Лучшие банки на рынке кредитования малого бизнеса в прошлом году
Рынок кредитования юрлиц в 2007 году показал хорошие темпы роста, во многом благодаря тому, что за прошлый год на этот рынок вышло большое количество банков. По данным ЦБ, за 2007 год объемы предоставленных кредитов предприятиям и организациям показали прирост в 50,46%, и достигли 8,7 трлн. руб.
По оценкам РБК.Рейтинг, рынок кредитования малого бизнеса рос более стремительно (прирост за год составил 55%), а объем кредитов по программам кредитования малого бизнеса до 2,5 млн. руб. достиг 510 млрд. руб.
Лидером рейтинга по объему выданных средств малому бизнесу в 2007 году стал ВТБ 24 показавший впечатляющую динамику роста в 105,46%, до 40,4 млрд. руб. за год. Второе место, с приростом в 66,82%, занимает «Собинбанк» с объемом предоставленных средств в 24 млрд. руб. Тройку лидеров замыкает «АК Барс», которому по республике Татарстан удалось собрать 21,9 млрд. руб., что правда на 2,43% меньше прошлогодних показателей. Наибольшую динамику роста в top5 показал лидер рейтинга - ВТБ 24.
Лучшие банки по объёмам выданных кредитов малому бизнесу в 2007г. | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Банк | Объем выданных кредитов малому бизнесу в 2007г., млн. руб. | Изменение за год, % | Доля кредитов выданных в регионах (без учёта Москвы и МО, Санкт-Петербурга и ЛО), % | Количество выданных кредитов в 2007г., шт. | Количество городов присутствия программы кредитования малого бизнеса, шт. | |||||
1 | ВТБ 24 | 40 421.7 | 105.46 | 80.56 | 14 668 | - | |||||
2 | Собинбанк | 23 981.2 | 66.81 | 55.57 | 607 | 21 | |||||
3 | АК Барс* | 21 875.6 | -2.43 | - | 1 904 | 48 | |||||
4 | Уралсиб | 18 778.3 | 41.03 | 93.22 | 43 843 | 150 | |||||
5 | КМБ-Банк | 16 649.8 | 40.33 | 86.93 | 38 432 | - | |||||
6 | Новикомбанк | 9 779.2 | -3.72 | 0.00 | 88 | - | |||||
7 | Росевробанк | 6 918.3 | 43.82 | 18.12 | 554 | 23 | |||||
8 | НБ Траст | 4 887.4 | 121.71 | 94.65 | 8 495 | 115 | |||||
9 | Росбанк | 4 875.7 | 16.46 | 92.73 | 6 386 | 133 | |||||
10 | УРСА Банк | 4 844.8 | 49.24 | 100.00 | 5 353 | 75 | |||||
* данные по объёму и количеству выданных кредитов предоставлены только по Республике Татарстан |
Банком, выдавшим наибольшее количество кредитов малому бизнесу, количество которых по итогам года достигло 43843 шт.стал «Уралсиб». Второе и третье место в рейтинге заняли КМБ-Банк и ВТБ 24, с 38432 и 14668 кредитов, соответственно. Наибольшая динамика в пятерке лидеров у «НБ Траст», рост количества выданных кредитов которого составила 122,97%, что и обеспечило ему четвертое место в рейтинге.
Регионы России в 2007 году стали одной из основных точек роста всего рынка. У лидеров рейтинга по объемам предоставленных кредитов большая их часть приходится именно на регионы. Развитая региональная сеть также обеспечивает высокую долю охвата потенциальных клиентов. Так, тройка лидеров по количеству городов, где представлены программы кредитования малого бизнеса (банк «Уралсиб», «Росбанк» и «НБ Траст»), присутствует и в top5 банков и по количеству предоставленных кредитов. «Особенно активно сегмент рос на региональных рынках, - отмечает управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса «НБ Траст» Надия Черкасова. - Регионы, в отличие от городов - миллионников, раньше были в определенном смысле «ущемлены» в этом плане – не так много банков были готовы предложить свои программы кредитования МСБ вдалеке от столицы. В 2007 году ситуация изменилась. Банки стали осуществлять активную географическую экспансию своих программ кредитования МСБ».
Практически все участники рынка отметили значительное усиление конкуренции на рынке кредитования малого бизнеса в прошлом году. Столь значительный интерес к данному сегменту был обусловлен как большим спросом на подобные услуги, при благоприятной экономической ситуации в стране, так и относительно высокой доходностью для банков при работе в данном секторе. «Важными факторами, стимулировавшими развитие рынка кредитования малого бизнеса в прошлом году, явились: ужесточение конкуренции на рынке кредитования крупных и средних клиентов и, как следствие, снижение доходности от указанных операций в данном сегменте, высокая прибыльность кредитования в сегменте «малый бизнес» и активная государственная поддержка малого бизнеса, - говорит руководитель дирекции продуктового менеджмента малого бизнеса банка «Уралсиб» Дмитрий Мельников. - Также на рынок кредитования малого бизнеса позитивно повлияла экономическая стабильность, обусловившая развитие малого предпринимательства».
Основными клиентами банков по программам кредитования малого бизнеса остаются торговые компании, а также компании предоставляющие услуги грузоперевозок. «Среднестатистические клиенты по программе кредитования Малого бизнеса - российские предприятия и индивидуальные предприниматели с выручкой до 5 млн. долл. в год. Преимущественные отрасли: оптовая и розничная торговля, сфера услуг, грузоперевозки, общественное питание, промышленность, - говорит Дмитрий Мельников. - На данный момент заметна тенденция к уменьшению доли торговых предприятий в кредитном портфеле банка и росту доли компаний сферы услуг и производства. Данные направления требуют больших капиталовложений, что привело к увеличению средней суммы выдаваемого кредита. Необходимо отметить, что в 2006 году целевым сегментом были предприятия с выручкой до 3 млн. долл». Увеличение заемной суммы также отмечает и руководитель управления кредитования малого и среднего бизнеса «Абсолют Банка» Виктория Довбыш, по ее словам в последнее время наблюдается отход от сегмента микрокредитования (на сумму 300 – 400 тысяч рублей) в сторону увеличения суммы кредита.
Одним из основных последствий усиления конкуренции для клиента стало дальнейшее улучшение кредитных программ, как в области повышения максимальных кредитных лимитов, так и лояльности к клиентам. «В прошедшем году банки увеличили активность на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. Широкое распространение получили программы беззалогового кредитования, сокращались сроки рассмотрения заявок, банки расширяли филиальные сети», - говорит начальник депертамента развития продаж малого и среднего бизнеса «ЛОКО-Банка» Новиков Андрей Владимирович.
В 2008 году в условиях конкуренции банки несомненно продолжат совершенствовать свои кредитные программы. По мнению экспертов данные изменения не коснутся процентных ставок, а сместятся в сторону повышения сервиса и развития новых программ. «В 2008 году банками по-прежнему будет предлагаться быстрое оформление кредитов с упрощенной системой оценки рисков, минимальным пакетом документов и гибким подходом к залоговому обеспечению, - прогнозирует начальник управления кредитования малого и среднего бизнеса «СКБ-банка» Ирина Кузьмина. - Снижения процентных ставок ожидать не стоит. В настоящий момент среднерыночные ставки находятся на уровне 17-19%, что экономически вполне обоснованно». «На мой взгляд, сегодня банковская конкуренция постепенно начинает уходить от простого конкурирования по условиям предоставления кредита в сторону конкуренции сервиса. Большинство крупных игроков предлагают клиентам примерно одни и те же продукты на близких условиях, поэтому заемщики начинают обращать внимание на качество обслуживания банка при кредитовании. Влияние качества сервиса будет только расти. Пользоваться спросом будут те продукты, которых не было или почти не было ранее (кредитование стартового бизнеса, кредитование микрофинансовых организаций, коммерческая ипотека)», - говорит начальник управления маркетинга и продуктов департамента по работе с малым бизнесом «Росбанка» Вера Маркосова.
На рынке микро-кредитов также следует ожидать усиления конкуренции и, как следствие, дальнейшего совершенствования кредитных программ. «В 2008 году следует ожидать обострения конкуренции на микрофинансовом рынке – с одной стороны банки будут конкурировать за «малых» клиентов между собой, а с другой стороны – с разнообразными фондами и предпринимательскими кооперативами. Это повлечет появление более таргетированных предложений, ориентированных именно на сегмент микро-клиентов», - предпологает Надия Черкасова.
Кредитование малого бизнеса из-за низкого охвата потенциальных клиентов остается весьма привлекательным, а значит несомненно следует ожидать дальнейшего роста конкуренции. «В среднесрочной перспективе есть все предпосылки для бурного развития малого предпринимательства и в период до 2010 года малый бизнес в России должен превратиться в самый эффективный и быстрорастущий сектор экономики, обеспечивающий получение около 20% ВВП страны. Доля малых предприятий, использующих банковский кредит на развитие своего бизнеса, сегодня невелика – около 16%. Однако в условиях усиливающейся конкуренции, преимущество будет на стороне тех компаний, которые станут активно инвестировать в развитие своего бизнеса, развивать собственное дело, увеличивать количество точек продаж, использовать новые технологии и современное оборудование», - говорит господин Мельников. При этом многие банки уже сейчас стараются развивать программы лояльности для своих клиентов, которые в 2008 году могут получить широкое распространение. «В условиях все возрастающей конкуренции приоритетной задачей банков в 2008 году видится не столько привлечение новых клиентов, сколько удержание уже существующих - говорит Ирина Кузьмина. - С этой целью все больший интерес вызывает появление программ лояльности, включающие в себя дополнительные скидки при оформлении повторных кредитов, увеличения срока кредитования, снижения суммы требований к залоговому обеспечению и т.д.»
Рейтинг рассчитывался по следующей методике: В рейтинге участвуют банки предоставившие анкеты в агентство в установленные сроки. К кредитам выданным малому и среднему бизнесу мы относили все кредиты выданные по соответствующим программам кредитования, с ограничением по объёму выдаваемых кредитов до 2,5 млн. руб.