Маркировка табака: проверьте, готова ли ваша касса?
С 1 июля 2019 года в России вводится обязательная маркировка табака. До нововведения осталось меньше двух месяцев, а многие предприниматели до сих пор в замешательстве и поиске ответов — как узнать, подходит ли их касса под новые требования, как быть уверенным в том, что все сделал правильно? В этом материале мы рассмотрим техническую сторону вопроса и поговорим о том, как проверить, что оборудование настроено правильно.
Что из себя представляет маркировка табака?
Маркировка продукции – это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), позволяющего контролирующим органам и покупателям получить полную информацию о товаре. Новая веха урегулирования рынка призвана противодействовать производству и обороту контрафакта и фальсификата. Маркировка позволит государству отслеживать товар от производства до магазина, а покупателю проверить легальность продукции.
Официальное наименование кодов — контрольные идентификационные знаки. Они наносятся лазером еще на этапе производства, как на пачки сигарет, так и на блоки. Эти двухмерные матричные штрихкоды называются DataMatrix.
Для того чтобы работать с маркированным товаром онлайн-касса должна быть подключена к единой системе мониторинга. Для регистрации в системе нужно заполнить заявку на сайте Национальной системы цифровой маркировки “Честный знак”. Это бесплатно, потребуется только квалифицированная электронная подпись (КЭП) — вы ее использовали при регистрации онлайн-кассы. Убедитесь, что она не просрочена, перевыпустить КЭП заново можно в ближайшем удостоверяющем центре. После продажи товара покупателю онлайн-касса вместе с другими фискальными данными чека передает оператору фискальных данных (ОФД) информацию о реализации товара с DataMatrix, а ОФД в свою очередь — в систему мониторинга, и уникальный код выводится из оборота.
Как проверить, настроена ли касса на реализацию маркированной табачной продукции?
Почти 80% предпринимателей опрошенных “Левада Центром” уже имеют онлайн-кассы, 59% также обладают сканерами. При этом далеко не все из них знают, подходит ли их оборудование для работы с маркировкой. Однако проверить совместимость техники с новой системой совершенно не сложно. Продавцам табачных изделий лучше сделать это уже сегодня.
Предположим, вы уже зарегистрировались на сайте Национальной системы цифровой маркировки “Честный знак”. Чтобы узнать, способен ли ваш сканер считывать 2D-штрих коды DataMatrix (не только вертикальные, но и горизонтальные полосы), и обновлено ли ваше кассовое оборудование под передачу кодов в теге 1162 — возьмите пачку сигарет с маркировкой и отсканируйте DataMatrix-код. Если сканер пикнул и чек распечатался – поздравляем, все работает отлично. Если чека нет и программа сигнализирует об ошибке, значит, нужно обратиться в службу поддержки производителя вашей онлайн-кассы и наладить этот процесс.
Не станет ли продажа сигарет сложнее?
Процесс полностью автоматизирован, и, по мнению экспертов, обновление не усложняет его, а наоборот, упрощает. Дело в том, что в коде маркировки содержится код товара (GTIN). За счет этого на кассе можно делать одно сканирование товара — нет необходимости делать два сканировании, как при продаже алкогольной продукции. В коде маркировке содержится также максимальная розничная цена товара — так, покупатель всегда может быть уверен в том, что цена на товар — не выше розничной цены. Ему не придется перепроверять цену. “В целом из-за того что код маркировки содержит в себе GTIN и розничную цену продажа табака на кассе осуществляется даже быстрее, чем по обычным линейным кодам», — отмечает Ян Витров, руководитель товарной группы “Табак” ЦРПТ.
Однако не все предприниматели ощутили такую разницу в работе.
“Участники эксперимента по внедрению маркированной продукции, с которыми мы общались, отмечают, что на скорости работы маркировка не сказалась, — рассказал Денис Филатов, директор по маркетингу разработчика софта для розничной торговли Litebox, — мы полагаем, что внедрение новой системы не будет негативно влиять на бизнес. Единственное, что может измениться — оборудование точек продаж”.
По мнению эксперта для владельцев кнопочных касс ситуация может несколько осложнится, так как это оборудование не гибкое, трудно обновляемое и не самое удобное. К некоторым автономкам для работы с маркировкой нужно будет подключать дополнительные устройства — телефоны, планшеты. Без этого касса не сможет работать с DataMatrix. Пользователи современных смарт-терминалов (онлайн-касс) в этой ситуации находятся в более выигрышном положении — зачастую разработчики таких касс устанавливают обновления удаленно.
Однако прежде чем принимать решения об обновлении техники предпринимателям стоит узнать заранее, будет ли эта услуга платной. Некоторые компании возьмут за нее от 600 рублей за раз, другие предложат годовую подписку на полное обновление всех систем, в том числе под маркировку, по цене 2000 руб. Однако есть и ряд компаний, которые проводят обновления касс бесплатно. Как правило, в их числе крупные игроки. Например, МТС еще в конце апреля бесплатно обновила свои смарт-терминалы под маркировку табака. Также в компании заявили, что уже сейчас в разработке находится модуль для облачной товароучетной системы, который позволит в 2020 году вести приемку табака и осуществлять документооборот. «Работа в системе позволит вести единый товароучет абсолютно любой продукции в режиме одного окна, будь то обычные, маркированные товары, алкоголь или продукты животного происхождения. Это удобно для предпринимателей, которые имеют большой ассортимент или планируют расширять его в будущем», — комментирует Сергей Музыкантов, технический директор сервиса МТС Касса.
Что грозит предпринимателям, которые не станут работать с маркировкой после 1 июля?
Контроль за внедрением обновлений будет строгий. Над этим будут трудиться ФНС и Роспотребнадзор. Помимо этого, контролирующие органы решили призвать к гражданской осознанности и привлечь общественный контроль. Любой человек может скачать приложение «Честный знак», просканировать код маркировки с пачки сигарет и получить информацию о продукции. Если пользователь заметил нарушение, он может подать жалобу через приложение, и ответ поступит незамедлительно.
Административная ответственность за нарушения требований о маркировке установлена ст. 15.12 КоАП РФ. За продажу продукции без маркировки физлицу выпишут штраф — для ИП — от 10 до 15 тысяч, юридическому лицу — от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией товара.
Санкции за оборот немаркированных алкоголя и табачных изделий в крупном размере (совокупная стоимость товаров более 100 тысяч рублей) будут весьма серьезными – штраф до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ).