Госзакупки: готовимся к заключению договоров на следующий год
С 1 января 2014 года все закупки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ № «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). С тех пор Закон № 44-ФЗ не раз подвергался серьёзным изменениям, направленным на совершенствование закупочной деятельности, и до сих пор продолжает активно изменяться. Итак, давайте по пунктам рассмотрим основные нововведения, которые ждут заказчиков с нового года.
ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
В 2015 году Правительством РФ установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска таких товаров для целей осуществления закупок. Указанные ограничения коснулись также работ и услуг, оказываемых иностранными компаниями. В связи с этим заказчики при наличии исключения из установленных запретов или ограничений с января 2016 года наделяются обязанностью размещать в ЕИС (Единой информационной системе) обоснования невозможности соблюдения указанных запретов или ограничений. Содержание такого обоснования должно соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ. На сегодняшний день такой нормативный акт ещё не принят.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЕИС
С 1 января 2016 года вступаю в силу новые требования к содержанию ЕИС. Так, в ЕИС подлежит размещению информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг.
Планируется, что с января 2017 года ЕИС должна стать инструментом по обеспечению контроля за взаимным соответствием информации, содержащейся в различных документах в сфере закупок. К этому же времени устанавливаются требования о включении в ЕИС планов закупок, планов-графиков и информации об их реализации.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК
С января 2016 года существенно изменяется и конкретизируется порядок планирования закупок, составления и утверждения планов закупок, обоснования закупок.
Так, в план закупок подлежит включению следующая информация:
- идентификационный код закупки (указание ИКЗ является нововведением);
- цель закупки;
- наименование объекта закупки;
- объём финансового обеспечения;
- сроки (периодичность) осуществления закупок;
- обоснование закупки;
- информация о закупках, объекты которых по причине их технической и технологической сложности или специализированного характера, способны поставить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации. Подлежит размещению информация о закупках, необходимых для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ;
- информация об обязательном общественном обсуждении закупки.
Заметим, что данный перечень является открытым и уполномоченные органы могут определить дополнительную информацию, включаемую в планы закупок.
Обязанность формирования плана закупок установлена для следующих заказчиков:
- государственных заказчиков: после доведения объёма прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством;
- федеральных государственных бюджетных учреждений: после утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности. Однако планы закупок не формируются, если бюджетным учреждением закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- федеральных государственных автономных учреждений и унитарных предприятий, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ: после заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства федерации или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность. При этом в план закупок включаются только закупки, которые планируется осуществлять за счёт субсидий;
- федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, в случае когда указанные учреждения осуществляют закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ государственных контрактов: со дня доведения объёма прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Правительство Российской Федерации определило правила и формы, которыми должны руководствоваться заказчики всех уровней, начиная с 2016 года, при формировании планов и планов-графиков закупок на 2017 и последующие годы.
Заказчики – федеральные бюджетные учреждения при формировании плана-графика должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 (далее – Правила № 553) и учитывать следующие нюансы:
- Планы-графики составляются после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
- При необходимости в планы-графики закупок могут вноситься изменения. При этом сначала изменения вносятся в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, с последующим утверждением с учётом корректировок. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения скорректированного плана финансово-хозяйственной деятельности утверждается новый план закупок.
При внесении изменений в план-график заказчикам необходимо учитывать и положения п. 9 Правил № 553, устанавливающего, что внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки должно производиться в следующие сроки:
- не позднее чем за 10 дней до дня размещения на официальном сайте информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- с даты заключения контракта, в случае если такое извещение не размещается.
Правилами № 553 утверждены форма плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на очередной финансовый год и формы приложений к плану-графику закупок.
Формирование планов-графиков для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципалитетов будет осуществляться с учётом особенностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554, которым также утверждена новая форма плана-графика. При формировании плана-графика для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд для заказчиков устанавливается обязанность вносить сведения о применении национального режима при закупке и предоставляемых участникам преимуществах.
В плане-графике закупок необходимо будет отражать всю информацию о закупках, включая закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утверждён план-график закупок.
Обратите внимание! Заказчики не смогут осуществлять закупки, сведения о которых не содержатся в утверждённом плане-графике.
Напомним, что план-график должен соответствовать информации, содержащейся в плане закупок, включая идентификационные коды закупок и начальные (максимальные) цены контрактов, в том числе и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также объёмы финансового обеспечения на соответствующий финансовый год.
Как видно, грядущие нововведения добавят забот заказчикам. В связи с изменениями порядка планирования закупок на контрактную службу (контрактного управляющего) возлагаются функции по разработке плана закупок и плана-графика, по подготовке изменений с целью их внесения в указанные документы, а также по размещению в ЕИС внесённых изменений.
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КОД ЗАКУПКИ
На заказчика налагается обязанность формирования идентификационного кода закупки. Напомним, что до 1 января 2016 года такой обязанности не возникает. И в ранее действовавшем Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» такой обязанности не предусматривалось.
Теперь в составе кода потребуется указывать код объекта закупки по каталогу товаров (работ, услуг).
НОРМИРОВАНИЕ ЗАКУПОК
С 1 января 2016 года вводится нормирование в сфере закупок, то есть установление требований к закупаемым товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казённые учреждения).
К числу указанных требований относятся требования к:
- максимальной цене товаров (работ, услуг);
- количеству, потребительским свойствам и характеристикам товаров (работ, услуг). Такие требования не позволят осуществлять закупки предметов роскоши.
При централизации закупок органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении ими и подведомственными субъектами полномочий заказчика самостоятельно либо с привлечением уполномоченных органов и учреждений.
ЧТО ОТМЕНИЛИ?
Несмотря на возложение новых обязанностей, заказчики будут лишены некоторых прав, полученных ими в 2015 году. В частности:
- заказчики утрачивают право предоставления отсрочки уплаты и списания начисленных сумм неустоек в порядке, предусмотренном п. 6.1. ст. 34 Закона № 44-ФЗ;
- стороны контрактов, заключённых до 1 января 2014 года, утратят право на изменение по соглашению сторон условий контрактов таких как: срок исполнения контракта; цена контракта; цена единицы товара, работы, услуги; количество товаров, объём работ, услуг. Напомним, что указанное право предоставлялось только на период до 31 декабря 2015 года;
- в 2016 году заказчики не смогут осуществить реструктуризацию задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов.
Отменяется обязательное общественное обсуждение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей.
СРОК ДЕЙСТВИЯ
Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» теперь не ограничен сроком действия (ранее было предусмотрено, что Приказ действует до 31 декабря 2015 года).
Как видно, с 2016 года система планирования закупок для государственных (муниципальных) нужд детально урегулирована, что позволит с января 2017 года функционировать на постоянной основе системе наблюдения в сфере закупок, в том числе мониторинга информации, размещаемой в планах закупок и планах-графиках. Очевидно, что законодатель уделяет особое внимание сфере целевого расходования бюджетных средств, чем и обусловлено внедрение в обязанности заказчиков новых функций.