Результаты исследования отечественных предпринимателей - «Банки или МФО: сравнительная характеристика займов на предпринимательские цели»
7 октября в Москве в рамках совместного пресс-мероприятия с ОАО «МСП Банк» (группа Внешэкономбанка) ОАО «Финотдел» - один из лидеров российского рынка микрофинансирования и Российский микрофинансовый центр представили результаты исследования отечественных предпринимателей - «Банки или МФО: сравнительная характеристика займов на предпринимательские цели».
В ходе исследования эксперты проанализировали почти 5 тыс. заемщиков-предпринимателей по всей России. Задачей исследования стало выявление популярности микрокредитования среди малого бизнеса и анализ основных проблем, которые испытывает отечественный предприниматель, пытаясь взять кредит на развитие бизнеса.
Самыми «оборотистыми», активными являются по итогам исследования представители торговли - их более половины среди тех, кто обращается сегодня за займами и кредитами, на втором месте - сектор услуг, на третьем - промышленность, на четвертом - строительство. За микрозаймами в «Финотдел» обращаются в большинстве бизнесмены-мужчины с 2-3 работниками и оборотом в 1,5 млн рублей, средний размер займа - 151-300 тыс. руб. (таких займов в общем объеме около 34%).
Самые большие микрозаймы и кредиты берут бизнесмены из Москвы, Санкт-Петербурга, с Урала и Северного Кавказа. Так, средний размер кредита в банке у москвича - 947 тыс. руб., у бизнесмена с Кавказа - 839 тыс. руб., средний размер займа у индивидуального предпринимателя с Урала – 348 тыс. руб., из Санкт-Петеребурга – 364 тыс. руб.
Брать в долг отечественным предпринимателям нравится - всего около 7% предпринимателей оценили качество обслуживания в микрофинансовой компании или банке как «очень плохое», более 50% - как «хорошее», около 47% процентов планируют вернуться за займом вновь. Эксперты «Финотдела» отмечают новую тенденцию - предприниматели охотно мигрируют из банков в микрофинансовые компании - 13% респондентов обратились в МФО за микрозаймом из-за лучших условий по сравнению с банками.
Около 25% заемщиков «Финотдела» - начинающие предприниматели, большинство из них - бизнесмены из малых городов и сел, которым затруднительно получить средства в банке, 80% денег молодые предприниматели берут на развитие существующего малого бизнеса, 20% - на start-up.
«По итогам 2013г. эксперты прогнозируют увеличение рынка микрокредитования в 2-3 раза по сравнению с 2012г., его объем к 2017г. составит по некоторым оценкам уже 170 млрд руб., – это значит, что предпринимательская инициатива среди россиян развивается, однако реализовать ее, взяв деньги в банке, сложно. Особенно если кроме идеи ничего нет», - отметила гендиректор ОАО «Финотдел» Екатерина Сидорова.