Как защитить себя в борьбе за госзаказ
Предпринимателей, желающих стать поставщиком государственных, муниципальных закупок и заказов госкорпораций становится все больше. Однако недостаточно уметь правильно и вовремя подать заявку на участие в аукционе. «Нужно уметь обжаловать решения конкурсной комиссии, если процедура проводилась с нарушением или ограничением ваших прав», - считает начальник отдела контроля за размещением государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве Владимир Мурашов.
5 февраля представитель УФАС РФ по г. Москве рассказал участникам видео-семинара, организованного «Деловой Средой» в Центрах развития бизнеса Сбербанка 63 трех регионах России, о том, как защитить свои права во время участия в тендерах. По данным Владимира Мурашова, заказчики нередко, например, «затачивают» условия конкурсов и аукционов так, чтобы заведомо ограничить количество участников. Только в 2014 году столичные предприниматели подали более 8 000 заявок о различных нарушениях условий конкурсов и аукционов. Более половины претензий были признаны обоснованными.
1. Вовремя подавайте жалобу на нарушение ваших прав. От своевременной подачи жалобы зависит, сможете ли Вы восстановить свои права на участие в тендере. Подать жалобу можно с момента размещения информации о заказе на официальном сайте и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также публикации протокола подведения итогов открытого аукциона. Обжаловать нарушения операторатором электронной площадки условий аккредитации участника и размещения заказа на электронной площадке можно в течение 30 дней с момента совершения предполагаемого нарушения.
2. Оспорить ограничивающие вас в правах условия или изменения в условиях заключаемого на конкурсной основе контракта в антимонопольной службе можно только до подписания документа. Заключенный контракт может быть обжалован только в судебном порядке.
3. Жалоба должна быть конкретной. В своей претензии Вы должны четко указать, о какой закупке идет речь – номер реестра и номер закупки, заказчика, который размещает информацию. Максимально полно предоставьте свои данные, вплоть до электронной почты. УФАС РФ по городу Москве не только принимает жалобы в электронном виде, заверенные квалифицированной электронной подписью, но и извещает предпринимателей по e-mail о ходе рассмотрения петиций.
4. Что касается содержания жалобы, то оно должно стремиться к содержанию судебного иска. Опишите действия закупщика и почему вы не согласны с его действиями со ссылками на нормативные правовые акты, которые, на ваш взгляд, были нарушены. Приложите документы, свидетельствующие о фактах нарушения. Если, например, речь идет о сбоях электронной площадки, прикладывайте скриншоты и видеозаписи. Документы можно заверить у нотариуса, но это не обязательно, достаточно печати вашей организации.
5. Участникам госзакупок нужно быть готовым к защите своих прав не только в административном, но и в судебном порядке. Если вы не довольны решением контролера, в течение 3 месяцев можно обжаловать его в суде.
6. Не пользуйтесь непроверенными и заведомо подложными банковскими гарантиями в качестве обеспечения по контракту. Сейчас подлинность банковской гарантии легко проверить в специальном реестре. Вы рискуете попасть в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года.
7. Будьте готовы к тому, что некоторые контракты выигрывают для престижа, когда цена контракта уходит в плюс. Так, например, было с компанией, реставрировавшей Большой театр. Исполненные госконтракты – это подтверждение вашей компетенции при участии в новых аукционах.
8. Если хотите всерьез заниматься государственными закупками, Вам обязательно нужен хотя бы один сотрудник, который возьмет на себя это направление. Если Вы новичок на этом рынке и хотите воспользоваться услугами консалтинговых компаний, помните, что передавать свою электронную подпись – это всегда определенный риск.
9. Изучайте практику размещения госзаказов, аукционов и конкурсных процедур. Некоторые недобросовестные заказчики предъявляют излишние требования к описанию товаров и услуг. Одна из слушателей семинара, владелица автомастерской из Ульяновска рассказала, что у нее потребовали в заявке указать весь список используемых запчастей. А их более 800 наименований, и никакого времени не хватит на размещение заявки с описанием такого количества деталей. Вы должны понимать, насколько, требуемые к описанию товары имеют отношение к закупке. Требование излишней информации со стороны заказчика – уже повод для жалобы.
10. Если контракт уже заключен и возникли какие-то проблемы, лучше стараться урегулировать взаимные претензии мирным путем. Например, у предпринимательницы из Кургана, поставлявшей по госконтракту в Хабаровск определенное договором количество товара, часть продукции оказалась невостребованной. Заказчик ошибся при расчетах. За поставщиком в этом случае остается право возместить убытки и обязать заказчика выполнить все обязательства по контракту. А можно забрать невостребованную продукцию. В первом случае есть риск застрять в разбирательствах. Во втором – получить репутацию добросовестного и надежного поставщика.