Ни дна ни покрышки
Россиянам придется экономить на «резине», если Минпромторг протолкнет идею акциза на автомобильные покрышки. Производителям это грозит убытками, а населению — ростом аварийности.
Из-за снижения продаж новых автомобилей российский бюджет недополучил доходов от взимаемых с них акцизов. Это заставило правительство искать новые источники, облагая налогом уже имеющийся парк. В расширенный список подакцизных товаров, который сейчас разрабатывает кабинет министров, наряду с пальмовым маслом и газированными напитками могут попасть также автомобильные покрышки.
Как рассказали «Фонтанке» в Ассоциации производителей шин (среди участников – зарубежные производители, локализовавшие производство в России, Michelin, Continental, Nokian Tyres, Pirelli, Yokohama и др.), около трех недель назад Минпромторг направил запрос в организацию с просьбой ответить, как введение такого налога скажется на бизнесе игроков данного рынка.
Пальма вредности
О конкретном размере акциза на покрышки в запросе Минпромторга не говорится. Однако ранее сообщалось, что для пальмового масла такой сбор может составить 30% от стоимости данной продукции. Доля действующего акциза в цене сигарет достигает 40%, крепкого алкоголя – 50%.
Однако акциз на покрышки вряд ли будет столь же значительным, как на «вредные товары», полагает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. По мнению эксперта, данный товар выбран, скорее, по принципу массовости, а не возможной угрозы здоровью – стало быть, в качестве дополнительной цели снижение его потребления не стоит.
«Задача правительства сегодня – это найти новые ниши для увеличения поступлений в бюджет. Шины вполне подходят для решения такой задачи», – комментирует он.
Так, сейчас акцизом облагается сам автомобиль. Для машин мощностью 90 – 150 л. с. в этом году сбор составляет 41 рублей за 1 л.с., для машин свыше 150 л.с. – до 402 рублей за 1 л.с.
Однако по итогам 2015 года объемы продаж новых автомобилей упали на 36%, до 1,6 тыс. машин, согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса. Соответственно пропорционально сократились поступления в бюджет от акцизов. При этом, по данным Автостата, существующий российский автопарк, который нуждается в регулярном обновлении покрышек, насчитывает более 40 млн автомобилей. Однако в предвыборный год сбор вряд ли будут делать непосильным, чтобы не вызвать волну негодования, подчеркивает Михаил Чаплыгин.
Впрочем, каким бы ни был налог, скорее всего, его придется заплатить покупателю. «Сегодняшний уровень рентабельности на рынке шин, особенно легковых, не позволит производителю и продавцу покрыть акциз в 5% и более», – считают в ГК «ПетроМастер» (интернет-магазин «Автошина.ру»). Особенно сильное повышение ждет бюджетный сегмент, поскольку чем дешевле товар, тем большую долю в его стоимости будет занимать акциз.
«На покрышках прибыли у дилеров давно нет, поэтому цены будут повышаться на стоимость акциза», – добавляет исполнительный директор «Аксель-Груп» Александр Купман.
По оценке Ассоциации производителей шин, в 2015 году цены на данный товар увеличились в среднем на 10 – 15%. Не исключено, что в 2016 году эта цифра станет больше, поскольку рост прошлого года не вполне компенсировал подорожание импортной составляющей (из-за границы привозится, например, натуральный каучук).
Угроза бизнесу
Повышение цен на автомобильные покрышки заставит покупателя сильнее экономить на этом товаре, что негативно скажется на бизнесе как производителей, так и продавцов. По оценке участников рыка, продажи покрышек для легковых автомобилей в России за 2015 год уже просели на 30 – 40%, грузовых — на 20 – 25% (в натуральном выражении).
«Люди стали производить замену реже — в лучшем случае переходят более дешевые или на б/у покрышки, а то и вообще решают обойтись без зимней резины», – говорит Александр Купман. Это негативно скажется на сервисных доходах дилеров и шиномонтажных мастерских.
Кроме того, экономия приводит к снижению безопасности дорожного движения и росту числа ДТП, добавляют в Ассоциации производителей шин.
Сильнее всего пострадал премиальный и средний сегмент, который в нашей стране представляют иностранные компании, локализовавшие производство в России.
Так, продажи Nokian Tyres в России упали в минувшем году на 35%, до 237 млн. евро. Как сообщает компания в своей отчетности, повышение цен не компенсировало курсовую разницу, при этом «слабая покупательская способность», а также «агрессивная ценовая политика некоторых конкурентов» привели к сокращению доли на российском рынке.
В своем отзыве на идею Минпромторга Ассоциация производителей шин отмечает, что введение акцизов приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и может заставить производителей сокращать штат. Однако в Nokian Tyres рассуждать о такой вероятности относительно собственной компании готовы только после того, как будет озвучен конкретный размер налога.
Сейчас на заводе во Всеволожске, где делается 90% реализуемых в России покрышек Nokian Tyres, работает свыше 1300 человек. Производственные мощности завода составляют 15,5 млн. шин в год, рассказал Андрей Пантюхов, генеральный директор «Nokian Tyres Россия» (также является председателем правления Ассоциации производителей шин).
Другие участники Ассоциации производителей к моменту публикации на запросы «Фонтанки» не ответили. Однако, по оценке продавцов, к примеру, Michelin, Continental и Yokohama имеют более низкий уровень локализации, нежели Nokian Tyres, продолжая импортировать значительную долю продукции из-за рубежа. В грузовом сегменте на отечественную продукцию приходится 60% от общего объема продаж, говорят в «ПетроМастер».
Впрочем, для российских предприятий это, возможно, шанс увеличить долю на рынке. Как рассказал «Фонтанке» Родион Савелюк, глава «Кама-Санкт-Петербург» (представительство нижнекамского производителя шин «Кама»), несмотря на общее снижение рынка, доля отечественных брендов на нем растет. «На фоне роста цен потребитель все больше переходит с импортных на отечественные шины, которые в основном представлены в более бюджетных сегментах и не так сильно повышали цены, как локализованные иностранцы. Недоверия к качеству, которое было раньше, уже нет», – отмечает он. Однако с уверенностью о влиянии акциза на соотношение сил можно будет говорить только после того, как станет известен его размер, заключает топ-менеджер.
Автор: Галина Бояркова