Предпринимательство в России: сдерживающие факторы, страхи и другие интересные факты
Аналитический центр Университета «Синергия» представил результаты социологического исследования, в котором приняли участие более 144 000 действующих предпринимателей и тех, кто планирует открыть бизнес.
Большинство существующих предприятий, по данным исследования, функционирует менее 10 лет (84,7 % опрошенных), при этом доля организаций, которые были открыты в последние два года (38,8%), довольно значительна. Это свидетельствует о высокой мотивации на занятие предпринимательской деятельностью в России, считают аналитики.
В основном предприниматели характеризуют свой бизнес как растущий и развивающийся (41,6 %), хотя только 8,1 % знают, какие меры нужно предпринимать для стимуляции дальнейшего роста.
Каждый восьмой предприниматель (12 %) признался, что его бизнес сокращается, но лишь 0,9 % опрошенных знает, как выйти из сложного положения.
Факторы, сдерживающие развитие бизнеса
Основная причина — ограниченность финансов и капитала (42,6 %). Еще одна причина — отсутствие знаний и стратегии масштабирования бизнеса (40,5 %), что, как полагают эксперты, говорит о низком уровне предпринимательской грамотности.
Аналогичную картину аналитики отмечают среди начинающих и потенциальных предпринимателей. Большинство из них называют ключевой проблемой отсутствие стартового капитала (39,6 % среди начинающих и 47,6 % среди потенциальных предпринимателей).
Следующие по популярности барьеры для старта: неспособность выбрать нишу; непонимание, с чего начать; незнание, как привлечь первых клиентов и сформировать команду для работы.
Каких знаний не хватает предпринимателям
Исследование выявило направления, в которых людям, заинтересованным в бизнесе, не хватает знаний. У действующих предпринимателей это маркетинг и привлечение клиентов, увеличение дохода и масштабирование компании.
Те, кто только задумывается о создании бизнеса, заинтересованы в развитии знаний в области маркетинга и продаж, управления персоналом и финансовыми потоками.
Аналитики пришли к выводу, что уровень образования предпринимателей оказывает непосредственное влияние не только на развитие бизнеса, но и на уровень дохода бизнесменов.
Так, большинство действующих предпринимателей, как правило, имеют высшее образование (76,0 %). При этом каждый десятый бизнесмен с доходом от 10 млн руб. в месяц окончил аспирантуру.
Те же, кто получил среднее специальное или вовсе завершил свое образование обучением в школе, имеют средний достаток до 100 000 руб.
10 интересных выводов о предпринимательстве
- Средний возраст действующих предпринимателей — 36 лет.
- По критерию среднесписочной численности работников большую часть компаний можно отнести к микропредприятиям (76,9 %), каждую пятую — к малым (21,4 %) и только 1,7 % – к средним. При этом значительная часть предприятий (41,3 %) вообще не имеет наемных сотрудников.
- Женщины в несколько большей степени предпочитают вести бизнес единолично (60,3 % против 57,4 % мужчин), а вот молодые люди в возрасте до 20 лет, напротив, чаще прибегают к сотрудничеству (40,3%).
- По объему среднемесячной выручки в основном предприятия сосредоточены в категориях от 50 000 до 500 000 руб. Выручку более 10 млн руб. в месяц имеют лишь 2,5 % предприятий. Личный доход предпринимателей чаще всего не превышает 100 000 руб. (56,6 %), причем каждый десятый признался, что ничего не зарабатывает (9,6 %). Некоторые предприниматели, независимо от времени ведения собственного бизнеса, затруднились даже примерно оценить среднемесячную выручку и личный доход.
- Доходы мужчин-предпринимателей превосходят доходы предпринимателей-женщин. Существенная разница проявляется, когда объем среднемесячной выручки превышает 500 000 руб. (63,7 % против 36,3 %), а ежемесячный личный заработок достигает 100 000 руб. (64,2 % против 35,8 %).
- Главная задача на ближайший год у более половины действующих предпринимателей — увеличение прибыли компании. 47,4 % респондентов желают пассивного ведения бизнеса, 39,8 % – его расширения.
- Желаемая среднемесячная выручка у трети опрошенных — от 500 000 до 3 млн руб. (31,4 %), личный доход — от 100 000 до 300 000 руб. (32,5 %).
- Существенная разница между потенциальными и начинающими предпринимателями заключается в способности четко оценить желаемую выручку (потенциальные предприниматели в 3,3 раза чаще не могут ответить на этот вопрос) и о желаемом личном доходе (в 4,5 раза чаще).
- Нежелание попробовать себя в качестве предпринимателя чаще всего вызвано удовлетворенностью текущей работой (30,8 %), отсутствием стартового капитала (26,8 %) и необходимых знаний (16,9 %).
- Отсутствие четкого понимания того, как регистрировать и создавать бизнес чаще служит сдерживающим фактором для женщин (63,1 %).
Читайте также: Как два предпринимателя из России превратили $10 млн в $5 млрд за 13 лет