Кредиты для МБ: обстановка
Хотя сегодня процент отказов в кредите представителям малого и среднего бизнеса выше, чем физлицам, банкиры прогнозируют заметное оживление на рынке уже в начале 2011 года. Заметно снизятся процентные ставки, а заявки клиентов будут рассматриваться быстрее
Как показало исследование рейтингового агентства Moody’s, основные риски российского банковского сектора связаны с крупными кредитами и кредитованием связанных сторон. По оценке экспертов, на 20 крупнейших заемщиков российских банков приходится 240% собственного капитала, что вдвое превышает показатели развитых рынков. Причем из этих двадцати заемщиков трое-четверо находятся в состоянии дефолта или реструктуризации задолженности, что негативным образом сказывается на качестве кредитного портфеля.
Костюм кучера
Несмотря на приведенные выше цифры, банки пока охотно дают в долг крупным компаниям, отказывая при этом в кредитах представителям малого и среднего бизнеса.
Последние, как и раньше, сетуют на то, что получить заем на приемлемых условиях очень трудно.
— Чтобы погасить кредит по ставке 20% годовых, нужно иметь рентабельность свыше 25%. Но, чтобы ее получить, надо не производством оборудования заниматься, а торговать оружием или наркотиками, — говорит Андрей П., предприниматель.
С залогами все более-менее ясно: в докризисные времена банкиры проявляли к ним странную, если не сказать подозрительную лояльность.
— Один банк принял в качестве залога часть причальной стенки, другой — списанное морское судно, — рассказывает специалист по взысканию проблемной задолженности. А один небольшой региональный банк составил рейтинг самого странного неликвида, который принимался в залог кредитными организациями. Туда вошли: целый карьер щебня, партия стеклянных банок емкостью 2,5 и 5 литров, склад ядохимикатов, манекены и даже костюм кучера.
Теперь банки требуют в залог с малого и среднего бизнеса только самые ликвидные активы: либо недвижимость, либо автомобили.
— Мало того что они хотят залог от компании, так каждый второй банк просит, чтобы я заложил еще и личное имущество, — рассказывает историю производственных кредитов предприниматель Андрей.
Неудивительно, что в такой ситуации появляются разного рода дельцы, предлагающие свою помощь в получении кредита для бизнеса.
— Они либо хвастаются своими связями в банках, которые якобы позволяют им добиваться положительного решения по заявке клиента. Либо предлагают стать поручителями по кредиту — ведь это практически обязательное требование большинства банков. За свои услуги они просят 10–15% от суммы займа, — рассказывает специалист по безопасности крупного банка.
Если владелец предприятия обратился к таким «посредникам» — это первый признак того, что положение дел в компании оставляет желать лучшего. Как говорят эксперты, «вокруг хороших предприятий кружат банки, вокруг плохих — посредники». Двойная бухгалтерия не порок, но банки ее все равно не любят и, скорее всего, в кредите откажут. «Можно, конечно, изучить управленческую отчетность, но решение о выдаче кредита принимается на основании официальной отчетности», — признаются банкиры.
— На деле получить кредит достаточно просто. В первую очередь банку должны быть понятны бизнес компании, его перспективы. Топ-менеджеры заемщика должны ясно представлять, как будет развиваться предприятие. Четкий бизнес-план и прозрачная финансовая отчетность — прямой путь к кредиту, — уверяет начальник кредитного управления банка «Возрождение» Ольга Старкова.
При этом банкиры признаются: представители малого и среднего бизнеса берут кредит только в случае крайней необходимости — это либо заем на пополнение оборотных средств, либо кредитный продукт в форме овердрафта.
— У нас в лидерах продаж «Кредит-инвест», в рамках которого можно получить удобную револьверную кредитную линию на пополнение оборотных средств по ставке 9,75%, — рассказывают в Промсвязьбанке. В Юниаструм-банке большой популярностью среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пользуется кредитная программа, позволяющая получить долгосрочные кредиты на развитие бизнеса (инвестиционные цели, рефинансирование задолженностей в других банках) на срок до 10 лет.
Строители — направо, ретейл — налево
У банкиров своя правда: да, отказов много, но это говорит лишь о низком качестве заемщиков. Причиной отказа могут служить бизнес-проблемы клиента: слишком большие долговые обязательства, значительная зависимость от одного-двух поставщиков или покупателей, плохое качество активов и обязательств (просроченная дебиторская или кредитная задолженность, неликвидные товарно-материальные запасы, низкая операционная эффективность деятельности и, конечно же, недостаточная прозрачность бизнеса). Не страхуют банки и проекты на стадии start-up.
— К самым распространенным причинам отказа можно отнести отсутствие залога, предложение в качестве залога товаров в обороте, убытки, нестабильность денежных поступлений, падение выручки более чем на 25%. Потенциальным заемщикам следует обратить особое внимание на полноту предоставляемых документов. Как правило, их комплект у всех банков одинаков. Для увеличения вероятности получения кредита малым и средним предприятиям необходимо предоставлять расшифровки статей баланса и полноценно вести бухгалтерский учет, — советует Лариса Сулацкая, член правления банка «Глобэкс».
Отказ в кредите может также последовать при несоответствии потенциального заемщика тем или иным требованиям банка.
— К примеру, банк кредитует компании, которые существуют минимум год, а у вашей срок жизни — 11 месяцев. Или банк не кредитует строителей или фермеров в силу того, что они не раз обжигались на заемщиках из этого сектора, — объясняют банкиры.
Сложно будет получить кредит и компаниям, занятым грузоперевозками, производством крупногабаритных строительных материалов и металлоконструкций, строительством.
— Производители и продавцы товаров и услуг премиум-класса тоже находятся не в лучшем состоянии. 80% банков откажут им в кредите, — признается руководитель отдела кредитования малого и среднего бизнеса крупного банка.
Как отмечает Юдит Бакша, начальник управления сберегательных и инвестиционных продуктов Абсолют-банка, участники рынка неохотно кредитуют игорный и шоу-бизнес, посреднические услуги: риски в этих сегментах высокие, а прозрачность оставляет желать лучшего.
Впрочем, и это еще не все. Банки неохотно идут на выдачу большого числа мелких кредитов на развитие ввиду высоких операционных издержек, связанных с оценкой и контролем каждого из них, признаются сами банкиры. Интересно, какими же должны быть издержки, если ставки в 15–25% их не покрывают?
Но есть и те, кому повезло и кто работает в правильной с точки зрения банков нише. Спрос на их продукцию оставался стабильным даже в кризис.
— Компании, торгующие в розницу товарами народного потребления, особенно ретейлеры, наименее подвержены кризисным явлениям. Однако спецпрограммы чаще предлагают не малым и средним предприятиям, а крупным торговым сетям, — говорят в Промсвязьбанке.
В других банках также отмечают, что основная доля выдаваемых в последнее время кредитов приходится на торговые предприятия: розничные и мелкооптовые магазины, торговые сети и предприятия сферы услуг.
— Наиболее охотно банки кредитуют все, что связано с массовым розничным сегментом, так как там всегда расплачиваются живыми деньгами. В основном это торговля и сфера услуг: кафе и рестораны, салоны красоты, станции технического обслуживания, медицина. Нравится банкам и бизнес, связанный со сдачей в аренду недвижимости: это стабильный доход и хорошее обеспечение, — говорит вице-президент по развитию малого бизнеса Юниаструм-банка Светлана Чубакова.
— Хлебозаводы и мясокомбинаты, торговые компании, предприятия жилищно-коммунального хозяйства… — перечисляет наиболее привлекательные для кредитования виды бизнеса Ольга Старкова.
Спецпрограммы для бизнеса
Естественно, за такими клиентами банки гоняются сами, что и порождает спецпредложения и льготные условия для представителей отдельных сегментов экономики.
— В рамках специальных программ и акций можно оформить более выгодный кредит. Проводим, к примеру, акцию, по условиям которой расчетный счет открывается бесплатно, ставки по кредитам снижены на 2%, а максимальные сроки предоставления финансирования увеличены на год. Минимальная ставка по кредиту, цель которого — пополнение оборотных средств, в период акции составляет 11% годовых, а максимальный срок — 3 года, — рассказывают в Абсолют-банке. Свои спецпрограммы есть и у других игроков.
— Обычно банки разрабатывают кредитные продукты для определенных рыночных ниш, потенциал роста которых достаточно высок, а отраслевые риски оцениваются как небольшие. Наш продукт «Бизнес-авто» нацелен на удовлетворение потребностей малых и средних предприятий в расширении транспортного парка. Основным отличием нашего кредита от аналогичных предложений является отсутствие необходимости предоставления дополнительного залога, за исключением приобретаемого автомобиля, — объясняет руководитель дирекции кредитных продуктов банка «Уралсиб» Алексей Барабанов.
Ждем снижения
Банкиры уверяют, что рынок кредитования малого и среднего бизнеса постепенно оживает. По их словам, процентные ставки стали для бизнесменов приемлемыми: 12–16% для займов с залогом и 19–20% — для беззалоговых. Правда, те, кто пытался взять кредит на развитие собственного дела, говорят, что стоимость займа редко оказывается ниже 17%.
— Это как с потребкредитами раньше: в рекламе указывают минимальные ставки, а в действительности получается гораздо дороже, — уверяют предприниматели.
Впрочем, аналитики считают, что «банки не смогут долго сидеть на деньгах, ведь заработать они могут лишь на кредитовании», и прогнозируют, что уже через три-четыре месяца участники рынка начнут снижать ставки и станут более лояльно относиться к заемщикам.
— Снижение ставок может произойти в случае удешевления стоимости ресурсов на рынке. В части смягчения требований к заемщикам, особенно по небольшим суммам — до 3 миллионов рублей, — мы планируем значительно упростить процесс утверждения и предоставления кредитов, минимизировав и так небольшой пакет документов. Будем также добиваться, чтобы одобрение кредитной заявки занимало столько же времени, сколько и в розничном кредитовании. Уже через полтора дня с момента подачи заявки и предоставления пакета документов клиент будет знать, одобрен кредит или нет, — обещает Елена Махота, вице-президент Промсвязьбанка.
За частными кредитными организациями готовы последовать и госгиганты — ВТБ24 и Сбербанк. Первый уже объявил о запуске новой модели обслуживания предприятий малого бизнеса, которая, как сообщается в пресс-релизе, предполагает «адресность коммуникаций, закрепление клиентских портфелей за менеджерами и единое окно обслуживания клиентов по всему спектру вопросов».
Кроме того, в ВТБ24 отмечают, что изменилась и схема оценки потенциальных заемщиков — уже в ближайшее время сотрудники начнут гораздо быстрее рассматривать заявки клиентов, чем сейчас. Старается и Сбербанк. Его глава Герман Греф недавно признался: «Считаю собственную работу по развитию малого и среднего бизнеса недостаточной. Обещаю сделать все, чтобы максимально снять препятствия на пути развития малого бизнеса». По его мнению, от того, насколько власти и банки поймут проблемы этого сектора, будет зависеть рост экономики в целом.
Вот только сами представители малого и среднего бизнеса декларативным заявлениям уже не верят: они их наслушались еще год назад.
— Решил не выдергивать средства из оборота, а развиваться на заемные, — рассказывает Виталий, владелец турфирмы. — Так как компания оказывает услуги, залога у нас нет. В рекламе все банки зазывают к себе представителей малого бизнеса, а когда подал заявку на кредит — получил отказ, в том числе и в ВТБ24. И это притом что запрашиваемая сумма составляла всего 15% от оборота, а сама компания существует на рынке три года.
Петр Александров
Опубликовано 25.11.10.