Вклад факторинговых операций в стимулирование потребления и экономического роста
В силу своей молодости факторинг пока не так широко известен в России, как например кредит или лизинг, хотя для постоянного пополнения оборотного капитала предприятий реального сектора экономики является наиболее целесообразным и эффективным финансовым инструментом. Для предприятий это источник дополнительного финансирования, способный немедленно реагировать на изменение объемов продаж, причем факторинговое финансирование учитывается в кредитовом обороте компании, не увеличивая объем кредиторской задолженности. Оборудование, товары и прочие активы сохраняют функцию потенциального залога для долгосрочных банковских кредитов
Как показывает мировой опыт – одним из важнейших направлений выхода из кризиса является развитие конкуренции, и, прежде всего за счет поддержки малого и среднего бизнеса. Низкий уровень зависимости МСБ от мировых финансовых рынков, а также способность оперативно реагировать на меняющуюся экономическую обстановку и занимать недоступные крупным предприятиям ниши, способствует развитию конкурентной среды, росту объемов производства, а значит снижению уровня безработицы.
В современной экономике промышленно развитых стран 50—70% ВВП приходится на долю МСБ. В России МСБ также может успешно играть роль экономического стабилизатора в условиях кризиса. По итогам 2007 года в России вклад этого сегмента рынка в ВВП составлял всего 13—15%. По данным Минэкономразвития, на начало 2008 года в стране действовало 1,137 млн предприятий МСБ, и их оборот достиг 5,5 трлн. рублей
Более 50-ти % предприятий МСБ заняты в сфере обрабатывающих производств и торговли. Для расширения рынков сбыта и увеличения объемов продаж этим предприятиям требуется постоянное пополнение оборотных средств, но они сталкиваются со сложностями в использовании традиционных кредитов, не имея достаточной залоговой базы. Факторинг предоставляет возможность для решения этой проблемы, т.к. рассматривает дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение. С каждым годом все больше предприятий МСБ обращается к услугам факторинга, активно используя его для развития бизнеса. По данным 2007 года 94% клиентов обслуживающихся по факторингу, составляют предприятия МСБ, более половины сделок, а именно 66%, были заключены с компаниями - производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности - 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) - 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) - 12%, легкой промышленности - 5%.
Сферы применения факторинга.
На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в работе поставщиков продуктов питания, алкогольной продукции, канцелярских товаров, товаров народного потребления, бытовой химии и др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров. Следует отметить, что факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуется отсрочка платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи. Использование факторинга наиболее эффективно для быстро растущих малых и средних предприятий, расширяющих объемы продаж или выходящих на новые рынки. Как правило, такие компании испытывают дефицит оборотных средств и сложности в использовании традиционных кредитов.
Схема работы по факторингу.
Поставщик отгружает товар с отсрочкой платежа. Компания-фактор выплачивает до 90% от суммы денежного требования, так называемый авансовый платеж. Контрагент (дебитор) по истечении отсрочки платежа перечисляет деньги за поставленный товар в компанию-фактор, которая в свою очередь перечисляет поставщику разницу между суммой денежного требования и авансовым платежом, за вычетом факторинговой комиссии.
Одновременно факторинговое финансирование сопровождается комплексом услуг, которые включают в себя: оценку надежности дебиторов и покрытие рисков, связанных с поставкой товара на условиях отсрочки платежа, административное управление дебиторской задолженностью, доступ к программному обеспечению, которое позволяет клиенту получать информацию о состоянии его дебиторской задолженности, переданной на факторинговое обслуживание.
Использование поставщиками услуг факторинга, дает возможность решения многих насущных проблем предприятий МСБ:
- недостаток оборотных средств;
- ускорение оборачиваемости денежных средств;
- наращивание объемов продаж;
- превращения дебиторской задолженности в деньги;
- получения дополнительного финансирования;
- ликвидация кассового разрыва.
Смысл факторинга в том, чтобы помочь компании-поставщику увеличить сбыт за счет предоставления своим покупателям товарного кредита.
Отличие факторинга от кредита.
1 Факторинг рассматривает дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение, в то время как для получения кредита требуется залог.
2. При факторинге деньги получает поставщик, а расплачиваются покупатели, поэтому при установке лимитов оценка факторинговой компании базируется не на финансовом состоянии заемщика и его потенциальных денежных потоках, а на оценке качества дебиторской задолженности и финансовом состоянии дебиторов.
3. При оценке рисков и последующем мониторинге рассматривается не финансовое состояние компании, а ее активы, основным из которых для факторинга является дебиторская задолженность.
4. Размер факторингового финансирования не ограничен и зависит только от сбытовых возможностей поставщика. При увеличении объемов поставок увеличиваются лимиты финансирования клиента, что позволяет компании за короткий срок увеличивать объем продаж в несколько раз, дает возможность активного роста и приносит существенные конкурентные преимущества.
3. При факторинге предприятие получает денежные средства на необходимый для него срок, т.е. платит только за период пользования деньгами, что позволяет минимизировать проценты за финансирование.
4. Договор на факторинговое обслуживание не ограничен сроком действия. Заключив договор, клиент может получать финансирование под каждую отгрузку товара, причем при финансировании последующих поставок не требуется полный расчет по предыдущим, если по ним не истек срок отсрочки платежа..
4. Система ценообразования в факторинге позволяет клиенту гораздо легче оценить свои затраты и сопоставить их с собственной торговой наценкой, также клиенту проще планировать расходы по возврату комиссий, потому что фактор списывает комиссии только после получения средств от дебиторов.
Эффективность факторинга в условиях кризиса.
Сейчас, когда государством выделяются большие средства для поддержки реального сектора экономики, а банки не могут довести их до предприятий МСБ, потому что последние не соответствуют требованиям, предъявляемым банками к залоговому обеспечению, а многие предприятия вообще работают на арендованных площадях, факторинг приобретает особую актуальность:
1. Факторинг - неотъемлемая часть программы, направленной на поддержку МСБ. Льготы по арендной плате и предоставление государственных займов обеспечат предприятиям МСБ платформу, а факторинг станет катализатором развития бизнеса этих предприятий. Он обеспечит постоянное пополнение оборотных средств, даст возможность предприятиям сохранять и укреплять позиции на рынке без отвлечения собственных средств, планировать объемы продаж и денежные потоки предприятия.
2. Целевое кредитование предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг) не нуждается в дополнительном контроле целевого использования выделенных средств, потому что финансируется поставка готовой продукции под уступку денежного требования.
3. При выделении бюджетных кредитов сроком на год и более, деньги возвращаются только по истечении срока кредита, и проверить эффективность его использования для развития предприятия практически невозможно. При факторинге оборачиваемость денежных средств гораздо выше. При максимальной отсрочке платежа 90 дней они могут обернуться за год минимум 4 раза. Эффективность использования средств отслеживается через заявки на изменение лимитов финансирования. Если компания просит увеличения лимитов и увеличивает количество дебиторов, значит, растут объемы продаж и расширяются рынки сбыта.
5. Расчеты при факторинговом обслуживании проводятся только по безналичному расчету, а решение о выдаче финансирования принимается на основании оценки финансового состояния, как клиентов, так и его дебиторов. Это требует прозрачности бухгалтерии, что способствует оздоровлению бизнеса и уходу от «серых схем», особенно в торговле.
6. Факторинг – это комплексная услуга. На этапе принятия решения оцениваются риски клиента и его дебиторов. У компаний, которые работают на рынке давно, имеются свои методики оценки рисков и базы неблагонадежных дебиторов и клиентов. После предоставления финансирования компания-фактор отвечает за управление дебиторской задолженностью и ее сбор, ведет работу с просроченной дебиторской задолженностью. Это требует большого опыта и серьезного программного обеспечения.
7. Факторинг можно использовать как рычаг административно экономического управления, особенно в регионах. Руководство области может вместо выделения бюджетных кредитов предприятиям, финансировать их под уступку прав денежного требования к их дебиторам. Таким образом, руководство области поддерживает предприятия и получает рычаги регулирования объемами просроченной дебиторской задолженности в своем регионе.