Где взять деньги на идею
Что делать предпринимателю, если он придумал что-то принципиально новое - продукт или услугу и ему необходимы средства для организации нового предприятия и продвижения своего изобретения на рынок? Увы, ему практически некуда пойти. Деньги "под идею" достать существенно труднее, чем взять их, например, под залог. Впрочем, из этого правила есть некоторые исключения, которые, как известно, лишь подтверждают правило.
Идея, обладающая коммерческой ценностью, то есть прошедшая испытание рынком, называется инновацией. Однако привлечь деньги стороннего инвестора под новую идею практически невозможно - он не пойдет на такой риск. У самого предпринимателя также может не оказаться достаточных средств - даже на создание опытной партии продукта. Поэтому подобные проекты поддерживаются государством, а вопрос "дать или не дать деньги" решают исключительно чиновники, которые опираются на заключения "ряда экспертов". Когда у чиновника нет четких ориентиров, он при распределении государственных средств полагается, как известно, на собственную "интуицию". И она его не подводит - особенно в тех случаях, когда у соискателя нет ничего, кроме "ценной идеи". Ему приходится решать почти гамлетовскую проблему - "быть или не быть", а чиновнику - "дать или не дать".
|
Поэтому неудивительно, что деятельность многочисленных региональных, муниципальных и прочих "фондов поддержки малого бизнеса инноваций" под завесой тайны. Например, "Известиям" так и не удалось выяснить в Московском фонде подготовки кадров и развития инновационной деятельности, ни сколько предпринимателей обращаются к ним за поддержкой (в пределах 750 тыс. рублей) в течение года, ни процент отказа в поддержке, ни состав экспертного совета. На просьбу связать с каким-либо экспертом также последовал отказ.
Такая ситуация, но только - отчасти, объясняется тем, что нигде не определено, что такое "инновационное малое предприятие" и какого рода продукты или услуги оно должно производить. Закона об инновационной деятельности у нас как не было, так и нет - и это, несмотря на вошедшие в последнее время в моду разговоры об инновационной экономике. Нет у нас и стандартных схем по продвижению научной разработки или технологического новшества в коммерческом направлении - в отличие от западных стран, экономику которых можно с полным правом назвать "инновационной".
Впрочем, это - правило, которое только подтверждается немногими исключениями. А именно, есть два крупных федеральных фонда, осуществляющих поддержку коммерческого использования инновационных идей за счет государственных средств. Это Российский фонд технологического развития ( при Министерстве образования и науки) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, известный более как Фонд Бортника ( формируется из 1.5% средств федерального бюджета, выделенных на науку). Первый работает в основном со средним и крупным бизнесом, выдавая беспроцентные кредиты на 3 года. При этом по новым правилам сумма кредита не может превышать размеров собственных средств предприятия (раньше этого ограничения не было), что автоматически ограничивает возможности финансирования малых предприятий. Получается, что единственный фонд, действительно ориентированный на "малые формы" и предлагающий "стартовые" программы для финансирования инновационных идей - это фонд Бортника.
Программы для малого бизнеса
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) предлагает изобретателям и предпринимателям две программы - СТАРТ и ТЕМП ("Технологии - малым предприятиям").
Программа СТАРТ направлена на финансирование инновационных проектов на начальной стадии развития - так называемое "посевное" финансирование. Основная цель программы - содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам в разработке и освоении производства нового товара (изделия, технологии) или услуги на основе результатов своих научных исследований или инженерных разработок. Предполагается, что для реализации этой задачи будет образована наукоемкая компания.
Программа ТЕМП нацелена на те малые предприятия, которые хотели бы приобрести и освоить новые технологии для того, чтобы выпускать продукцию нового типа. Это можно, в частности, сделать, заключая лицензионные соглашения (договор о праве пользования) с российскими университетами, академическими и отраслевыми.