Губернатор утвердил схему размещения рекламных конструкций
Спустя год после того, как у операторов рекламного рынка закончились договоры на установку носителей, Смольный наконец разродился схемой размещения рекламных конструкций на улицах города. Но долгожданный документ не только не освободит исторический центр от назойливой информации, но и может больно ударить по бюджетам и рекламных компаний, и города.
Согласно опубликованному накануне постановлению городского правительства, в 2014 году число рекламных конструкций в городе сократится в среднем на 30-35%, то есть, судя по официальным данным, примерно с 14,5 до 9,6 тыс. рекламоносителей. Правда, несмотря на то, что изначально схема разрабатывалась под эгидой зачистки исторической части города от банеров, в конечном счете в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах сосредоточится треть всех рекламных конструкций. И что удивительно, если на весь Кронштадт Смольный решил оставить всего восемь установок, то на одном лишь Невском проспекте допустят к размещению 176 конструкций.
К тому же, несмотря на протесты комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и комитета по градостроительству и архитектуре, чиновники допускают размещение на зданиях крупноформатных дисплеев площадью до 200 кв. метров (хотя сейчас предел — 60 кв. метров), а также крышных установок. Правда это можно будет сделать лишь на четырех находящихся в госсобственности зданиях: на крыше нового бизнес-центра на Малом проспекте В. О., 51, супермаркете на Тульской улице, 3, стоматологии на проспекте Науки, 46, и гостиницы на проспекте Народного Ополчения, 189.
Также в схеме не говорится ни слова об объектах для размещения информации. По словам члена фракции «Справедливая Россия» в городском Заксобрании Марины Шишкиной, информационные стойки наверняка сноситься не будут, но очевидно, что их будут сдавать под размещение рекламы, то есть ее число в том же центре города будет еще больше: на 224 таких конструкции по всему Центральному району и на 24 — на Невском проспекте, в частности.
Но нарушает документ не только обещания губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, но и федеральное законодательство. Так, как отмечает Марина Шишкина, в схеме не учтены требования ГОСТ Р 52044-2003 о запрете размещения рекламных конструкций над проезжей частью и на обочинах дорог, а также на разделительных полосах.
«Например, в одном только Московском районе предусматривается размещение 16 суперсайтов и 12 магистральных щитов (площадь 450 кв. метров), — отмечает парламентарий. — Это существенно влияет на безопасность водителей и пешеходов. При этом ранее проект схемы был отклонен юридическим комитетом Смольного именно по причине несоответствия ГОСТу».
Госпожа Шишкина полагает, что это намеренные происки комитета по печати, который, пиаря схему, вводит всех в заблуждение в угоду рекламным компаниям. «Говорят, что количество щитов сократилось с 14,5 до 9,7 тыс. Однако их было всего 11,3 тыс. При этом около 1000 рекламных носителей (объектов для размещения информации) в схему не включено. В сумме получается 10,7 тыс. конструкций. Что всего на 600 штук меньше по сравнению с предыдущей адресной программой».
Сами рекламщики заявляют о том, что едва ли документ облегчит им жизнь. Дело в том, что еще год назад у подавляющего большинства из них закончились договоры на установку и эксплуатацию рекламоносителей. И, как отмечает генеральный директор Clear Channel Russia Сергей Колесников, крупные компании из-за этого не могли планировать свои программы размещения наружной рекламы. Так, с рынка ушли такие «гиганты», как Nestle и Unilever, а также многие представители автопрома. В результате за год бюджеты рекламных компаний «просели» на сотни млн рублей.
Вместе с тем сейчас ожидается, что Смольный будет поднимать расценки на установку в городе конструкций. «При сокращении числа допускаемых к размещению рекламных конструкций включатся экономические рычаги и повысится спрос на участки, — отмечает первый зампред комитета по печати Сергей Серезлеев. — Опыт других субъектов РФ показывает, что при проведении торгов на участки рынок готов платить больше». Правда, если ранее чиновники готовы были, чтобы не навредить рынку, увеличить суммарную площадь рекламных конструкций при сокращении их числа, то сейчас и площади уменьшатся на 50 тыс. кв. метров.
Как отмечает Сергей Колесников, в скором времени это может привести к тому, что в Петербурге доля «наружки» на общем рекламном рынке упадет с 18-20% до 5%, как в Европе. Само собой, что сокращение объемов еще недавно столь прибыльного бизнеса может больно ударить и по городской казне, которая недополучит налоги от деятельности компаний и доходы от продажи чересчур подорожавших участков под рекламные конструкции.
Скорее всего такая явная несбалансированность интересов и города, и бизнеса в документах обусловлена тем, что принимался он в закрытом режиме. Схема утверждена постановлением городского правительства 17 апреля, когда заседания оного не было. Очевидно, что документ принимался членами так называемого малого правительства, на которое не допускаются ни журналисты, ни депутаты, ни представители общественности, которые могли бы оспорить положения нормативно-правового акта.
Впрочем, данное процессуальное решение едва ли помешает чиновникам в ближайшее время отправить схему на утверждение городским парламентом — он, по словам Сергея Серезлеева, должен установить сроки, на которые будут заключаться договоры аренды участков для размещение рекламоносителей. Пожалуй, ЗакС станет последней инстанцией, способной привести рекламный рынок в порядок.
Дарья Фазлетдинова