности, освобождения бизнеса от сковывающих его развитие пут – это только полдела, все равно как построить шикарное скоростное шоссе и ездить по нему на верблюдах, а не на современных машинах», - считает бизнес-омбудсмен. Работа над деловым климатом должна быть дополнена созданием эффективных предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, снижением издержек производства и стимулированием деловой активности, резюмировал Борис Титов
Президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что Россия стоит на пороге новых вызовов, как геополитических, так и экономических. Он приветствовал тот факт, что федеральный бизнес-омбудсмен не замыкается исключительно на реагировании на конкретные обращения, а пытается выступить драйвером системного улучшения инвестиционного климата в стране. При этом он призвал все глобальные предложения согласовывать с деловыми ассоциациями, «так как есть вопросы относительно которых ведутся дискуссии между РСПП и «Деловой Россией, РСПП и «Опорой России», и вносить Президенту только те предложения, которые устраивают все деловые круги и могут быть реализованы в обозримом будущем.
Министр по делам общественного правительства Михаил Абызов поздравил Бориса Титова с тем, что институт Уполномоченного вышел на новый уровень развития. Он подчеркнул важность широкого учреждения должности бизнес-омбудсменов в регионах России, так как именно там работает большинство людей, там основные проблемы и основной потенциал развития. «Люди с надеждой смотрят на Ваш институт, а Правительство ждет от Вас конкретных технологизированных решений по каждому отраслевому вопросу», - подчеркнул он.
Сопредседатель «Деловой России», исполнительный Сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров заявил, что за последние 20 лет к уголовной ответственности был привлечён каждый пятый предприниматель, из-за чего было потеряно два миллиона рабочих мест, так как открытое уголовное дело парализует работу предприятий. Он выдвинул идею введения в России института следственных судей, чтобы прекратить процессуальные злоупотребления на этапе следствия, и ввести суд присяжных по 159 ст. УК «Мошенничество». «В принципе нам надо двигаться к тому, чтобы экономические преступления наказывались преимущественно кратными штрафами, как сейчас это сделано для коррупционеров», - заявил Андрей Назаров.
Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил, что бизнес волнует огромное количество проблем, но прежде чем смотреть вперед, надо научиться не наступать на старые грабли. «Мы только начали оправляться от последствий принятия непродуманного решения о повышении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, и принимаем закон о введении налога на имущество для малого бизнеса, ведущегося по упрощенке, а это новые и большие для него расходы», - подчеркнул С. Катырин.
Заместитель министра экономического развития Сергей Беляков предложил провести окончательные слушания по докладу на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, и сделать это ежегодной традицией. «Тогда можно будет видеть ситуацию в динамике», - считает он. Также С. Беляков отметил, что большинство проблем бизнеса проистекает от низкого качества государственного управления и неспособности государства полноценно осмыслить свои взаимоотношения с бизнесом. «Мы пытаемся отсутствие здравого смысла по отношению к бизнесу компенсировать механическим улучшением законодательства, в результате подвижки в инвестклимате у нас есть только чисто в технологических областях, где человеческий фактор минимален», - считает С. Бирюков.
Общественный омбудсмен по малому и среднему бизнесу Виктор Ермаков заявил, что в рамках ситанов по МСП было выработано 13 конкретных предложений по проблематике основанной на анализе обращений. Предлагаемые меры согласованы с Министерством экономического развития и признаны им реализуемыми в среднесрочной перспективе, заявил В. Ермаков. Среди главных проблем МСП он назвал сложность выхода на рынок для новых компаний и отвратительный уровень качества услуг оказываемых бизнесу муниципальными органами власти. Среди наиболее принципиальных предложений – патентную систему для самозанятых граждан, налоговые каникулы для новых предприятий в социальной, производственной и социальной сферах, введение понижающих коэффициентов в зависимости от размера бизнеса в КОАП и стимулирование муниципалитетов, путем оставления в их бюджетах большей части прироста налогов от субъектов МСП.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что, изучив доклад Уполномоченного, его министерство поддерживает большинство предлагаемых в нем мер. Он высказался за скорейшее принятия закона «О промышленной политике РФ», который отражает интересы МСП в части налоговых льгот. «Чем быстрее мы запустим механизмы, прописанные в этом законе, тем быстрее дадим нашему бизнесу четкие индикативы», - заявил. Д. Мантуров. Он выразил мнение, что проблему переоснащения основных фондов удастся решить исключительно при эффективной ставке кредита в 4-4,5 процента. «Тогда бизнес будет брать эти деньги и модернизировать свои фонды», - заявил министр.
Общественный омбудсмен по земельным и кадастровым отношениям Марина Карпова назвала две главных проблемы в своей сфере – резкий рост стоимости и аренды земли и незаключение с добросовестными арендаторами договоров сроком на год. «Если посмотреть рыночные на цены на землю, то видно, что они практически не растут, а арендные ставки и кадастровая стоимость растут сильно, - заявила она. С другой стороны муниципалитеты заключают договора аренды только на 11 месяцев, и есть случаи, когда после 20 лет аренды предпринимателей переводят на бессрочные договора, а затем растрогают их. М. Карпова предложила ограничить рост арендных ставок 30% в год и обязать муниципалитеты заключать договора с добросовестными арендаторами сроком минимум на три года. Михаил Абызов поддержал это предложение и призвал усилить его – предложить ограничить рост арендных ставок инфляцией, а договора с добросовестными арендаторами заключать минимум на семь лет.
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин выразил мнение, что доклад Уполномоченного должен быть акцепотован ведущими российскими бизнес-ассоциациями, чтобы они также отвечали за него. Он призвал шире использовать Национальную предпринимательскую инициативу, и заявил, что к 2015 году большинство законодательных изменений по дорожным картам АСИ должно будет быть принято. «Это повод остановится, - считает А. Никтин. – Естественно, что за три года у бизнеса появились новые интересы и приоритеты, ведь конъюнктура и среда его существования постоянно меняется». Он предложил постоянно включать поступающие от института Уполномоченного и отраженные в докладе проблемы в НПИ, для последующего создания дорожных карт, так как это зарекомендовавший себя, проверенный и дающий результат инструмент.
Общественный омбудсмен по проверкам и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Петр Слепченко заявил, что к теме проверок относится до 30 процентов обращений предпринимателей. «Количество проверок необоснованно велико, отсутствует исчерпывающий набор требований к предпринимателям, имеются невыполнимые или взаимоисключающие требования, устаревшие нормы и их произвольная трактовка» - назвал он основные проблемы в области проверок. П. Слепченко призвал к радикальному сокращению их числа. Сделать это можно, введя императивные ограничения – не более трех плановых проверок на одного предпринимателя в год и не более одной проверки в год от одного контрольного органа. Также он призвал запретить проводить в течении трех лет плановые проверки для новых компаний, а все проверки заносить в единый реестр с их мотивационным обоснованием.
Общественный омбудсмен по ветеринарному и фитосанитарному контролю Владислав Корочкин выразил мнение, что коренная проблема российского бизнеса в том, что некоторые ведомства и аффилированные с ними структуры регулярно выдают свои узко частные интересы за интересы государства. Один из способ заработка ими денег – создание вымышленных угроз. Так, В. Корочкин привёл в пример то, что российские сельхозпроизводители и торговые сети тратят ежегодно сотни миллиардов рублей за оформление сопутствующих документов. «Из недавнего, одна сеть заплатила в прошлом году 500 миллионов рублей за оформление документов на колбасу и сосиски», - сообщил он. В. Корочкин предложил пересмотреть список карантинных объектов и исключить из него пять наименований, на оформление которых приходится 80 процентов издержек бизнеса, при том, что эти объекты никому никакой угрозы не несут. Системно он надеется решить проблему с принятием закона «О муниципальном и региональном контроле».
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян рассказал, что в ходе ситанов по рынку финансовых услуг было выработано более 50 конкретных предложений с проектами решений. Так, чтобы в России развилось проектное финансирование, предлагается создать новую категорию банков – проектные банки, с более льготным регулированием, но запретом работы с частными лицами. Чтобы увеличить конкуренцию между частными и государственными банками предлагается государственные банки частично специализировать, частично приватизировать, а капитализацию частных банков повысить за счет государственных льгот их акционерам. Доступ к дешевым финансовым ресурсам – ключевой фактор для решения многих проблем, которые обозначены в докладе Уполномоченного», - резюмировал он.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Артюх выразила обеспокоенность падением конкурентноспособности российских предприятий после создания Таможенного союза с Россией и Белоруссией. Она отметила, что до сих пор не все технические регламенты этих стран синхронизированы с российскими. «Если взять большегрузный транспорт, то в наших нормах есть 30 правил отличных от Казахстана и Белоруссии. Тут едут нормально, а там штрафуют», - заявила. Е. Артюх. Также она обратила внимание на несопоставимые налоговые условия в России и странах ТС. Если в России транспортный налог на машину может доходить до 36 тысяч рублей в год, то в Казахстане – 3,6 тысячи рублей максимум, в Белоруссии же его просто нет. Если в России социальные страховые взносы, начисляемые на фонд оплаты труда, 30 процентов, для части предприятий 20%, то в Казахстане 11 процентов.
Общественный омбудсмен по защите российских инвестиций за рубежом Анатолий Лейрих отметил, что раньше его направление казалось несколько экзотичным, да и обращений было немного – 20 за год. При этом все же были случаи выдавливания российских компаний с рынка конкурентами с помощью местных правоохранительных органов. Однако сейчас в связи с меняющейся международной обстановкой их количество стало увеличиваться и можно прогнозировать, будет и дальше быстро расти. Он отметил, что в силу специфики – российские уполномоченные не имеют прав за рубежом, при работе с обращениями ему приходится использовать в качестве контрагентов МИД РФ и Министерство экономического развития РФ. Практика показывает, что помощь от них часто приходит тогда, когда она уже не нужна, отметил А.Лейрих. Между тем в США первая реакция госорганов на атаку на зарубежные активы американских бизнесменов следует через 16 часов, а в Китае через 8 часов. Нельзя ждать 30 дней пока ответят на письмо, когда судьба инвестпроекта решается в считанные дни или даже часы», - подчеркнул он и предложил создать при Совете Безопасности России межведомственную временную или постоянную рабочую группу, которая бы осуществляла защиту отечественных инвестиций в мире, и, в частности, выработала бы единый методический подход к осуществлению такой защиты.
Вторым предложением ситана по защите российских инвестиций за рубежом стало введение в России обязательного страхования зарубежных инвестиций. При этом оно поможет отделить тех, кто реально занимается экспортно-импортными операциями от тех, кто под их видом просто выводит деньги за рубеж.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым и г. Севастополь Алексей Гринцевич рассказал о проблемах предпринимателей в новых субъектах РФ. По его словам, крымские бизнесмены, как и российские, сталкивались с необоснованным уголовным преследованием, давлением в виде жёстких проверок и длительных согласований. «Надеюсь, что эти времена остались в прошлом», заявил он. А. Гринцевич отметил, что сейчас наибольшую обеспокоенность бизнеса вызывают сложности переходного периода, когда крымские предприятия адаптируются под российскую правовую систему. «Связи с так называемой «материковой Украиной» ухудшаются, а ведь именно там был основное рынки сбыта и основные поставщики. При этом не имея российских регистраций, сертификатов и регламентов крымские предприятия не могут заключать с российскими фирмами договора на поставки товаров ни в Крым, ни из Крыма», - отметил он. Также А. Гринцевич подчеркнул, что из 6 миллионов отдыхающих в Крыму в среднем за сезон большая часть отдыхала в мини-отелях и частном секторе, до 80 процентов которых было в тени. Как он считает, если всех их резко приводить к российскому законодательству, то в Республике может существенно увеличиться безработица. По его мнению, помочь решить эту проблему может Особая экономическая зона, которую планируют создать в Крыму, и где можно установить более либеральное законодательство в туристической сфере.