Правительство Петербурга предложило антикризисный план, включающий поддержку малого торгового бизнеса и уменьшение налогов для предпринимателей
Смольный подготовил антикризисный план. В четверг он был утверждён городским правительством и размещён на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга. План по первому впечатлению очень добротный – говорю это без какой-либо иронии. В нём лишь один принципиальный пробел, один раздел, который смольнинские чиновники забыли или стыдливо обошли молчанием, – тарифы региональных монополий, услуг ЖКХ, платы за проезд в общественном транспорте.
Такая забывчивость отчасти удивляет, потому что именно эти платежи разгоняют так называемую немонетарную инфляцию. Если аппетиты естественных монополий – газовиков и энергетиков – вполне умеренны (у федерального правительства с этим не побалуешь!), то монополии региональные, прямо или косвенно подконтрольные Смольному – электрические сети, тепловики, «Водоканал», тот же жилищный комитет с его платежами за квадратные метры, вывоз мусора и капремонт, а также метрополитен, «Пассажиравтотрансы» и прочие – имя им легион, – удержу в своих желаниях не знают. И кризис им не помеха. И почему-то даже правительство города опасается заглядывать к ним в карман.
Впрочем, уже хорошо то, что раньше у властей были две священные коровы: монополисты и сетевая торговля, сейчас же осталась одна – монополисты. Которых, возможно, когда-нибудь тоже лишат священного статуса.
В остальном петербургский антикризисный план, повторюсь, добротный. Благо Петербург может многое себе позволить в финансовом плане – например, отказаться от введения торгового сбора. Где-нибудь в Сыктывкаре или Архангельске если тоже на этот шаг решатся, то со слезами, от сердца отрывая недополученные доходы. В Петербурге же отсутствие этого сбора бюджет вовсе не заметит. Но никто не виноват, что Архангельск – не Петербург.
В сфере торговли план даёт то, о чём малый торговый бизнес просит Смольный уже лет десять. Это «заморозка» городских ставок арендной платы. Продление добросовестным бизнесменам договоров аренды сразу на три года. Развёртывание в городе нестационарной торговли и даже рынков выходного дня (для Петербурга это будет ноу-хау, хотя в европейских городах такие рынки по выходным существуют много веков). Льготы по аренде для предприятий, торгующих российской продукцией. Торговым сетям плакать рано, но считаться с тем, что возрождается их главный конкурент – рынки, – им придётся.
Чтобы множились ряды предпринимателей, планируются налоговые каникулы для тех, кто впервые открывает бизнес и использует патентную систему. А условия и ставки по патенту станут легче.
.Смольный поддержит и строительную отрасль, благо она один из локомотивов городской экономики. Обещана амнистия по штрафам за задержку сроков строительства, дешевле будет изменять назначение земельного участка (кто в курсе, это оценит), в российское правительство направят предложение включать затраты строителей по возведению садиков, школ, инженерных сетей в себестоимость (дорогая льгота – если федералы её дадут).
Ради поддержки промышленности Смольный собирается вторгнуться в банковскую сферу, которая прежде тоже считалась сакральной, запретной для всех, кроме Центробанка. В промышленности и экономике в целом сейчас катастрофическое положение с финансированием. Мало того что новые займы выдаются под 25–30 процентов, так и по старым кредитам банкиры явочным порядком повышают ставки. Городские власти намерены «убедительно» просить банки о пролонгации кредитов промышленным предприятиям без изменения условий. Формально это не вопрос Смольного, но банкирам идти на принцип сейчас явно не стоит. Плюс к тому городские власти планируют по максимуму взять денег из федерального бюджета и Внешэкономбанка – подробности можно прочитать в соответствующих разделах плана, узнав заодно о новых «особых экономических зонах», инвестпроектах, других важных для бизнеса вещах.
В сфере занятости населения самым интересным является пункт об организации (при угрозе роста безработицы) платных общественных работ – это наше очередное новшество из числа тех, что используются за границей уже лет восемьдесят. А в области социальной защиты предусмотрено то, что для краткости можно назвать талонами на питание для малоимущих.
К слову, впервые такого рода документ не перегружен социалкой – обещаниями направлять все доходы на закупку лекарств, учебников, раздачу нуждающимся и так далее. Основная часть плана посвящена не тому, как деньги потратить, а как их заработать. Замысел простой и надёжный: уменьшить ставки и налоги, чтобы в итоге собрать их больше. Хотя, конечно, там много пунктов, к которым Смольный подступится только летом, а то и вообще растянутых на 2015–2017 годы. Но ведь и состояние, которое мы пока именуем кризисом (потом его, не исключено, назовут «эпохой возрождения»), продлится, как уже всем понятно, не один год.
Владимир Новиков, редактор отдела экономики
комментарии
«План должен быть живым механизмом»
Валерий Островский, политолог:
– На мой взгляд, в плане нет очень важного пункта. Кризис – лучшее время, чтобы перестроить производство, он для того и нужен, чтобы «расчистить» старое и возвести на его месте новое. И сейчас необходимо в антикризисном плане предусмотреть, например, налоговые льготы не для всех предпринимателей, а конкретно для тех, кто работает и способен повысить производительность труда, рационализировать производство, внедрить что-то новое. Если бизнесмен показал результаты своей работы за год и предоставил бизнес-план на следующий год – ему и нужно на уровне города давать льготы.
Хорошо, что в нашем городе уже разрешили торговлю «с колёс». Это может, пусть небыстро и не везде, насытить продовольственный рынок местными товарами. Но главное – стимулирование нового производства, пусть даже придётся пойти на жёсткие меры и закрыть неэффективные предприятия. И наконец, очень важно поощрять тех, кто отказывается от труда мигрантов, потому что гастарбайтеры – это импорт бедности и «серых» зарплат.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:
– Самым, на мой взгляд, полезным пунктом антикризисного плана Петербурга является создание системы мониторинга и контроля экономической и социальной сфер. Это необходимо, потому что в нынешних условиях некоторые меры, принятые в начале 2015 года, не будут актуальны уже к концу 2015 года. План должен быть живым механизмом, его нужно постоянно корректировать – в зависимости от изменений экономической ситуации. А эти изменения, в свою очередь, должны оперативно и грамотно отслеживать городские структуры мониторинга и контроля.
А вот минус в том, что план на 60–80 процентов состоит из очень хороших, но всё-таки пожеланий, а не мер. То есть это скорее заявление о намерениях, а не конкретная программа действий. А намерения, конечно, хорошие, но они обсуждаются уже не первый год, и не все из них именно антикризисные, многие – это просто здравые направления экономического развития.
Марина Шишкина, депутат ЗС Петербурга:
– Думаю, сейчас необходимо вкладывать деньги в малый и средний бизнес. Нужно использовать кризис как толчок для развития производства. И налоги на малый бизнес, без сомнения, нужно отменить. Вся налоговая система за последнее время не принесла ничего позитивного, её тоже нужно менять. К сожалению, эта мера по налоговым каникулам для индивидуальных предпринимателей пока не принята, а только подлежит рассмотрению.
Меня смущает ещё один пункт – «оптимизация бюджетных расходов». Если речь идёт о сокращении бюджета, то есть опасения, что сокращать его будут не за счёт урезания крупных производств, на которых можно заработать, а за счёт увольнения 15–20 процентов персонала. Так, например, несмотря на кризис, от строительства стадиона на Крестовском острове никто не отказывается, потому что это «коррупционно прибыльное» дело. А сокращать бюджетников и «запускать руку» в пенсии – это пожалуйста.
Анатолий Кривенченко, депутат ЗС Петербурга:
– Нынешний финансово-экономиче-ский блок правительства Петербурга не вызывает у меня доверия. И пока не произойдёт смены политики этого блока, то, какой бы план они не приняли, позитивных результатов, на мой взгляд, не будет. Петербургу сегодня нужно всерьёз заняться собственным развитием, но мы продолжаем зависеть и ориентироваться на московских министров и председателя Центробанка, которые ждут только одного – повышения курса рубля. А если цена нефти падает и курс рубля вслед за ней, то в правительстве просто не знают, что именно надо делать.