Правовой фундамент маркировки товаров
С начала 2019 года практически еженедельно появляются новости о маркировке товаров. Попробуем разобраться, для чего её вводят, на какие товары она распространяется и как влияет на налогообложение.
Правовая основа маркировки товаров была заложена Федеральным законом от 31.12.2017 № 487-ФЗ. В законе говорится, что Правительство РФ может вводить обязательную маркировку отдельных видов товаров для охраны жизни и здоровья человека, правопорядка или обеспечения безопасности государства. Такие товары запрещается продавать без маркировки: нарушителям грозит как административная (п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ), так и уголовная (ст. 171.1 УК РФ) ответственность.
Но эксперимент по внедрению маркировки стартовал раньше — в 2016 году. Тогда он коснулся только изделий из натурального меха (Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 № 787). Пилотный проект признали удачным, и в 2018 году Правительство РФ утвердило новый перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р), а также концепцию системы маркировки товаров (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р).
Сроки введения маркировки для разных категорий товаров
Категория товара | Срок введения обязательной маркировки |
---|---|
Сигареты и папиросы | 01.03.2019 |
Обувные товары | 01.07.2019 |
Духи и туалетная вода | 01.12.2019 |
Шины и покрышки | 01.12.2019 |
Одежда из кожи | 01.12.2019 |
Некоторые виды трикотажа (блузы, блузки и блузоны для женщин и девочек) | 01.12.2019 |
Верхняя одежда | 01.12.2019 |
Белье постельное, столовое, кухонное, туалетное | 01.12.2019 |
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки | 01.12.2019 |
Табачная продукция, кроме сигарет и папирос | 01.07.2020 |
Молочная продукция | Срок начала обязательной маркировки будет опредёлен после эксперимента по добровольной маркировке (Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 836) |
Будет прослеживаться весь жизненный цикл маркированных товаров — от изготовления или ввоза в Россию до продажи конечному покупателю — будут отражаться в государственной информационной системе. Общие правила маркировки товаров установлены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515, однако для каждого вида маркируемого товара они будут конкретизированы. Так, правила маркировки табачной продукции регламентирует Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224, а обуви — Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860.
Обратите внимание, что маркировка вводится в дополнение, а не взамен действующим системам регистрации, идентификации и отслеживания товара.
Например, после введения обязательной маркировки молочной продукции её движение нужно будет по-прежнему фиксировать в системе «Меркурий». Однако эксперимент обещают построить таким образом, чтобы «Честный знак» не дублировал функции «Меркурия», оператором которого является Россельхознадзор. Системы будут интегрированы: «Меркурий» будет контролировать сырье до завода, а «Честный знак» прослеживать каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе.
Читайте также: Установлены новые требования к онлайн‑кассам и порядок продажи маркированных товаров
При чём тут налогообложение
С помощью идентификационных знаков на маркированных товарах можно оперативно получать данные о торговых операциях и, следовательно, о доходах налогоплательщиков. В связи с этим Минфин считает, что применение ЕНВД и ПСН при реализации таких товаров необоснованно, так как позволяет минимизировать налоговые платежи. Это значит, что в скором времени часть плательщиков ЕНВД и ПСН, торгующих товарами, подлежащими обязательной маркировке (их перечень ещё может измениться в процессе прохождения законопроекта), может утратить возможность применять указанные налоговые режимы. Проект Федерального закона № 720839-7 уже вводит такие ограничения для компаний, которые продают лекарства и изделия из натурального меха (письма Минфина России от 07.06.2019 № 03-11-06/3/41724, от 07.06.2019 № 03-11-06/3/41723, от 07.06.2019 № 03-11-06/3/41708).
Автор: Илья Антоненко