Какие меры государственной поддержки и рыночные стимулы могут способствовать развитию вашего рыночного сегмента в 2011 году?
Пропаганда спорта
В целом я считаю так: чем меньше государство на микроуровне вмешивается в бизнес — тем бизнес здоровее. При этом влияния государства на макроуровне, безусловно, не заметить невозможно.
С точки зрения развития сегмента розничной торговли спортивными товарами к позитивным результатам государственной политики я бы отнес прежде всего продолжение тренда на пропаганду здорового образа жизни. Этому способствуют и подготовка к таким масштабным спортивным мероприятиям, как зимние Олимпийские игры 2014 года, Универсиада, «Формула 1», чемпионат мира по футболу. Да и тот факт, что первые лица государства активно занимаются спортом, также играет существенную роль. Естественно, это повышает внимание людей к спорту и, как следствие, к нашим товарам.
Важно, что пусть и с разной скоростью, но строятся объекты, где можно заниматься спортом. Так, уже этой зимой можно будет покататься на лыжах и сноуборде в Красной Поляне сразу на трех трассах. Пожалуй, впервые без очередей. Кроме того, утверждены проекты развития еще нескольких горнолыжных курортов на Кавказе.
К факторам, замедляющим развитие бизнеса в наступившем году, определенно можно отнести рост налогов и затрат на ЖКХ, а также появление новых и, к сожалению, далеко не всегда четко прописанных регламентов и правил. Выход на окупаемость и, как следствие, инвестиционная привлекательность многих проектов теперь ниже, чем в прошлые периоды.
Впрочем, всё как всегда. И в 2011 году бизнес снова будет искать точки роста, работать над минимизацией потерь.
Геннадий Бобрицкий |
Поддержка импортозамещения
Во время своего рабочего визита на Белгородчину в июле 2010 года президент России на заседании президиума Госсовета РФ поставил задачу: закрепить уже наметившийся в животноводческой отрасли рост, обеспечить продовольственную безопасность и из крупнейшего импортера мяса, каким Россия стала за последние 20 лет, превратиться в его экспортера.
Даже того, что уже сделано и делается в птицеводстве, на мой взгляд, достаточно для подъема отрасли. Благодаря национальному проекту по развитию АПК и мерам, активизировавшим инвесторов, в отрасли наступил перелом. Какая другая отрасль в непростых условиях кризиса способна дать прирост по 20–30% в год?!
Дальнейшему развитию нашего рыночного сегмента могут способствовать сокращение импорта мяса птицы в соответствии с ростом объемов производства и понижение квот на закупку мяса птицы за рубежом. Важна и поддержка в целом всех проектов, имеющих отношение к мясному кластеру в части импортозамещения. Например, производство аминокислот. Мы как раз планируем строительство завода по производству лизина и треонина. Аналогичного производства в стране на сегодняшний день нет, сейчас эти вещества завозятся из-за границы. Но есть желание производить их здесь, в России.
В этот ряд можно поставить и проекты по производству витаминов, биодобавок, ветеринарных препаратов. Их поддержка должна осуществляться в виде субсидирования процентных ставок по кредитам.
При прекращении импорта мяса птицы для российского производителя возможны два варианта. Первый — дальше наращивать объем производства; при этом, очевидно, нужно будет заниматься экспортом. И разрабатывать стратегию развития в этом направлении надо уже сейчас.
Если же сбыт за рубежом будет затруднен — необходимо остановиться на достигнутом уровне. В этом отношении важно услышать четкую позицию государства. Президент склоняется к первому, оптимистическому варианту. И мне как производителю продукции из мяса птицы очень хотелось бы, чтобы он оказался прав. Непреодолимых преград для этого нет.
Иван Кляйн |
Разумные акцизы
Пивоваренная отрасль сегодня — одна из наиболее прозрачных в отечественном бизнесе. Более 90% пива у нас производят компании, входящие в Союз российских пивоваров. Механизмы саморегулирования здесь работают на высоком уровне. Эффективность сбора акцизов составляет более 99%. Для сравнения: собираемость налогов с продажи водки и ликероводочных изделий — менее 50%.
Меры, предпринимаемые государством по регулированию алкогольного рынка, я бы назвал непропорциональными и не учитывающими интересы всех игроков. В первую очередь это касается акцизной политики. Трехкратное повышение акцизов на пиво и лишь 10-процентное — на водку привело к предсказуемому сокращению пивного рынка и росту потребления крепкого спирта. Сегодня есть все основания говорить о низкой эффективности программы деалкоголизации населения России.
Поэтому я бы рекомендовал проводить более взвешенную алкогольную политику. Простой пример. В Европе соотношение цены литра пива и литра водки составляет в среднем 1/10. У нас — 1/3. О культуре пития в России говорить пока рано, и при таком ценовом перекосе потребитель зачастую предпочитает крепкий алкоголь.
По официальным данным, в среднем каждый россиянин ежегодно выпивает около 18 литров чистого спирта, при этом на пиво приходится около 3,5 литра (в спиртовом эквиваленте). Но законодательные инициативы последнего времени направлены преимущественно на ограничение пивного рынка. Напрашивается вопрос: насколько эффективной может быть борьба с 3 литрами из 18?
Олег Тоцкий |
Ограничение активности «иностранцев»
Не могу сказать, что в сфере торговли, которую я представляю, приходится рассчитывать на поддержку государства. Сегодня иностранные компании глобально захватывают отечественный рынок, и выручка российских предпринимателей страдает. Меры, прописанные в законе о торговле, не работают. Цифра-ограничение в 25% рынка для одной компании взята с потолка, и ее никто не контролирует. Маленькие магазины уже практически истреблены. А половина гипермаркетов — продана. Если правительство продумает программу ограничения распространения иностранных сетей, то это будет действенная мера поддержки.
Мой бизнес частично связан с сельским хозяйством, и мне известно, в каком оно сейчас состоянии. Крупным торговым сетям выгоднее привозить продукцию извне — как более дешевую и конкурентоспособную на рынке. Поддержка сельского хозяйства со стороны государства минимальна, на грани рентабельности. 95% сельского населения нигде не задействовано. Нужно наладить рынок сбыта: дать возможность работать российским некрупным торговым компаниям, организовать поставки от сельских предпринимателей и грамотно наладить переработку. Если правительство возьмется за эти направления, производство продуктов питания в нашей стране возрастет в разы. Тогда будет и нужная государству прибыль, и решение социальных проблем на селе.
Андрей Прытыкин |
Вернуть льготы малому бизнесу
ГК «Русский Аппетит» уже более 10 лет успешно работает на рынке общественного питания Воронежа. Однако мы вынуждены отметить, что последние изменения федерального законодательства дестимулируют развитие нашего рыночного сегмента. Это касается повышения страховых взносов в рамках №212-ФЗ, с которым столкнулись наши партнеры. Увеличение их коммерческих издержек на 10–15% провоцирует рост цен на нашу продукцию. Мы понимаем масштаб проблемы дефицита социальных фондов, однако убеждены, что она не может быть решена повышением ставок. Только возвращение механизмов льгот по страховым взносам для малого бизнеса может обеспечить сохранение достигнутых темпов развития.
Безусловно, развитию сегмента общественного питания также будет способствовать уточнение законодательства о временных сооружениях. В настоящий момент одна из главных проблем в Воронеже — порядок размещения киосков и павильонов на улицах города. Местное законодательство не соответствует федеральному и не отражает интересов бизнес-сообщества. Заполнением правового вакуума сейчас занимаются соответствующие департаменты правительства. В Москве, несмотря на сложность задач, стоящих перед мэром, конфликтная ситуация по размещению киосков разрешилась очень оперативно. Было принято постановление правительства, которое одновременно отвечает интересам и горожан, и предпринимателей. Считаю, что этот опыт можно использовать и в Воронеже.
Дмитрий Плотко |
Гуманное налогообложение
Моей основной деятельностью является консалтинг в сфере реализации инвестиционных проектов, в большинстве случаев иностранных. Считаю, что государству необходимо открыть больше возможностей фондам поддержки, ибо не секрет, что из общего количества обращающихся за предоставлением льготных и беспроцентных ссуд лишь четвертая часть организаций добивается положительного результата.
Хотелось бы, чтобы государство сохранило для субъектов малого предпринимательства прежний, более благоприятный режим налогообложения даже при изменении налогового законодательства. Это расширило бы возможности для устойчивого развития небольших фирм, сделало бы более прозрачной их деятельность и способствовало бы постепенному выходу из серых зарплатных зон.
Хотелось бы также видеть информационную и консультационную поддержку со стороны государства — с точки зрения разъяснения внедряемых программ, особенно в инновационной сфере. Поскольку сегмент моей деятельности зависит от привлечения инвестиций, создание единого информационного пространства значительно облегчит отслеживание новых региональных льготных программ для привлечения инвесторов. Этот информационный портал мог бы иметь единую службу консультационной и кадровой поддержки.
Александр Макаров |
Пересмотр законов о недрах
В большей степени гидромеханизация как отрасль ожидает пересмотра законодательства в области предоставления прав пользования недрами, разведки и распределения полезных ископаемых. Кроме того, мы ждем уменьшения административных барьеров и снижения количества согласований по основной деятельности. Ведь продолжающаяся бюрократизация является главным тормозом для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в России.
Завышенная кадастровая стоимость земли, перспективы развития малого и среднего бизнеса, конструктивный диалог бизнес-сообщества с властью и бюрократические препоны, мешающие этому процессу, — именно эти и другие острые вопросы должны активно обсуждаться депутатами Думы, представителями Торгово-промышленной палаты и бизнес-сообщества.
На мой взгляд, развитие малого и среднего предпринимательства в Сургуте логично осуществлять на площадке Сургутской Торгово-промышленной палаты, где бизнес должен дискутировать с властью, но, к сожалению, сегодня здесь бизнес говорит с бизнесом. Нужно понимать: налогоплательщик сегодня — это та опора, на которой держится все государство. У нас из страны за последний год уехало сто тысяч предпринимателей. Необходим постоянный диалог власти с бизнес-структурами, важны программы доступного кредитования, а также эффективного образования для предпринимателей и топ-менеджмента компаний.