Краткосрочный оптимизм: почему авторынок растет, когда вокруг все плохо
Объем продаж автомобилей в России по итогам 2017 года составит 1,6 млн единиц, а к 2020 году он должен вырасти до 2 млн штук. Такой прогноз на днях опубликовала газета Les Echos со ссылкой на представителей концерна Renault.
Французская газета считает, что российский автомобильный рынок наконец-то «начал восстанавливаться после снижения, которое было зафиксировано в прошлом году». Это совершеннейшая правда; похоже, в этом году для российского авторынка все складывается неплохо – после трех ужасных лет (с конца 2013-го). И если в начале этого года рынок еще продолжал падение, но не так стремительно, как раньше, то с мая наметился постоянный рост: плюс 5 процентов, плюс 10, плюс 15. В итоге по итогам 3 кварталов мы имеем уже тенденцию: плюс 9,6%!
Если так пойдет и дальше, считают в агентстве PwC, то в 2018 году продажи легковых машин в России составят 1 670 000 штук, в 2019-ом — 1 750 000, в 2020 вырастут до 1 830 000 машин (не так оптимистично, как в Renault, но неплохо).
Еще лучше ситуация на рынке коммерческого транспорта ведь после четырех лет падения (2013–2016), он наконец-то стал быстро расти. По прогнозам экспертов агентства «Автостат», по итогам этого года рынок легких коммерческих автомобилей вырастет на 12% (до 104 000 штук), средних — на 8% (до 18 000), а тяжелых грузовиков — и вовсе на 43% (до 52 000)! На 2018 год прогноз еще круче: +15%, + 18% и + 30% соответственно!
На этом фоне открываются закрытые раньше производства (например, завод Volvo в Калуге), в Россию возвращаются «сбежавшие» модели (Mitsubishi ASX, Hyundai Sonata, Honda Pilot); некоторые горячие головы даже допускают, что в Россию может вернуться и целая марка Opel.
«Восстановление происходит уверенным шагом на протяжении шести месяцев подряд, и это сейчас наиболее важно. В целом на рынке настроение однозначно приподнятое, такие же ожидания на остаток года», — уверен Йорг Шрайбер, глава марки Mazda в России и по совместительству председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Устали ждать
Так что же, считать, что и этот кризис успешно пройден, и впереди — только непрерывный рост продаж?.. Увы, все аналитики уверены: хотя рост действительно продолжится в ближайшие год-два, но выйти на рекордный показатель продаж 2012 -2013 годов наш рынок не сможет, это ему еще не под силу.
Объяснения тут самые простые. Российская экономика пока еще находится в состоянии кризиса; последние три года ВВП не рос вовсе, и только в этом году по прогнозу он сможет подняться на 0,8%. На этом фоне падение реальных доходов населения за прошедшие три года составило 19,2% (расчеты ИСП НИУ ВШЭ). В таких условиях одна, отдельно взятая отрасль экономики вдруг показать блестящие долговременные результаты не сможет.
Если прибавить к этому негативные ожидания населения и предпринимательского сообщества, то больше ничего объяснять не надо. Но все равно остается загадка: почему рынок новых автомобилей вдруг начал расти, если вокруг все так плохо?
Причин, как мне кажется, тут несколько. Во-первых, наши люди, решившие отложить такую серьезную покупку, как приобретение нового автомобиля, на неопределенный срок, просто устали ждать. Год прошел, второй, третий, а ситуация в экономике все не улучшается, зарплату никто не индексирует… Сколько еще ждать? Сколько хранить сбережения, которые завтра вдруг могут сгореть (увы, мы нечто подобное уже проходили). Тем более, что давно вышел запланированный срок владения старым автомобилем, закончилась гарантия, и вообще… То есть сработал эффект отложенного спроса, а масштаб этого спроса аналитики оценивают в 1-1,5 млн автомобилей.
Во-вторых, плюс к тому — резкое старение автопарка в целом: средний возраст легковушки — 12,8 лет, легкого коммерческого автомобиля — 14,5 лет. Больше времени уходит на ремонт, чем на нормальную эксплуатацию. Парк нуждается в обновлении! Вот и прорвало. Только надолго ли хватит отложенных сбережений? Особенно, если экономика не растет, а реальные доходы – продолжают падать?
Кроме того, надо помнить вот еще что. Наш автомобильный рынок развивается по своим правилам, причем они могут сильно отличаться от мировых. Например, давно замечена связь между колебаниями стоимости барреля нефти на мировых биржах и ростом / падением продаж новых автомобилей в России. И в «Автостате», и в других аналитических агентствах свои прогнозы увязывают не только с экономическими показателями, но и с предполагаемой ценой нефти. И на этот год (по «Автостату») существовало три прогноза: пессимистический, базовый и оптимистический.
Про негативный сценарий, к счастью, можно пока забыть, и предположить, что при средней цене барреля нефти в $50 год закончится с приростом авторынке на 10% (примерно 1,6 млн. легковых автомобилей и LCV); если нефть удержится на отметке в $60, продажи вырастут на 18% — до 1,7 млн. автомобилей. Но все равно это не идет ни в какое сравнение с лучшими в нашей истории годами (2012-2013), когда число проданных в России новых легковых автомобилей достигало 2,9 млн штук. А рассчитывать, что нефть снова будет по $100, не приходится.
Так что прогноз на ближайшие годы таков: автомобильный рынок будет расти, но очень медленно; скорее всего, очередной подъем довольно быстро, через два-три года сменится очередным падением — надеюсь, тоже плавным. Увы, серьезных поводов для долгосрочного оптимизма не просматривается.
Автор: Игорь Моржаретто