Малый бизнес ждут новые возможности
Мировой финансовый кризис заставил банки более осторожно относиться к рискам кредитования малого и среднего бизнеса и привел к некоторому росту ставок на рынке. Тем не менее сегмент остается интересным, а значит, в среднесрочной перспективе конкуренция будет расти, а условия кредитования станут более гибкими.
В 2007 году банковское кредитование малого и среднего бизнеса продемонстрировало взрывной рост: портфель кредитов увеличился на 62% и достиг 54,1 млрд долл. При этом кредиты непосредственно малому бизнесу выросли почти вдвое, до 21 млрд долл. Сегмент сегодня интересен для многих банков, но пятерку лидеров по портфелю кредитов формируют Сбербанк, ВТБ 24, «Возрождение», КМБ-банк и «Уралсиб» (см. табл. 1). Вместе с тем на рынок выходят и новые участники — их привлекает пока еще низкий уровень конкуренции и более высокая кредитная маржа по сравнению с продуктами для крупных предприятий.
Недоверчивые «малыши»
Результаты развития впечатляют, однако малые предприниматели не разделяют эйфории банкиров: существует мнение, что получить кредит на развитие бизнеса в банке по-прежнему сложно и дорого. Как следствие, спрос на заемное финансирование со стороны малого бизнеса «утекает» в смежные сегменты. Если требуются инвестиции в основной капитал, предприниматели обращаются к лизинговым компаниям. Если необходимо управлять кассовыми разрывами, можно воспользоваться факторингом. Наконец, если нужен просто кредит на расширение бизнеса, то можно выступить и как розничный клиент банка — взять ипотеку, автокредит или даже кредит без залога.
Переключение заемщиков на альтернативные банковские продукты — самая тревожная тенденция для развития банковского кредитования малого бизнеса. Для того чтобы с ней бороться, необходимо постоянно совершенствовать параметры кредитных продуктов для малых и средних предприятий. Совершенствование пока идет в двух направлениях: развитие региональных сетей и разработка новых, интересных продуктовых предложений, которых еще нет на рынке. Ценой и условиями банки не конкурируют — мировой финансовый кризис повысил ставки и заставил пристальнее смотреть на риски.
Время перемен
Между тем стоимость кредита, требования к заемщикам и условия (прежде всего по залогам) — основные параметры, на которые ориентируются потенциальные клиенты при выборе банка. В начале 2008 года ставки по кредитам для малого бизнеса в среднем по рынку составляли 17—19%.
Сегодня на динамику ставок влияют две разнонаправленные тенденции. Первая — постепенное усиление конкурентного давления на рынке и стремление предложить более выгодную цену по сравнению с конкурентами. Вторая — рост стоимости заимствований по всему миру, в том числе и в России. Стоимость фондирования для банков растет — соответственно, они должны повышать ставки для своих заемщиков. Кроме того, банки зачастую стремятся действовать «на опережение» и повысить ставки по кредитам чуть раньше, чем для них самих вырастет стоимость привлечения. Вторая тенденция сейчас оказывает на рынок более сильное влияние, чем первая, поэтому, скорее всего, ставки в среднем по рынку до конца года вырастут на 1,5—2 п.п.
Условия кредитования в ближайшее время смягчаться также не будут — здесь действует другое важное последствие кризиса, выражающееся в усилении внимания к принимаемым на себя рискам. Можно провести параллель между развитием кредитования малого бизнеса сегодня и розничным кредитованием 3—4 года назад. Тогда, развивая розницу, банки шли на максимальное смягчение требований к заемщикам, поскольку конъюнктура была благоприятна, а основной целью ставился быстрый захват нового рынка. Сегодня конъюнктура не способствует масштабной кредитной экспансии, необходимо контролировать риски и подходить к оценке заемщиков более консервативно. Поэтому банки не идут на смягчение условий для малых предприятий. Тем более что спрос на кредитование по рынку в целом сейчас существенно превышает предложение, поэтому можно позволить себе более придирчиво подходить к отбору заемщиков.
Острой проблемой в новых условиях становится и отсутствие хорошего залогового обеспечения у малых предпринимателей. По мнению самих банкиров, этот фактор, наряду с низким уровнем прозрачности заемщиков, еще до начала кризиса выступал существенным ограничителем для развития рынка (см. табл. 2). И если проблему прозрачности малые предприниматели способны решить в короткие сроки, то проблема залогов, как правило, быстро не решается. Низкая залоговая база будет существенно сдерживать дальнейшее развитие рынка — и так ограниченный круг обеспечения, под которое банки готовы предоставлять кредит, сейчас сузился еще больше. Сегодня самым хорошим залогом выступает коммерческая недвижимость, которой у малых предприятий в собственности практически нет.
Спрос ищет предложение
Большинство банков сегодня готовы работать только с понятными рисками, а это означает, что наиболее привлекательными клиентами являются предприятия торговли и обрабатывающих производств, ведущие прозрачный бизнес и способные предоставить хорошее обеспечение. Но это не означает, что остальным заемщикам нужно искать альтернативные источники финансирования либо в срочном порядке решать проблему залогов. В любом случае на рынке есть участники, по-прежнему готовые работать с «нетипичными» рисками.
Во-первых, следует помнить, что банки — лидеры сегмента все же нацелены на более широкий круг отраслей. Они имеют отлаженные технологии работы с заемщиками и опыт оценки кредитоспособности предприятий строительства, транспорта, сферы услуг. Во-вторых, потенциальным заемщикам нужно следить за теми банками, которые только сейчас выходят на рынок и запускают активные рекламные кампании по привлечению новых клиентов. Если эти банки, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, все же решились выйти в сегмент, значит, им наверняка есть что предложить малым предприятиям с точки зрения условий кредитования. Наконец необходимо обращать внимание на те кредитные организации, которые являются участниками каких-либо государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства. Ведь бюджетная поддержка всегда означает более привлекательные условия финансирования.
Что же касается среднесрочной перспективы (ближайшие два-три года), можно быть уверенными, что фактор конкуренции в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса все же будет сильнее неблагоприятной конъюнктуры. А значит, ставки и условия постепенно станут более гибкими, и уже заемщики будут выбирать себе самых выгодных кредиторов.
ТАБЛИЦА 1. РЭНКИНГ БАНКОВ ПО ОБЪЕМАМ ПОРТФЕЛЕЙ КРЕДИТОВ МАЛОМУ БИЗНЕСУ
№ |
Банк |
Портфель на 01.01.08, тыс. руб. |
Темп прироста к 01.01.07, % |
Место в рэнкинге, 2006 г. |
Изменение позиции, +/- |
1 |
Сбербанк РФ |
436 000 000 |
51,49 |
1 |
– |
2 |
ВТБ 24 |
45 081 358 |
119,47 |
3 |
+1 |
3 |
Возрождение |
35 197 500 |
27,22 |
2 |
–1 |
4 |
КМБ-банк |
33 562 021 |
65,67 |
4 |
– |
5 |
Уралсиб |
13 887 000 |
|
– |
– |
6 |
УРСА Банк |
8 898 000 |
107,69 |
7 |
+1 |
7 |
ЛОКО-банк |
8 667 071 |
137,47 |
10 |
+3 |
8 |
МДМ-банк |
8 081 650 |
83,55 |
6 |
–2 |
9 |
Промсвязьбанк |
7 991 366 |
107,39 |
9 |
– |
10 |
Росбанк |
7 760 021 |
34,55 |
5 |
–5 |
11 |
НБ «Траст» |
6 882 148 |
202,82 |
11 |
– |
12 |
Акибанк |
5 653 700 |
34,79 |
8 |
–4 |
13 |
Запсибкомбанк |
4 401 208 |
– |
– |
– |
14 |
Татфондбанк |
3 059 000 |
53,87 |
12 |
–2 |
15 |
Абсолют Банк |
2 940 043 |
492,56 |
23 |
+8 |
16 |
Хлынов |
2 809 674 |
79,51 |
13 |
–3 |
17 |
ЮниКредит Банк |
2 664 577 |
88,63 |
15 |
–2 |
18 |
Русь-банк |
2 544 402 |
253,11 |
20 |
+2 |
19 |
НОМОС-банк |
2 407 000 |
999,64 |
30 |
+11 |
20 |
ГБ «Нижний Новгород» |
1 757 916 |
71,53 |
16 |
–4 |
21 |
Челиндбанк |
1 705 657 |
18,52 |
14 |
–7 |
22 |
СКБ-банк |
1 684 000 |
147,28 |
22 |
– |
23 |
Пробизнесбанк |
1 662 443 |
143,51 |
21 |
–2 |
24 |
Союз |
1 625 156 |
60,11 |
17 |
–7 |
25 |
РБР |
1 559 547 |
296,05 |
24 |
–1 |
26 |
Альта-банк |
1 533 321 |
58,19 |
18 |
–8 |
27 |
Альфа-банк |
1 436 410 |
– |
– |
– |
28 |
Стройкредит |
1 425 120 |
– |
– |
– |
29 |
Энергобанк |
1 150 247 |
208,99 |
26 |
–3 |
30 |
Региональный банк развития |
1 005 163 |
18,10 |
19 |
–11 |
31 |
Балтинвестбанк |
906 701 |
– |
– |
– |
32 |
Экспобанк |
769 959 |
– |
– |
– |
33 |
Санкт-Петербург |
767 700 |
189,22 |
28 |
–5 |
34 |
Меткомбанк |
649 599 |
145,83 |
29 |
–5 |
35 |
Юниаструм Банк |
637 027 |
– |
– |
– |
Источник: «Эксперт РА», оценка по данным банков — участников исследования
ТАБЛИЦА 2. ЧЕГО БОЯТСЯ БАНКИРЫ
Место по важности |
Фактор, препятствующий развитию рынка |
1 |
Непрозрачность заемщиков |
2 |
Отсутствие залогового обеспечения |
3 |
Плохое качество залогового обеспечения |
4 |
Неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм |
5 |
Неразвитость законодательства |
6 |
Недостаточность развития филиальных сетей банков |
7 |
Отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов |
8 |
Недостаточность наработанного банками опыта |
9 |
Нехватка квалифицированных кадров |
10 |
Высокие процентные ставки по кредитам |
Источник: «Эксперт РА», опрос десяти банков — лидеров в сегменте по состоянию на 01.01.08