Грустная правда об информационной безопасности
P.S. Данная статья была написана в 2013 г. для блога сотрудников ГК "Компьютерный аудит", который в настоящее время прекратил свое существование.
Буквально на прошлой неделе в офисе с моим коллегой произошла забавная история, которая может занять достойное место среди лучших историй ITHappens.ru.
Удаленный доступ
Типичная ситуация. Чтобы разобраться с проблемой в рабочей базе клиента, потребовалось удаленное подключение и, как обычно и бывает в таких случаях, специалист звонит клиенту, чтобы ему предоставили удаленный доступ при помощи Ammy Admin/Team Viewer - не суть важно. Звонит, представляется, сообщает, что ему для расследования проблемы требуется установить удаленное подключение.
На том конце провода без лишних вопросов называют ID удаленного компьютера и пароль. Подключение устанавливается, перед специалистом открывается удаленный рабочий стол с окном информационной базы "Управление торговлей" 10-й редакции. Странно, вроде по заявке была УТ 11, ну ладно, может ошиблись.
Смотрит документы - организация и контрагенты не соответствуют тем, что описано в заявке... Смотрит внимательнее - заявка от саратовского клиента, а в информационной базе - совершенно не те организации в справочнике, да еще и судя по адресам - из Пензы! Понимает, что организация вообще не та, в панике отключается, сверяет набранный номер телефона и понимает, что ошибся в коде города...
Халатное отношение к безопасности данных - исключение или правило?
Информационные технологии уже давно не являются чем-то удивительным. Бухгалтерский учет немыслим без систем учета, компьютер в офисах присутствует на каждом рабочем месте. Мы не мыслим свою жизнь без интернета. Но несмотря на то, что ИТ так плотно вошли в нашу жизнь, уровень грамотности в сфере ИТ и тем более в сфере ИТ-безопасности остается крайне низким.
Все мы знаем, сколько препятствий в организациях утраивают службы безопасности: к некоторым клиентам не пронести ноутбук и даже флешку с собой, но при этом попав в офис можно спокойно сесть за любое свободное рабочее место - и даже если экран будет заблокирован, найти нужный пароль среди стикеров, наклеенных на монитор, не составит труда.
Скажете, абсурд? Нет. Я лично реально наблюдал несколько раз в двух довольно крупных организациях, однажды в отделе продаж, другой - в бухгалтерии, как представителя поставщика/клиента приглашают присесть за свободное рабочее место, чтобы подождать, пока освободится нужный специалист. И гость, чтобы скоротать время, начинает серфить в интернете или играть в косынку.
Паразитирующие на параноиках
Не удивительно, что на уровне руководства в компаниях часто имеет место не всегда здоровая паранойя по поводу информационной безопасности: вдруг у нас кто-то украдет информационную базу и продаст конкурентам?! Вдруг к нам нагрянет ОБЭП и утащит нашу базу?! При этом нередко рядом озабоченными вопросами безопасности ТОПами находятся шарлатаны от ИТ-безопасности, предлагающие решить проблему раз и навсегда.
Одни продают дорогущий консалтинг, результатом которого является ворох бумаг, на деле оказывающихся распечатанным шаблонным документом по ИТ-безопасности, другие - различные устройства шифрации, снабженные красными кнопками, третьи помогают спрятать серверы туда, где их никто не будет искать.
Вот вам еще один пример из моей практики, настолько гипертрофированный и абсурдный, что кажется, что это не могло быть правдой.
История про "безопасный" доступ к данным
Около 7 лет назад я занимался разработкой электронной регистратуры для медицинского центра. В одном из отделений рабочее место главной медсестры находилось в том же помещении, где ожидали приема пациенты. Поскольку она часто отлучалась от своего рабочего места, перед руководством встала проблема: как сделать так, чтобы в ее отсутствие никто не смог бы получить доступ к данным на ее компьютере, даже если будет иметь доступ к самому компьютеру.
Для решения этой проблемы был приглашен "специалист по ИТ-безопасности", который спустя какое-то время презентовал (и затем внедрил!) решение, аналогов которого я, к счастью, больше никогда не встречал. Самозванный специалист продал медицинскому центру два жестких диска горячей замены. На одном была установлена система с информационной базой, другой - был с чистой системой.
Когда медсестре надо было работать с базой, она вставляла один диск (с ИБ), когда она уходила - заменяла его на второй диск. Чтобы как-то диски отличать на одном из них маркером написали "База" (!) на другом - "Интернет". Оба диска хранились - барабанная дробь! - на верхней полке шкафа, в который медсестры и врачи медцентра вешали свои халаты. И, чтобы завершить картину, скажу, что шкаф не запирался и был доступен любому, находящемуся в помещении, в том числе и пациентам медцентра.
Специалисты ИТ как еще одно слабое звено
Мы, специалисты в ИТ, смеемся над рядовыми пользователями, при этом сами зачастую не следуем элементарным правилам безопасности и своими действиями усугубляем и без того нелицеприятное состояние ИТ-инфраструктуры. При этом под угрозу ставится не только экономическая информация предприятия, но и персональные данные сотрудников организации.
Типичной ситуацией является халатное отношение к созданию резервных копий (aka "бэкапов") информационных баз и другой информации. Здесь я имею в виду не сам факт создания резервной копии (конечно же в автоматическом режиме и регулярно по расписанию), а создание копий "вручную", например, перед обновлением информационной базы или перед выполнением каких-либо групповых обработок с необратимым массированным изменением данных.
Куда специалисты сохраняют эти копии? Чаще всего копия сохраняется на том же компьютере, на котором выполняется работа, иногда в каталоге информационной базы, иногда в корень диска D: в какой-нибудь папке с незамысловатым названием "Archieve" или "Архив" или вообще "1111". И проблема здесь не в том, что даже не столько в том, что такие копии часто бывает сложно идентифицировать, а в том, что они... повсюду! На каком рабочем месте выполнял магические действия специалист по 1С - там есть копия информационной базы.
Децентрализация - это здорово с точки зрения сохранности данных (наверняка у каждого найдется пример, когда клиент обращался с вопросом "У нас база упала, а не осталось ли у вас какой-нибудь копии нашей базы?"). Но давайте попробуем посмотреть на это с другой стороны: на сколько увеличивается вероятность попадания данных информационной базы к постороннему лицу, если ее архивные копии присутствуют на большинстве рабочих мест в офисе? А если к ним прибавить еще личный ноутбук главбуха, которым кроме нее самой в не рабочее время пользуется ее дочь/сын для общения в Одноклассниках/ВКонтактике? Знакомая ситуация?
На моей практике вообще был случай, когда один клиент в порядке благотворительности подарил несколько стареньких компьютеров из офиса в местную школу. Причем передали их в том виде, в каком они и были - даже без элементарного удаления данных, не говоря уж о полной безопасной очистке. И куда смотрели ИТ-спепециалисты компании? Кажется, туда же, куда и безопасники...
Другая распространенная практика, увеличивающая вероятность попадания экономической информации посторонним людям - пересылка копий информационных баз по электронной почте или их передача через файлообменники/публичные ссылки Dropbox даже без элементарной защиты архива паролем, что говорить об обезличивании данных.
Итого
Я не буду в этой публикации давать какие-то конкретные советы по обеспечению ИТ-безопасности, тем более я не являюсь специалистом в этой области.
Но я хотел бы, во-первых, обратить ваше внимание на то, что зачастую элементарные правила, скорее из области "ИТ-гигиены", а не "ИТ-безопасности", могли бы значительно уменьшить риски потери данных. А во-вторых, попросить вас обратить внимание на это и пользователей - ваших клиентов.
Начните хотя бы с объяснения, почему не стоит пароль записывать на стикер и клеить на монитор.
Расскажите, что прежде чем предоставлять удаленный доступ к своему рабочему месту, надо убедиться, что специалист на том конце провода - специалист сопровождающей вас компании, а не кто-то посторонний.
Покажите, как можно установить пароль на архивную копию и куда ее сохранять (а не только то, что ее в принципе надо сохранять не важно куда). Объясните, почему надо блокировать компьютер, уходя с рабочего места даже ненадолго.
Будьте и сами внимательнее к данным ваших клиентов. Согласуйте с ИТ-специалистами заказчика месторасположения архивный копий и регламент их создания и следите за тем, чтобы этот регламент соблюдался.
Обезличивайте данные в копиях информационных баз, перед тем как их забрать у клиента - незачем брать на себя лишнюю ответственность.