Лизинговый маневр
Стагнация рынка лизинга продолжается, однако участники видят новые возможности и перспективы в политике импортозамещения и все пристальнее смотрят в сторону отечественных производителей.
Сегодня некоторая активность клиентов обусловлена стремлением взять технику или оборудование по существующим кредитным ставкам. И взять именно ту технику, которая еще есть «в закромах». Поскольку в условиях политики импортозамещения непонятно, какой продукт смогут предложить поставщики техники и оборудования и будет ли он востребован с экономической точки зрения, учитывая курс национальной валюты.
Спасительный госзаказ
Надежду вселяют возможные государственные заказы и развитие стратегически важных сфер – пищевой , аграрного сектора, сферы ЖКХ. Переориентация на отечественного производителя во многих секторах открывает новые возможности и перспективы для всех участников рынка.
Директор региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко полагает, что импортозамещение несет в себе достаточно плюсов для лизинга: «Данный подход означает существенный рост спроса на лизинговое финансирование во многих отраслях экономики. При этом для лизинга не требуется никакая переориентация, так как эта работа совершенно аналогична тем подходам, которые сегодня используют лизинговые компании».
«Переориентация лизинговых компаний на отечественного производителя в условиях политики импортозамещения просто необходима. Особенно это актуально для оборудования с долгим сроком поставки (до полугода), – отмечает генеральный директор ЗАО «Зест» Олег Ануфриев. – Например, после введенных санкций из России уходят западные нефтяные и нефтесервисные фирмы, многие проекты свернуты. Однако отрасль должна и дальше функционировать, причем в условиях отсутствия собственных технологий и оборудования. Это очень емкая ниша, заполнить которую можно, серьезно взявшись за ее развитие, и импортозамещение сыграет в этом очень важную роль».
Но насколько хорошо справятся с этой задачей сами производители, пока неясно. Безусловно, полностью заместить иностранные продукты производства вряд ли получится. Также неясно, насколько станет востребованным отечественное оборудование и техника на рынке лизинга.
Делайте ставки, господа!
Как и банковский сектор, лизинговые компании достаточно ощутимо почувствовали на себе рост процентных ставок. Что, несомненно, отразится на показателях за год. Санкции же, по мнению экспертов, пока глобального эффекта не произвели.
«Возросшая стоимость фондирования уже привела к повышению процентных ставок для лизингополучателей. Конечно, это скажется на спросе и востребованности услуг лизинга, рынок которого отражает состояние экономики нашей страны в целом.
Лизинговые компании Санкт-Петербурга говорят о том, что по итогам года объем нового бизнеса снизится у всех – от 10-15 до 50% в зависимости от специализации компании. Но есть и положительные моменты – сейчас формируется отложенный спрос, который после стабилизации ситуации поможет рынку вернуться к активной работе. Рынок лизинга только косвенно почувствовал на себе последствия введенных санкций, так как выбор лизингового имущества и его поставщика все же прерогатива лизингополучателя. Но по отдельным направлениям лизингодатели действительно столкнулись со снижением спроса, к примеру, после объявления эмбарго на определенные виды европейской продукции упали обороты транспортных компаний, что привело к снижению спроса на грузовые автомобили. Однако бизнес достаточно оперативно реагирует на подобные проблемы», – отмечает Олег Ануфриев.
К слову, падение рынка автотранспорта по некоторым маркам до 40 %, безусловно, негативно сказывается на общем объеме реализованных лизинговых услуг, поскольку в 2014 году автолизинг стал ключевым сегментом впервые с 2008 года. Автотранспорт, ввиду его высокой ликвидности, стал одним из самых востребованных видов лизингового имущества на фоне падения темпов роста экономики в целом.
Возможный позитивный эффект отложенного спроса отмечает и Андрей Донченко: «Сейчас последствия санкций проявляются незначительно и в локальных вопросах. Например, ряд клиентов, которые изначально планировали организовывать приобретение техники через финансовые институты, попавшие впоследствии под санкции, вынуждены находить новых финансовых партнеров, которые не имеют санкционных ограничений.
Процентные ставки в лизинге соответствуют общей ситуации на рынке, в том числе они аналогичны ситуации с банковскими кредитными ставками. Этот уровень, конечно, не способствует росту рынка. Но будем надеяться, что эта ситуация временная. В любом случае для лизинга очень характерен отложенный спрос на данную услугу. Это хорошо иллюстрируется примером 2010-2011 годов, когда во многом благодаря отложенному спросу, который был сформирован в период кризиса 2008-2009 годов, российский рынок лизинга рос очень высокими темпами (темпы роста рынка лизинга в эти годы составили 130 и 80% в год соответственно. – «Эксперт С-З»)».
Существенное сокращение объема сделок в первом полугодии 2014 года отразилось на росте количества сделок с представителями малого и среднего бизнеса. Работа с эти сегментом подразумевает большую маржинальность . Но, как правило, небольшие компании более чувствительны к изменениям в экономике. Что свою очередь сказывается на кредитных рисках. В первом полугодии ряд лизингодателей отметил ухудшение ситуации при взаиморасчетах с контрагентами.
Сами лизингодадетели стали более тщательны к своим клиентам. По словам директора Северо-Западного филиала «Сбербанк Лизинг» Мурата Сатаева, в целом по рынку качество клиентов все же ухудшается.
«Нам кажется, это связано не столько со снижением рынка автотранспорта, сколько с экономической ситуацией в целом. В связи с общими проблемами в экономике риски роста дебиторской задолженности растут. События на рынке показывает, что в целом наблюдаются тенденции увеличения роста уровня просрочки в МСБ. Однако сделки с малым и средним бизнесом, несмотря на риски, остаются одним из ключевых направлений развития нашей компании», – констатирует он.
В существующей ситуации представители большинства лизинговых компаний отмечают, что им приходится пересматривать стратегии роста и разрабатывать новые гибкие программы – с большей направленностью на розничный сегмент.