Нужно ли лизингополучателю знать, где и как учат лизингу?
Потенциальному лизингополучателю по большому счету все равно, как построен процесс обучения и повышения квалификации кадров в лизинговой отрасли. Обращение за услугами лизинга и без того требует от лица, желающего получить эти услуги, учения разбираться в самых разных вопросах, например - в чем суть лизинга, в чем его эффективность, какие ставки являются рыночными, какую компанию выбрать и других.
В то же время, как любая финансовая сделка, лизинг сопряжен с серьезными рисками не только для лизингодателя, рискующего своими финансовыми вложениями, но и для лизингополучателя, берущего на себя соответствующие обязательства. Иметь перед кем-либо серьезную задолженность и жить спокойно становится все сложней без освоения соответствующих финансовых наук.
В этом плане показательным является тот факт, что на 3-й международной конференции по лизингу, которая проходила 28 мая 2008 года в Санкт-Петербурге, заметный интерес к оценке знаний в области лизинга проявляли, в том числе и потенциальные лизингополучатели. На стенде Агентства «ВЭП», разработчика профессиональных тестов по лизингу, многие попробовали оценить свои знания - кто-то из "спортивного" интереса, а кто-то и всерьез.
Действительно, успешность прохождения лизинговой сделки в немалой степени зависит от того, насколько стороны лизингового процесса действуют с пониманием его специфики и особенностей, осознают профессиональные интересы партнера и имеют глубокую убежденность, основанную на знаниях, что они действуют эффективно и правильно.
Сложно говорить о том, сколько потенциально успешных сделок срывается, не начавшись, из-за того, что потенциальный клиент не получил от сотрудника лизинговой компании как четкого ответа на интересующие моменты, так и упреждающие разъяснения на свои невысказанные, но от этого не менее актуальные для лизинговых отношений вопросы. Все это "невидимые миру слезы" - отсутствие необходимых профессиональных знаний и умения разговаривать с клиентом.
Один из путей решения этой проблемы лежит в плоскости введения для занятых в лизинговой деятельности стандартов профессиональных знаний (минимумов). По крайней мере, клиент, обращаясь в разные лизинговые компании, будет получать гарантированно эффективные ответы на свои вопросы. Введение стандартов могло бы быть организовано лизинговыми ассоциациями, вестись при их поддержке, так как они, как никто другой, имеет возможность обеспечить реализацию единого подхода к стандартизации знаний в каждой лизинговой специализации. Рекомендовав свои стандарты, лизинговые ассоциации однозначно и предметно сориентируют все профильные вузовские кафедры в вопросе «чему учить» будущие «лизинговые» кадры. И это - сильный шаг к принципиально новому уровню подготовки специалистов по лизингу.
Другой путь - повышение квалификации в лизинге для самих лизингополучателей.
Виды обучения лизингу
1. Для специалистов по лизингу (или желающих стать ими), имеющих возможности для дневного очного повышения квалификации и получения практических знаний:
Данное учебное заведение является первым и единственным в России специализированным образовательным учреждением по вопросам лизинга (лицензия серия А №101773 выдана 10 марта 2006 года Комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга). Осуществляется очная интенсивная подготовка по направлениям - «Лизинговая деятельность», «Финансовый директор лизинговой компании», «Директор по развитию лизинговой компании», «Бухгалтерский учет и налогообложение лизинговой деятельности», «Специалист по лизингу для автодилера/поставщика», «Специалист по лизингу недвижимости», «Специалист по внешнеэкономической деятельности». Программы обучения ежегодно пересматриваются и актуализируются.
Особенность - использование в обучении накопленного опыта членов СЗЛА. Ориентированность на обучение сотрудников лизинговых компаний. Периодичность - в соответствии с ежегодно утверждаемым учебным планом. Обучение очное, программы разной продолжительности - от одного дня до двух недель.
2. Для потенциальных лизингополучателей, специалистов по лизингу (или желающих стать ими), имеющих возможности для дневного очного повышения квалификации и получения практических знаний:
Семинары-тренинги: «МСФО - особенности учета лизинговых операций», «Лизинговые платежи - методы и практика. Сравнение лизинга с другими формами инвестиций», «Бухгалтерский учет и налогообложение лизинговой деятельности», «Стратегический менеджмент и лизинговая деятельность», «Управление рисками и лизинговая деятельность», «Внутренний контроль. Управление рисками и бизнес-процессами», «Финансы для нефинансовых менеджеров компании».
Особенность - ориентированность на корпоративных заказчиков (лизинговые компании и лизингополучатели), акцент на оказание слушателям в дальнейшем консультационных услуг. Периодичность - в соответствии с ежегодно утверждаемым учебным планом. Обучение очное, краткосрочное - 1-2 дня.
3. Для всех желающих, имеющих различный уровень профессиональной подготовки и не имеющих возможности дневного очного повышения квалификации (обучения) в лизинге:
ООО «Агентство «ВЭП», Екатеринбург - Санкт-Петербург
Агентство «ВЭП» - разработчик программного комплекса «Большие Банковские Тесты» (ББТ) и имеющее десятилетний опыт в тестировании, обучении и аттестации банковских специалистов, с мая 2008 года предлагает комплекс профессиональных практических тестов и курсов по лизингу, как для корпоративного, так и для индивидуального обучения.
Особенность - компьютерное обучение и тестирование, наличие более трех десятков практических тестов и курсов. Широкий спектр услуг - от возможности для любого желающего бесплатно пройти тесты (курсы), индивидуального самообразования в удобное для себя время, и до организации в лизинговой компании собственного учебного центра на базе ББТ. Продолжительность обучения зависит от выбранного количества тестов и курсов.
Специализированный учебный курс повышения квалификации Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе: «Лизинг в России: практика и новые возможности». Продолжительность - пять рабочих дней.
Особенность - ориентированность на специалистов финансовой сферы, акцент в обучении на практике взаимодействия государственных органов и участников рынка лизинга. Выпускники курсов могут продолжить обучение на программе профессиональной переподготовки по лизингу (504 акад. часа, государственный диплом) и МВА со специализацией «Лизинг» (1068 акад. часов).
5. Существуют образовательные программы, предполагающие преподавание учебного курса "лизинг" в рамках полного высшего образования. Есть в московских ВУЗах, например: Финансовая академия; Государственный университет "Высшая школа экономики"; Государственный университет управления; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
Особенности подготовки специалиста по лизинговой деятельности
Особенности диктуются характером лизинговой деятельности - здесь и необходимость:
серьезной инженерной подготовки (а как иначе разбираться в самом разнообразном лизинговом имуществе, в особенностях его функционирования и эксплуатации и, соответственно, в вытекающих из этого рисках?);
основательной подготовки в области коммерческого права (надо уметь грамотно выстраивать свои позиции и защищать интересы своей лизинговой компании и своего клиента - лизингополучателя в переговорах с самыми разными поставщиками при подготовке договоров поставки и купли-продажи);
обладать знаниями по психологии общения (а ну попробуй свести в одну точку собственные интересы, интересы лизингополучателя, поставщика, финансирующего банка, страховой компании, оценщиков, государственных органов и других участников лизинговой сделки);
иметь солидную финансовую подготовку (без комментариев);
юридических знаний (а как в противном случае защищать свои интересы при обсуждении обязательных и сопутствующих договоров и иных документов, с помощью которых оформляется лизинговая сделка);
разбираться в страховом и оценочном деле....
перечень можно продолжать.
Любое серьезное высшее учебное заведение инженерно-экономического профиля с расширенным перечнем финансовых дисциплин дает достаточный набор знаний, необходимый для освоения лизинговой деятельности. Другое дело - чему бы человек ни учился, но без опыта, практических навыков и, самое главное, без возможности и мотивации к применению полученных знаний - последние ничего не стоят. Тем более, в такой многогранной и многоаспектной области как лизинг. Соответственно, многие лизинговые компании вынуждены «выращивать под свою деятельность» квалифицированные кадры прямо на рабочих местах с чистого листа, из недавних выпускников ВУЗов. И, скорее всего, здесь проблема квалифицированности больше заключается в продолжительности периода адаптации молодого специалиста к реальным условиям работы, чем в качестве и количестве его теоретических знаний.
Вопрос в том, как организована работа в компании по минимизации этого периода. Если она сводится к выдаче молодому специалисту (или входящему в должность новичку) для штудирования толстых фолиантов нормативной и внутрикорпоративной документации, то это одна продолжительность, а если задействован целый комплекс мероприятий, включающий объективное компьютерное тестирование и обучение в нужном для данного специалиста аспекте освоения документации - то совершенно другая.
Тестирование - эффективный способ самообразования и проверки знаний.
При тестировании оцениваются теоретические и практические знания, необходимые для работы. Знания актуального учебного материала (учебники и учебные пособия по лизингу); законодательных актов; нормативных документов (инструкций, указаний, положений), в том числе внутрикорпоративных; стандартных ситуаций в общении с клиентами; существующей судебной практики по взаимоотношениям с государственными органами, участниками рынка лизинге и т.д.
Один из принципов составления тестов для проверки профессиональных знаний - обучаемому должно быть интересно, соответственно, в тесте должны быть как «подковыки», так и юмор. Кроме того, желательно предоставить несколько вариантов ответов на вопрос, но правильным должен быть только один (как в жизни - решений может быть много, но только одно является эффективным). Правильный ответ обязательно должен иметь развернутое объяснение или ссылку на нормативный документ (первоисточник).
Примеры вопросов тестирования:
Вопрос:
Какое из расхожих утверждений, описывающих преимущество лизингового финансирования по сравнению с кредитным, является ложным, если сопоставление этих видов финансирования производится на срок полезного использования объекта финансирования?
Варианты ответов:
Лизинговое финансирование получить, как правило, проще. чем оформить кредит
Срок договора лизинга может быть значительно длиннее, чем срок кредита или займа
Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, то, на первый взгляд, улучшается структура баланса лизингополучателя
Ускоренная амортизация предмета лизинга за рассматриваемый срок позволяет уменьшить выплаты по налогу на прибыль
Вопрос:
В каком случае лизинговой компании будет экономически интересно обсуждать с лизингополучателем резко неравномерный график лизинговых платежей (сезонность, освоение нового производства, кассовые разрывы у лизингополучателя)?
Варианты ответов:
Когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя
Когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя
Лизингодателю экономически невыгодны неравномерные графики при любых условиях
Лизингодателю в любом случае будет экономически выгоден неравномерный график
Вопрос:
Что означает термин "сублизинг"?
Варианты ответов:
Лизинг на незначительную денежную сумму
Краткосрочный лизинг без права выкупа предмета аренды
Вид поднайма предмета лизинга
Словообразование, получившееся из двух слов: субвенция и лизинг
Это когда сделка лизинга оформляется очень быстро, можно сказать, с субсветовой скоростью
По практике, желательно, чтобы каждый тест состоял из нескольких тематических разделов (обычно 10), в каждом разделе несколько вопросов (от 3 до 20), в разделах одинаковое количество вопросов. Например, 10 тематических разделов по 4 вопроса - итого в тесте 40 вопросов. Такой подход придает стройность и аккуратность тестам, позволяет адекватно оценивать знания (обучаться). И самое главное, обеспечивает возможность быстро и эффективно подготовить тесты и учебные курсы (курсы освоения) для конкретных нужд конкретной лизинговой компании. По опыту - количество вопросов в тесте больше сорока уже "тяжело" воспринимается участниками тестирования/обучения. Уровень "отсечки" для успешного прохождения теста - как правило, более 70% правильных ответов, но это величина регулируемая в зависимости от требований к уровню знаний.
Основа хороших тестов - опора на здравый смысл и возможность для пользователя тестироваться в удобное для него время, по прозрачным для него правилам.
Тестирование по стандартам квалификации - это единые понятные требования работодателя к персоналу (что нужно знать), минимальный субъективизм и очень четкая мотивация для работника (надо освоить материал/сдать тест).
Материал подготовлен проектом «Лизинг: обучение и тестирование» ООО «Агентство ВЭП»