Как получить сотрудника с железным здоровьем?
До 30% офисных работников страдают из-за слабого здоровья. Не меньше мучаются и работодатели - болезни сотрудников причиняют им прямые убытки. Вот лишь несколько примеров, как можно заботиться о здоровье подчиненных…
Больной вопрос
В 2005 году General Motors потратила более $17 млн на покупку «Виагры» для своего персонала. Борьба за повышение его потенции лишь капля в море, и в 2005 году на лечение своих сотрудников GM пустила около $5,6 млрд. Причем общие убытки компании за тот год превысили $10 млрд, что даже вынудило ее продать часть японских активов.
Дело не в катастрофическом падении рождаемости в Детройте: «Виагру», а также прочие лекарства и медуслуги для рабочих выхлопотали профсоюзы. Но забота о здоровье персонала для многих компаний целесообразна экономически.
Генри Форд как-то заметил: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то получаю в придачу всего рабочего». Однако «довесок» на удивление хрупок: как выяснила британская страховая компания BUPA, до 30% работников испытывают стресс, страдают от плохой диеты, недосыпания и гиподинамии. По ее же подсчетам, здоровые люди трудятся в среднем на 20% эффективнее, чем обладающие слабым здоровьем.
Болезни персонала дорого обходятся предприятиям. В Великобритании, по информации Сертификационного института развития персонала (CIPD), ежегодные убытки от пропуска службы оцениваются примерно в 659 фунтов стерлингов (около $1320) на одного работника. Год назад показатель был ниже - 598 фунтов. В России ситуация еще хуже.
Эксперты утверждают, что из-за болезней наша экономика теряет около 1,4% ВВП, или $23–24 млрд. Если, скажем, у итальянской нефтегазовой компании ENI совокупные трудопотери составляют 5,5 дня в год, у американской сети Wal-Mart - 2,8 дня, у российского производителя алюминия UC Rusal к концу 2006 года - 8,5 дня (справедливости ради нужно отметить прогресс, ведь в 2005 году работники этой компании пропустили в среднем 9,4 дня из 365).
Что такое health management?
Уменьшить убытки и увеличить отдачу от персонала призваны программы управления здоровьем. «Практика показывает, что правильно организованный health management снижает заболеваемость в коллективе на 40–50%, сокращает период нетрудоспособности на 20%, повышает выявляемость хронических заболеваний на 10–15% и в итоге уменьшает средний срок временной нетрудоспособности на 30%»,- говорит исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование» Сирма Готовац.
Health management включает меры по охране труда (их необходимость в производственных компаниях предписана законодательством), а также профилактику как физических, так и психических недугов.
Health management используют как минимум 75% крупных американских компаний. В 2003 году стартовала одна из самых масштабных корпоративных программ по охране здоровья сотрудников, имеющих лишний вес. Ее инициировали, вчастности, Ford Motor, Honeywell, General Mills и PepsiCo.
Убытки американских компаний от лишнего веса сотрудников (увеличение страховых взносов, низкая продуктивность труда и связанные с ожирением заболевания) оцениваются в $12 млрд в год.
Что еще можно сделать?
Другие инициативы не так глобальны, но тоже интересны. Несколько лет в США наблюдалось повальное увлечение йогой. Количество компаний, предлагающих уроки йоги непосредственно в офисе или на производстве, огромно: среди них IBM, Microsoft, GE, AT&T, PepsiСo, ABN AMRO, Coca-Cola и KPMG.
Кроме того, очень часто небольшие переговорные комнаты отдаются под массажные кабинеты, что особенно актуально для сотрудников, страдающих от болей в спине и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Одну из самых существенных побед над стрессом удалось одержать руководству лондонского метро. Программа состояла из анализа ситуации на метрополитене, серии интервью с менеджерами и разработки обучающей программы для сотрудников. Работники на протяжении шести недель посещали специальные курсы. Через полгода после введения программы количество пропусков работы по стрессовым причинам уменьшилось на 79%, благодаря чему лондонская подземка теперь будет ежегодно экономить около 455 тыс. фунтов стерлингов.
Все большее число компаний оказывают консультационную поддержку сотрудникам. Например, подписывают их на услуги программы Employee Assistance Program (EAP). В основном это финансовые, юридические консультации и консультации по вопросам охраны здоровья. EAP администрируется организацией EAPA (Employee Assistance Professionals Association), которая сертифицирует провайдеров услуг, проводит тематические конференции, организует обучение и т. п. Членами EAPA являются около пяти тысяч провайдеров в 30 странах мира.
Большинство работодателей выплачивают провайдерам EAP фиксированную сумму, в среднем 14 фунтов стерлингов на человека в год, для сотрудников эти услуги бесплатны.
Осторожно: офис!
Американская корпорация DuPont - мировой лидер в области охраны труда. Философию безопасного поведения здесь возвели в культ, к которому приобщают не только сотрудников, но и гостей компании. Так, на бедже для посетителей написано одно из главных правил: «При движении по лестницам нужно держаться за перила»!
Кроме того, гостям рекомендуют узнать расположение ближайшего пожарного выхода, что, конечно, тоже важно для обеспечения безопасности. И может случиться так, что им придется принять участие в учебной пожарное тревоге: для DuPont подобные тренинги в порядке вещей. По сигналу каждый сотрудник должен прибыть к месту сбора на парковке, где происходит перекличка. Посетителей провожают туда же.
Химический концерн DuPont более двух веков назад производил порох, и Дюпоны жили вблизи фабрики. Именно тогда ее владельцы сделали безопасность краеугольным камнем своего бизнеса.
Несмотря на то что большинство из 200 служащих российского подразделения DuPont заняты в офисе (разве что кроме тех, кто обслуживает небольшой завод в Чувашии, где производят средства защиты растений), требования по части безопасности для них не менее серьезны, чем для рабочих.
«Вы даже не представляете, сколько опасностей подстерегает человека в офисе,- предупреждает беспечных региональный менеджер по персоналу DuPont в Восточной Европе Тимофей Межерицкий.- Вода на полу, открытые ящики, незакрепленные полки, провода… А бумагой, например, можно порезаться».
Каждый сотрудник DuPont обязан не только знать о возможных опасностях, но и уметь их избегать. Для начала все новички проходят медосмотр (с недавних пор его стали проводить раз в два года, и он обязателен для всех). Потом они регулярно посещают семинары и тренинги по безопасности труда. Людям рассказывают о рисках офисной и внеофисной жизни. Например, перед наступлением лета сотрудников предупреждают о том, какие насекомые ядовиты или являются разносчиками заболеваний и какие прививки следует сделать перед поездкой в экзотические страны.
Такую щепетильность в вопросах здоровья и безопасности Межерицкий объясняет так: «Лучше минимизировать вероятность несчастного случая, чем потом отвечать за его последствия».
Но, пожалуй, наибольшее внимание компания уделяет поведению за рулем. DuPont проводит тренинги не только для штатных водителей, но и для остальных сотрудников, имеющих водительские права. В учебных планах есть все, начиная с курса неагрессивного вождения до методов вождения экстремального, каковыми тоже полезно владеть. А минимум два раза в год для водителей устраивают специальные контрольные поездки, на протяжении которых оценивается их поведение.
Несмотря на жесткость правил, за их нарушение сотрудников не наказывают, только делают замечания. Тимофей Межерицкий вспоминает, что когда он был в DuPont новичком, то спускался по лестнице, не держась за перила. Кто-то из коллег сказал ему, что это опасно: можно споткнуться и упасть. «Теперь я везде держусь за поручень, даже в метро»,- гордо сообщает менеджер.
DuPont ежегодно тратит на health management сотни миллионов долларов, и осторожность приносит плоды. Привычка думать о безопасности рано или поздно становится второй натурой сотрудников. Они признаются, что даже дома ведут себя примерно так же (например, машинально закрывают все дверцы).
А один из менеджеров в свое время рассказывал о том, что, приезжая на отдых, первым делом ищет не дорогу на пляж, а запасные выходы из отеля. «Вложения в здоровье сотрудников и их безопасность оправданны: в отрасли у нас один из самых низких показателей по травматизму»,- говорит Межерицкий.
Но DuPont не просто тратит деньги на безопасность: она даже научилась зарабатывать на ней и, в частности, обучает другие фирмы своим методикам. А консалтинговое направление DuPont Safety Resources приносит компании около $150 млн в год.
Наверное, повторить опыт DuPont в полной мере мало кто способен, особенно среди российских компаний. Но кое-какие части health management они освоили.
За здоровьем становись!
Группа «Ренессанс страхование» в прошлом году обследовала сотрудников одной российской компании и составила для предприятия так называемый паспорт здоровья.
Картина оказалась безрадостной: почти треть персонала страдает от сердечно-сосудистых заболеваний, у 29% обнаружены разной степени патологии дыхательной системы, у 18% выявлены нарушения костно-мышечной системы и т. д. Неудивительно, что только за последний квартал прошлого года на 100 работающих было пропущено 62 рабочих дня по болезни.
Борьба с «абсентизмом» (показатель, означающий отношение числа дней непосещения службы к общему числу рабочих дней в году) занимает много времени и обходится дорого. Некоторые крупные компании создают собственные медицинские подразделения.
Самой популярной программой health management остается добровольное медицинское страхование.
По словам директора центра аналитических исследований кадрового холдинга «Анкор» Натальи Даниной, в течение последних двух лет число компаний, предоставляющих своим сотрудникам ДМС, остается стабильным - 82–84% от общего числа опрашиваемых организаций.
Здоровье служащих нынче недешево: по разным оценкам, полис для рядового сотрудника московской фирмы обходится работодателю в 13–25 тыс. руб. ежегодно, а полис для топ-менеджера - в 50–250 тыс. руб. ежегодно (без учета скидок). В Санкт-Петербурге, по информации агентства Avanta Personnel, средняя стоимость годового полиса ДМС составляет 14 844 руб.
Помимо медстраховки компании выделяют еще одно важное направление health management - фитнес. Правда, большинство компаний не готовы оплачивать сотрудникам посещение фитнес-клубов, зато они договариваются с клубами о корпоративных скидках (обычно это 5–20%).
Наконец, многие фирмы преуспели в разработке мотивационных программ, поощряющих здоровый образ жизни.
По словам директора департамента подбора и обучения персонала ОАО «Седьмой континент» B>Марины Ефремовой,<B> в начале 2005 года руководство сети выплатило всем сотрудникам, не бравшим больничный в течение двух лет до того, премию в размере $500.
Счастливчиками оказались около 1300 человек. В компании надеются, что в 2008 году их станет еще больше: вскоре после выплаты первого бонуса было объявлено, что за отсутствие болезней в течение 2005–2007 годов премию увеличат вдвое.
Однако поощрения бывают не только денежными. Так, в настоящее время руководство другой крупной сети решает вопрос о том, чтобы каждому сотруднику, не бравшему больничный за последний год, оплачивался обед или ужин на две персоны в модном ресторане.
Деньги - хороший помощник и в борьбе с курением. Как рассказывает советник генерального директора по корпоративной политике САО «Гефест» Евгений Соколов, в его компании некурящие получают дополнительные дни к отпуску и к тому же могут рассчитывать на небольшой процент от переменной части своей зарплаты.
Напоследок совет компаниям: если конкуренция заставляет вас выжимать из людей все соки, не забывайте инвестировать в здоровье персонала.