Инвестируем в софт: 4 способа выжить в кризис
Куда потратить деньги, когда их нет.
Времена развивающихся рынков и спокойного бизнес-плавания в России давно прошли: мы переживаем кризис за кризисом, падает рубль, взлетают ставки по кредитам. Цена денег непрерывно растет, но не стоит паниковать. Пора инвестировать в технологии.
Кефира не было? Не было. Где деньги?
Когда бизнес только рождается, все охвачены общей идеей и находятся на подъеме первого успеха, то об этом не думают. Когда начальство знает своих сотрудников по имени и помнит их номера телефонов — все справляются «как-то руками». Но когда предприятие выходит на уровень средний, средний-плюс — начинаются проблемы с отслеживанием финансовых потоков, складскими запасами, сезонностью, издержками, оценкой рисков и многим другим, в зависимости от отрасли. В конце концов, бизнес может стать убыточным, хотя, казалось бы, — все было так хорошо еще вчера.
Можно разгрести бардак в бизнес-процессах руками: нанять аналитиков, финансистов и риск-менеджеров. Если у вас большой ФОТ и есть время, то это сработает. А можно пойти по пути автоматизации и внедрить систему Business Intelligence (BI), которая покажет вам здесь и сейчас, какие процессы, услуги и товары приносят предприятию прибыль, а какие — нерентабельны.
BI-системы не являются инновацией в мире информационных технологий, но до сих пор недооценены рынком. Руководители уже прошли этап понимания важности сбора и накопления информации, но с ее анализом все еще не так хорошо: в прошлом году Gartner провел опрос среди ИТ-директоров, которые поставили BI-технологии на первое место по важности для своих компаний. Приходит осознание: бизнесу не хватает хладнокровной аналитики, именно поэтому на падающем рынке ИТ BI показывает уверенный рост.
Поставка и настройка бизнес-аналитики — задача нетривиальная и требующая грамотного подрядчика, который не станет давить на заказчика своим опытом, а будет находить баланс между общепринятой практикой и особенностями клиента. BI-системы позволяют принимать решения, основанные на анализе структурированных данных по продуктам и поставщикам, а не на «чуйке» акционеров, которая может дорого обойтись бизнесу. Благодаря возможности бюджетирования, финансового планирования BI помогает видеть, где копейка может сберечь рубль и какие процессы приносят наибольший profit. Решение собирает данные из различных источников, структурирует их и визуализирует в виде табличных отчетов или красивых наглядных графиков и диаграмм.
Ольга Шакирова, Директор по финансам и инвестициям, Член Правления АО «Группа компаний «Медси»
BI (Business Intelligence) — это, прежде всего, централизация управленческой отчетности и сокращение сроков её подготовки. Это прозрачность в подсчете показателей для менеджмента и повышение управляемости бизнеса. Аналитический комплекс помогает ускорить получение информации, обеспечивает скоординированное принятие решений.
BI — это объединяющая конструкция, нацеленная на то, чтобы подразделения компании работали слаженно, смотрели «в одну сторону», чтобы все данные собирались из систем автоматизации, и методология сбора отчетности была зафиксирована, цифры нормализованы, и сохранялась преемственность информации — период к периоду.
BI-система помогает существенно сократить штат аналитической службы, которая обычно «вручную» собирает отчетность. Улучшается контроль на местах, так как BI позволяет отслеживать любой процесс через KPI-показатели. «Медси» также активно пользуется возможностями визуализации информации, систематизации полученных данных. Решение помогает оперативно достигнуть нужного результата.
Лучшие друзья бизнеса
Любое дело строится ради потребителя, неважно b2c это, b2b или b2g сегменты. Сохранение и приумножение клиентской базы без потери в маржинальности — основная задача, определяющая успешность на рынке. Особенное значение она приобретает в период тотальной экономии на всем, то есть в кризис.
Сегодня практически каждая компания с налаженным каналом сбыта имеет в своем арсенале CRM-систему (Customer Relationship Management), которая отвечает за развитие отношений с клиентом. Однако ее использование зачастую ограничивается регистрацией базы и фиксации некоторых договоренностей. Но CRM — это не только большая телефонная книжка, это возможность генерировать дополнительную прибыль: увеличить товарооборот и маржинальность продаж. В первую очередь мы подразумеваем здесь укрепление отношений с уже лояльными покупателями. CRM позволяет предлагать им своевременные адресные предложения, отслеживать потребность в дополнительных приобретениях.
Помимо прочего, это прекрасный инструмент для маркетологов: помогает посчитать стоимость привлечения клиентов и сэкономить на неэффективных каналах, проводить дополнительный анализ потребностей аудитории, строить воронку продаж, ABC-анализ и многое другое.
Несмотря на то, что важность системы известна практически всем, на практике грамотное применение CRM — это скорее исключение из правил. Если вы чувствуете, что не используете существующее решение на полную катушку — это также повод для приглашения консультанта.
Антон Алмазов, Управляющий партнер компании «1С-Архитектор бизнеса», CRM-эксперт
На заре «1С-Архитектора бизнеса», когда у нас не было CRM, лиды, полученные отделом продаж, отрабатывались по странному принципу «нравится — не нравится». Входящий поток условно делился на перспективных и неперспективных клиентов по желанию самого продавца. Критерии всегда были разные: один менеджер не умел работать с крупными заказчиками, другой интуитивно понимал, что сделка не состоится. Выходила странная ситуация: по маркетинговому каналу было передано много клиентов отделу продаж, а те, в свою очередь, жаловались на качество лидов и требовали сократить планы.
Помогла CRM-система, благодаря которой мы начали отслеживать цикл каждой продажи. Выяснилось, что часть менеджеров просто не умеет работать с клиентами или не владеет достаточной информацией по продуктам компании. Никто из руководителей не мог отследить этот момент, так как вообще не знал об обращении, ведь оно нигде не фиксировалось.
С внедрением CRM задача упростилась: стали видны недочеты в работе менеджеров, руководители активно помогают им, проводят обучение. Вряд ли бы мы достигли этих результатов, не распознав проблему вовремя.
Теперь в 2 раза больше
Кризис — время возможностей, но если ИТ-инфраструктура вашего предприятия не позволяет их реализовать, то этими возможностями обязательно воспользуются конкуренты. При этом вложения в новые мощности, особенно с учетом курса рубля, не всегда оправданы и окупаются достаточно долго. На помощь ИТ-директорам приходит технология виртуализации, которая позволяет использовать уже имеющиеся мощности по максимуму, запуская новые сервисы без расширения инфраструктуры.
Виртуализация серверов — это программная имитация дополнительного аппаратного обеспечения компьютера. Для реализации проекта требуется специализированное ПО (например, VMware, Citrix, Dell, Parallels, Microsoft, RedHat). Технология позволяет на одной физической машине запускать несколько операционных систем, независимых друг от друга. Виртуализация позволяет повысить отказоустойчивость вашей инфраструктуры, упростить ее администрирование, снизить энергопотребление парка серверов, сократить капитальные затраты и операционные издержки.
Вторым современным вариантом оптимизации ИТ-затрат является так называемый уход в облака. Аренда требуемых мощностей у интеграторов или телеком-операторов — дешевле, чем содержание собственного ЦОД и его обслуживания. Вы всегда можете влиять на выделенные мощности, уменьшая или увеличивая их в зависимости от потребностей.
Евгений Нефедов, директор по продажам компании Крастком
Действительно, технологии виртуализации серверов по достоинству оценили многие наши заказчики. Они уже помогают компаниям снизить расходы на инфраструктуру до 60%, капитальные и эксплуатационные расходы на 40%. В последнее время технологии виртуализации вышли на новый виток развития. В частности, виртуализация систем хранения позволяет перейти от использования проприетарных решений к более доступному с точки зрения закупки и поддержки стандартному оборудованию. Программно-определяемые хранилища данных (SDS) не требуют привязки к одному производителю и предоставляют упрощенное управление и быстрое масштабирование для рационального использования имеющихся ресурсов. Технология SDS позволяет оперативно перенести данные на резервную систему за счет их репликации, обеспечивая максимальный контроль над ИТ-инфраструктурой. Есть и технологии виртуализации сети — SDN. С их помощью можно централизованно контролировать и управлять сетевой инфраструктурой, упростить управление передачей данных и политиками безопасности. За обеими технологиями будущее.
Тайный враг маржи
Вечное противостояние между желаемой маржой и привлекательностью для рынка часто заставляет предприятие брать на себя дополнительные риски, снижать ожидаемую прибыль или, наоборот, — стоять до последнего на стоимости своей продукции, лишаясь лояльных клиентов. 2007 год простил бы компании пару ошибок в ценообразовании, но 2017 может не дать второго шанса.
Если проблемы с подсчетом издержек и их минимизацией потенциально беспокоят бизнес и есть подозрение, что затраты можно сократить — SCM-система (Supply Chain Management, система управления цепочками поставок) — это прекрасная инвестиция в ближайшее и отдаленное будущее. В ее функционал входит управление всеми этапами снабжения организации и товародвижением: формирование календарных графиков поставок, анализ уровня выполнения тех или иных процессов, оптимизация логистики и складских запасов. С SCM можно заранее спрогнозировать сезонность спроса и под него подогнать поставки так, что товар будет всегда на полках, а детали — на производстве. Глубокая аналитика процессов и предсказуемость логистических цепочек сократит издержки бизнеса, наладит взаимопонимание между подразделениями, позволит в любое время проконтролировать поставки.
Ирина Дементьева, Директор по управлению поставками, дистрибьюцией и логистикой «М.Видео»
Основная цель SCM (Supply Chain Management) — эффективное управление товародвижением в целом, куда входит и прогнозирование спроса, и управление товарными запасами, и операционное управление товарными потоками, и оптимизация затрат.
«М.Видео» как крупнейший российский ритейлер бытовой техники и электроники имеет сеть, в которую входит порядка 400 магазинов от Калининграда до Владивостока и предлагает ассортимент из более чем 20 000 товаров. При текущих объемах продаж и товарного запаса и размере сети четко налаженная система управления всей логистической цепочкой — необходимый бизнес-инструмент. Если говорить про классический SCM, то у нас в компании реализованы обе его части — и планирование, и исполнение.
В части планирования мы используем систему прогнозирования Predictix. С ее помощью мы прогнозируем спрос на различных уровнях товарного и географического классификаторов, устанавливаем ассортимент для продажи в том или ином геокластере магазинов, рассчитываем целевой запас по объектам компании. Результат использования данной системы — понятная потребность в закупке товара на центральные склады, а также прозрачность управления товарным запасом магазинов сети.
В части операционного исполнения мы используем ряд модулей SAP: это и ведение информационных баз по наименованиям и поставщикам, и автоматический выбор перевозчиков, и расчет пополнения складов и магазинов, и непосредственно планирование транспорта, и расчет с компаниями-партнерами. Автоматизация выставления счетов — очень важный момент контроля. Система имеет четкие параметры, по которым рассчитывается стоимость услуги, данные передаются партнерам для проверки и распечатки бухгалтерских документов. Любые ручные корректировки логируются и являются исключением.
SCM обеспечивает покупателям «М.Видео» своевременное наличие нужного товара в нужном месте в необходимом количестве, а также позволяет удерживать здоровый баланс между затратами, которые несет компания, и уровнем сервиса, который мы предоставляем нашим клиентам.