Сферы применения факторинга и его преимущества
Рынок факторинга в России показывает динамичный рост, составляющий в среднем 80% в год. Так в 2005 году рынок факторинга составлял 158,0 млрд. руб., а на конец 2007 г. совокупный объем рынка факторинга в России составил около 527,7 млрд. руб., что занимает долю около 1,6% в ВВП.
Объем рынка за первые 6 месяцев 2008 г., составил 345,8 млрд. руб., а годовой объем рынка факторинга, по прогнозам экспертов, в 2008 г. составит порядка 680-700 млрд. руб.
Сферы применения факторинга:
Услуги факторинга являются чрезвычайно привлекательными и востребованными для субъектов малого и среднего предпринимательства. Сфера применения факторинга достаточно широка. Он распространяется как на поставки товаров - продукты питания, сельскохозяйственную продукцию, потребительские товары, химические товары, лесоматериалы, фармацевтику и пр., так и на оказание услуг - транспортные перевозки, туризм, связь и пр., как на торговлю внутри страны, так и на экспортно-импортные операции.
Чаще всего к использованию факторинга прибегают оптовые продавцы (строительные и отделочные материалы, мебель, автозапчасти, электрооборудование, компьютеры, продукты питания, алкогольные напитки), производители (пищевые продукты, фармацевтика), обрабатывающие производства (металлургия), так как компаниям именно такого профиля особенно выгодно увеличение рабочего капитала и, кроме того, большинство из них имеют специфическую структуру активов, основную долю которых составляют дебиторская задолженность и остатки товарно-материальных ценностей.
Не остаются в стороне от данного вида финансирования и публичные компании. Публичные компании обращаются к факторингу по той же причине, что и все остальные – для ускорения оборачиваемости денежных средств. К тому же факторинг является более дешевым источником финансирования, чем акционерный капитал.
Компании часто используют факторинг в тех случаях, когда возможности банковского кредитования исчерпаны, а бизнес требует дополнительного количества средств. Это могут быть компании, испытывающие проблемы с платежеспособностью.
Принципиальные преимущества от использования факторинга:
Для того, чтобы наглядно представить преимущества факторинга, необходимо сравнить два денежных цикла, представленных на рис.1 и рис.2. Принципиальное и главное преимущество использования данного способа финансирования состоит в ускорении оборачиваемости рабочего капитала. Используя оборотные средства в качестве обеспечения, компания способна получить денежные средства значительно быстрее, нежели ожидая, пока запасы товароматериальных ценностей будут проданы, превращены в счета и по выставленным счетам получены деньги.
Предприятие получает деньги тогда, когда они ему действительно необходимы, все лишние средства на ежедневной основе возвращаются кредитору с тем, чтобы минимизировать проценты за финансирование. Факторинг действительно является реальной альтернативой для бизнеса, который нуждается в быстром увеличении оборотного капитала. По сравнению с медленно растущей прибылью факторинг действует гораздо эффективнее, а увеличение капитала компании, который является источником оборотных средств, может быть сопряжено с большими трудностями.
Основные отличия факторинга от кредита:
Первое и самое главное отличие состоит в том, что при определении суммы возможного финансирования оценка базируется не на финансовом состоянии заемщика и его потенциальных денежных потоках, а на оценке качества дебиторской задолженности и финансовом состоянии дебиторов. Важно отметить, что для развития, малые и средние предприятия финансируются за счет кредитоспособных крупных покупателей, таких, например, как розничные торговые сети.
Второе главное отличие состоит в подходе к рискам и последующем мониторинге, опять же не финансового состояния компании, а ее активов, основным из которых для факторинга является дебиторская задолженность.
И, наконец, факторинг отличается от кредита рядом преимуществ, например: при финансировании с помощью факторинга сумма полученных средств может меняться на ежедневной основе, тогда как сумма кредита, как правило, фиксирована на определенный период времени. Возвращать кредит клиенту приходится по оговоренному в кредитном соглашении графику, и сумму, ранее погашенную, заемщик получить обратно не может. Заем возвращает не поставщик, а его покупатель. Так работают практически все программы кредитования малого и среднего бизнеса. В случае финансирования под уступку денежных требований, каким является факторинг, сумма предоставленного финансирования может колебаться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения столько раз, сколько клиенту необходимо в период действия соглашения о факторинговом финансировании. Как правило, договор финансирования под уступку денежного требования носит бессрочный характер.
Еще одно принципиальное различие и одновременно преимущество состоит в том, что в отличие от кредита при получении финансирования в форме факторинга компании совершенно необязательно быть прибыльной. Компания, уровень прибыли которой стал недостаточным, вполне может рассчитывать на факторинг при условии, что менеджмент компании понимает проблемы компании и знает пути их решения. Более того, многие неприбыльные компании имеют неплохие операционные результаты и просто нуждаются в том, чтобы отрегулировать структуру капитала.
Финансирование малого и среднего бизнеса:
Как показывают европейские исследования, в среднем одно из пяти предприятий, относящихся к среднему и малому бизнесу, считает трудности с финансированием серьезным препятствием для потенциального роста. В то же время, совершенно ясно, что обеспечение конкурентной финансовой среды для всех компаний – это ключевой элемент для растущей и сильной экономики. Можно с уверенностью сказать, что факторинг уже сегодня является эффективной и действенной услугой, поддерживающей деятельность средних и малых предприятий, особенно в тех ситуациях, когда исчерпаны собственные средства, а доступ к классическим банковским кредитам ограничен или невозможен. Крупный бизнес, как правило, имеет доступ к большому набору финансовых инструментов, часто имея в своем распоряжении даже собственные банковские и страховые компании. В тоже время, средние и малые предприятия испытывают постоянное финансовое напряжение, вызванное необходимостью поддерживать свою конкурентоспособность, а поэтому прислушиваться к требованиям покупателей, в том числе и в отношении сроков и условий оплаты, вынуждены постоянно искать источники финансирования своей деятельности. Факторинг – является услугой, помогающей малым предприятиям не только выживать, но и развиваться, в таких условиях. Даже в текущей ситуации на финансовом рынке, когда возросла стоимость финансовых ресурсов и как следствие – выросли ставки, для клиентов на первом плане стоит именно возможность получить финансирование, в связи с чем они чаще начинают прибегать к услугам факторинговых компаний. Таким образом, успех факторинговых компаний на рынке зависит не от размера ставок, а от способности обеспечивать бесперебойное финансирование и качественный сервис.
Факторинг, как правило, не ограничивается финансированием и включает дополнительные услуги: защиту от рисков неплатежа или несвоевременного платежа, управление дебиторской задолженностью и её сбор.
Эта совокупность сервисов и является одним из основных преимуществ факторинга по сравнению с кредитованием, особенно для предприятий среднего и малого бизнеса, которые не имеют качественной кредитной экспертизы и достаточного человеческого ресурса, чтобы управлять своей дебиторской задолженностью. «Во-первых, учет платежей, оформление и обработка счетов – всем этим видам деятельности свойствен эффект масштаба (т.е. потенциальная экономия при увеличении объема операций). Во-вторых, сбор долгов – это особый бизнес, который требует специального опыта и знаний. Малой фирме может быть просто не по карману нанять и подготовить специализированного кредитного менеджера».
Если посмотреть на состав клиентов, пользующимися услугами факторинга в Российской Федерации, то 6 % клиентов – это представители крупного бизнеса, 42% - представители среднего бизнеса и 52% - представители малого бизнеса. Таким образом, процент предприятий СМБ среди клиентов факторинговых компаний равен 94 %, объем выкупленной дебиторской задолженности достиг $ 11,8 млрд., что составило 58,5 % от общего объема Российского рынка факторинга за 2007 год.
(Для сравнения - 91 % клиентов факторинговых компаний Европы – это предприятия с годовым оборотом менее € 15 млн. По данным IFG, в 2006 году более 80 % клиентов факторинговых компаний Европы составляли предприятия среднего и малого бизнеса со средним оборотом 2,8 млн.евро. Общий оборот уступленной дебиторской задолженности данными предприятиями достиг € 450 млрд. и составил долю в 55 % от всего оборота факторинговых компаний Европы). В России
Одним из основных препятствий для развития факторинга является низкая осведомленность руководителей малых и средних предприятий об этой услуге. При этом большинство предприятий нуждаются в дополнительном финансировании и готовы использовать в своей работе факторинг. Это доказывает, что потенциал российского рынка факторинга очень велик.
Уже сегодня общее количество предприятий, прибегающих к услугам факторинга, составляет порядка 8 000 ед. При этом, средний объем финансирования на одного клиента составляет около 64 млн. руб. в год, что, безусловно, является хорошим показателем.
Основные прогнозируемые тенденции развития:
Если говорить об основных прогнозируемых тенденциях развития рынка факторинговых услуг, то в ближайшие 3- 5 лет его ждут следующие перспективы:
- ежегодный рост объема рынка факторинга в ближайшие 2 года составит 30 – 50%, а по мере выправления ситуации на финансовом рынке – до 80% в год.
-выделение крупными банками факторингового бизнеса в отдельную структуру в виде собственных факторинговых компаний;
-увеличение удельного веса факторинговых услуг, оказываемых специализированными факторинговыми компаниями;
- концентрация рынка;
- рынок факторинговых услуг, несмотря на нестабильность на финансовых рынках в целом, трансформируется в мощную индустрию.
Не вызывает сомнений, что факторинг может стать самым эффективным инструментом для поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также оперативным и эффективным инструментом доведения финансовых ресурсов до реального сектора экономики.