Какие нарушения теперь ищут налоговики, проверяя убыточные компании
ФНС подвела итоги камеральных и выездных проверок убыточных организаций за 2013 год в части налога на прибыль и намерена усилить контроль за ними в будущем. Это следует из внутреннего обзора ведомства, оказавшегося у наших коллег из журнала «Практическое налоговое планирование». Большая часть ошибок, отметили ревизоры, связана с учетом расходов и оформлением этих операций.
Согласно обзору, в 2013 году только столичные налоговики направили в адрес компаний более 60 тыс. требований о представлении пояснений причин убыточности. В результате более 15 тыс. руководителей различных компаний пришли в инспекции давать пояснения. В связи с этим ФНС призывает улучшать качество выездного налогового контроля в отношении убыточных организаций и обращать пристальное внимание на все виды нарушений, а при камеральной проверке - запрашивать соответствующие пояснения.
На что обратят внимание налоговики. Как оказалось, самая распространенная претензия проверяющих - отражение расходов в налоговом учете без надлежащего документального подтверждения. Это касается практически любой хозяйственной операции.
В первую очередь внимание налоговиков привлекут существенные суммы затрат, учтенные при исчислении налога на прибыль. Особенно это касается расходов на оплату услуг (консультаций, маркетинговых исследований, правового сопровождения и т. п.). Ведь не секрет, что такие сделки компании часто используют не только с целью успешного ведения бизнеса, но и с целью оптимизации налога на прибыль.
Аргументы в защиту компании. Доводы компании здесь напрямую зависят от грамотного оформления документов. Сейчас задача упрощается тем, что компании вправе разрабатывать первичные учетные документы по своему усмотрению, указав в них лишь обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Несмотря на это, все-таки безопаснее обращаться к разъяснениям налогового и финансового ведомств, касающихся документального оформления конкретной сделки. Иначе даже правильно составленного документа может стать недостачно для подтверждения тех или иных налоговых расходов.
Также при выездной проверке убыточных компаний налоговики не пропустят отражение в налоговых расходах стоимости безвозмездно переданного имущества, убытков от хищений, отражение в составе внереализационных расходов суммы безнадежных долгов и т.д.
Чтобы не попасть под раздачу, в компании должны быть грамотный бухгалтер и грамотные юристы!
Нужно изначально все правильно оформлять, тогда никакая проверка не страшна. А грамотный юрист постфактум не поможет.
Отсутствие надлежащего документального подтверждения по расходам отраженным в налоговом учете - было дело, плавали. Зато, после попадания в подобную ситуацию, вся документация в идеальном порядке, как и должно, собственно, быть.