ФНС рассказала, какие нововведения готовит налоговая
Налоговая служба имеет грандиозные планы по внедрению электронного взаимодействия с налогоплательщиками. Новые возможности появились у компаний, сдающих отчетность по защищенным каналам связи, и у тех, кто пользуется сайтом ФНС. Обо всех нововведениях и идеях, находящихся на стадии разработки, поведала Ирина Филипук, начальник отдела ОРН Управления информатизации ФНС.
– Насколько востребовано сегодня электронное общение с налогоплательщиками?
Необходимость в общении по ТКС огромна. За первое полугодие 2012 года мы получили 3 728 412 запросов от компаний по формализованному документообороту. Хотя возможности у такого вида взаимодействия ограничиваются четырьмя документами: актом сверки, выпиской операций из лицевого счета, перечнем отчетности, справкой о состоянии расчетов с бюджетом.
Также с использованием ЭЦП в электронном виде идет очень активный неформализованный документооборот. Бухгалтеры отправляют в инспекции свои вопросы, получают ответы. ИФНС широко используют ТКС для рассылки важных новостей, изменений и разъяснений.
Электронные счета-фактуры
– Сейчас компании получили право обмениваться счетами-фактурами в электронном виде. Требуются ли от организации какие-либо действия для того, чтобы можно было эти документы отправлять в налоговую?
Фирмы, которые составляют эти бумаги в электронном виде, должны уведомить о своем решении налоговый орган. Только в этом случае организация сможет предоставлять счета-фактуры в инспекцию. Также необходимо осуществлять обмен данными между контрагентами через зарегистрированных операторов: их на данный момент насчитывается 24.
«Личный кабинет» для юридических лиц уже практически готов, его необходимо протестировать. Думаю, эта работа будет закончена в начале 2013 года. Но не исключено, что некоторым компаниям представится возможность участвовать в «пилотном» проекте.
– Если компания уведомила налоговый орган о составлении счетов-фактур в электронном виде, право оформлять их на бумаге она теряет?
Нет. Компания имеет право самостоятельно определять, на каком носителе составлять эти документы. Во многих случаях выбор зависит от возможностей контрагента, который еще не успел перейти на электронные средства обмена первичными документами и составляет счета-фактуры на бумаге. Соответственно, фирма будет вынуждена по этим сделкам предоставлять сведения в инспекцию на бумажных носителях.
– Инспекторы крайне внимательно относятся к исчислению НДС, как устранить вопросы налоговиков к предоставленным счетам-фактурам?
Для этого у документа есть своеобразный «черный ящик» – блок, в который бухгалтер по желанию вносит свои пояснения по сути документа, объясняет детали сделки. Таким образом, те моменты, которые способны вызвать претензии инспекторов, можно заранее разъяснить.
Налоговая проверка по ТКС
– Введение цифровых счетов-фактур – один из этапов масштабного проекта по проведению камеральных проверок в электронном виде. На какой стадии находится эта инициатива?
С 3 сентября возможность истребования документов в электронном виде реализована. Программное обеспечение в инспекциях прошло этап тестирования, и компании уже сейчас могут отправлять сведения по ТКС на камеральную проверку. Для этого проделана большая работа. Запущен обмен счетами-фактурами в электронном виде, разработаны форматы ТОРГ-12 и Акта приемки-передачи работ. Также в налоговую можно представлять сканы бумажных документов, заверенные ЭЦП.
– Не возникнет ли проблемы с приемом бумаг, составленных не по форматам?
Сейчас сложно сказать. Информация о приеме сканированных файлов доведена до инспекторов на местах. Брать такие бумаги в работу ревизоры будут. Но не факт, что согласятся с тем, что данные материалы подтверждают расходы компании. Дело в том, что документы по утвержденным форматам подписаны ЭЦП – то есть не могут быть изменены, они переданы через спецоператора, о чем есть отметка – их достоверность не вызывает сомнений. К бумагам, которые отправлены в виде сканов, могут возникнуть вопросы. Но не по форме, а по сути.
– Очевидно, что прием сканов – это временная мера. Будут ли разрабатываться новые форматы первичных документов?
Конечно, налоговая служба будет дополнять их список. Раньше у ФНС не было права на их разработку, и это было серьезной проблемой. Теперь 402-ФЗ дал фискалам такие полномочия.
– Если требование предоставить документы пришло в электронном виде, компания обязана ответить по ТКС?
Если организация получила письмо на передачу документов в инспекцию по почте, фирма может их переслать по ТКС, при условии, что формирует «первичку» в электронном виде. Аналогично, когда истребование поступает по ТКС, а сведения оформлены на бумаге, то у фирмы есть право не пользоваться интернет-каналами для отправки данных.
– Не возникает ли путаницы, ведь бухгалтер должен ждать истребования как на бумаге, так и по ТКС?
Сегодня основная сложность состоит даже не в этом. Бухгалтер должен направить документы в инспекцию в течение суток, с момента получения требования. Отправка этого письма по ТКС является более надежной, сообщения не теряются, не приходят по несуществующим адресам. Вот только специалисты учета до сих пор не привыкнут, что нужно ежедневно проверять наличие информации от инспекции. Мало того, некоторые пытаются уклониться от обязанности предоставлять документы, мотивируя это тем, что не видели требования, направленного по ТКС. Есть даже те, кто обращается к спецоператору с просьбой закрыть доступ к отправке сообщений из инспекции в компанию.
Некоторые компании пытаются уклониться от обязанности предоставить документы по электронному запросу из ФНС, мотивируя это тем, что не видели требования, направленного по ТКС. Есть даже те, кто обращаются к спецоператору с просьбой закрыть доступ к отправке сообщений из инспекции в компанию.
Сервисы ФНС
– Я знаю, что большой популярностью пользуются электронные сервисы ФНС, размещенные на официальном сайте. Какие из них наиболее востребованы?
Мы были очень удивлены тем интересом, который налогоплательщики проявили к «личному кабинету». Первая его версия быстро сменилась второй, так как большое количество пользователей высказывало желание оплачивать налоги прямо на сайте. Сегодня заключены договоры с банками, которые дают возможность проводить платежи на портале ФНС. На этом изменения не закончились: теперь граждане хотят, чтобы на их страницах отражались не только долги, но и текущие начисления по платежам в бюджет. Мы работаем над этой задачей. Увидев пользу от этого сервиса, получить доступ к нему захотели и компании. «Личный кабинет» для юридических лиц уже практически готов, его необходимо протестировать. Думаю, эта работа будет закончена в начале 2013 года. Но не исключено, что некоторым компаниям представится возможность участвовать в «пилотном» проекте.
– Что будет содержаться в личном кабинете?
Это будет просто колоссальный спектр сведений: какие объекты у компании имеются, где стоит фирма на учете, выписки из ЕГРЮЛ, всевозможные справки, зачеты, возвраты. Бухгалтеры получат доступ к исчерпывающему списку информации о своем предприятии.
– Как будет организована защита данных?
Для этого использовался тот же инструмент, что и для электронной отчетности – ЭЦП. Получить доступ к сведениям сможет только сама компания, так как в отличие от «кабинета» для физлиц, здесь содержится информация, которая не является общедоступной.
Электронная подпись
– ЭЦП скоро станет еще надежнее. Сейчас идет процесс перехода на 63-ФЗ «Об электронной подписи». Когда все компании будут работать в соответствии с этим документом?
Сделать это мгновенно невозможно, так как большое количество форм получило ЭЦП, которыми владеют до сих пор. Поэтому действие 63-ФЗ пролонгировано до июля следующего года. За это время все ЭЦП должны быть заменены. То есть, если у фирмы сейчас истекает срок пользования подписью, она получит следующую, уже соответствующую 63-ФЗ.
– При заказе новой подписи фирме нужно уточнять, что она должна соответствовать 63-ФЗ?
Нет. Новая ЭЦП будет изготавливаться по умолчанию. Удостоверяющие центры в курсе вступивших в силу изменений. Единственное предостережение: организациям желательно проверить, что они заказывают подпись в УЦ, аккредитованном в Сети доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы.
– В какой период инспекции перестанут принимать старую ЭЦП?
Налоговая служба гарантирует поддержку программного обеспечения, которое будет лояльно к обоим технологиям электронно-цифровой подписи весь переходный период, то есть до июля 2013 года.