Россияне оценили качество продуктов из санкционных категорий
Есть можно, но осторожно.
Совместное исследование холдинга Ромир и Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации показало, что в течение 2015 года продуктовая корзина россиян претерпела ряд изменений. Рост цен вызвал снижение потребления в некоторых категориях, в других – замещение на более дешевые марки и при возможности переход на товары отечественных производителей. Однако немаловажным фактором при выборе товаров является не только цена, но и их качество. Выяснилось, что качество сыров вызывало наибольшее нарекание со стороны участников исследования.
Согласно данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, по итогам 2015 года продуктовая корзина россиян претерпела ряд изменений, что было обусловлено, в первую очередь, ростом цен. В ряде категорий наблюдалось снижение потребления, в других – внитрикатегорийное замещение товаров, а где возможно – увеличение доли традиционных российских продуктов, произведенных отечественными производителями.
Так, подорожание мяса на 15% в 2015 году относительно 2014 года привело к сокращению его потребления почти на 2,5%. Еще больше по итогам 2015 года сократилось потребление рыбы и морепродуктов (-12,2% против 2014 года) и замороженных полуфабрикатов (-11,3%). Именно эти категории содержат значимую долю импортной продукции, поэтому и цены последовали за ростом курса валют.
Покупатели не готовы отказываться от сыров в целом, поэтому замещают традиционные твердые сыры на мягкие для намазывания и плавленые. Таким образом, потребление твердых сыров по итогам 2015 года уменьшилось практически на 10% в основном за счет снижения интенсивности покупки (частоты), но при этом плавленые сыры выросли за счет притока новой аудитории на 12%.
Не смотря на существенный рост цен, сегмент бакалейных товаров вырос в корзине покупателей на 6% в 2015 году относительно года предыдущего. При годовом росте цен на яйца на 11% их потребление увеличилось на 3%. По всей видимости, россияне стали больше готовить и печь самостоятельно.
Если говорить об овощах, то в 2015 году в корзине покупателей увеличилась доля традиционной российской продукции, особенно в свете того, что отечественным производителям овощей удавалось удерживать цены в пределах инфляции. Прибавили картофель (+7%), капуста (+11%), свекла (+8%). Однако было отмечено снижение потребления томатов (-10%) за счет ощутимого повышения цен из-за большой доли импортных производителей в данной категории.
Цены, безусловно, являются одним из определяющих факторов при выборе товаров. Однако и качество продуктов влияет на факт покупки. Исследовательский холдинг Ромир и Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации провели специальный проект по оценке качества продуктов.
Центр реализует проект «Гражданский календарь импортозамещения», в рамках которого осуществляет оперативный мониторинг ситуации с обеспечением россиян социально значимыми товарами отечественного производства, в том числе продуктами питания. В связи с этим исследователи попросили респондентов оценить качество продуктов, в первую очередь, из санкционных категорий, чтобы посмотреть, изменилось ли оно за прошедший год в связи с введенным эмбарго и растущими ценами. Оценке подверглись такие категории, как молоко и молочные продукты, мясо и мясная гастрономия, рыба и морепродукты, сыры, овощи, фрукты и сухофрукты.
Выяснилось, что, по мнению покупателей, наиболее стабильным на протяжении года оставалось качество молока, масла и молочной продукции – такого мнения придерживаются две трети опрошенных (66-68%). По остальным категориям от 50% до 60% участников опроса поставили нейтральные оценки, означающие неизменность качества продукции.
Исключением, пожалуй, можно назвать только сыры. Лишь 42% респондентов считают, что качество сыров за прошедший год не изменилось. Именно при оценке качества сыров был получен самый высокий негативный результат – 33% россиян считают, что качество товаров в этой категории за год ухудшилось. Нареканиям по качеству также подверглись фрукты (20%) и рыба (19%). Это самые высокие доли ответов об ухудшении качества товаров.
Однако, по мнению респондентов, качество некоторых товаров даже улучшилось за последний год. Так, каждый пятый участник опроса (20-23%) ответил, что прибавили в качестве мясо и овощи.
«Удивительно, но покупатели отмечают падение качества там, где у нас, казалось бы, имеются все возможности для производства собственных конкурентоспособных товаров. Необходимо отдельно разобраться, почему в условиях эмбарго качество ряда продуктов перестало удовлетворять россиян, – заявила Анна Заборенко, директор Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации. – Отечественные овощеводы, несмотря на сильную зависимость от зарубежных семян, смогли удержать цены в пределах инфляции и обеспечить население доступными продуктами. А российским сыроделам нельзя допускать дефицит доступных твердых сыров, особенно ввиду того, что их продукция получила ряд преференций после включения сыров в антисанкционные списки».
Изменение качества продуктов. Результаты приведены без доли затруднившихся ответить
Источник: Ромир, декабрь 2015
Анализ результатов опроса по регионам страны показал, что наибольшее число недовольных изменением качества продуктов проживает в Северо-Западном округе. Еще с советских времен этот регион имел особые торговые отношения со скандинавскими странами, и в частности с Финляндией. Поэтому доля импортных товаров на полках была высока. После введения продуктового эмбарго жители именно северо-запада страны чаще всего жаловались на невозможность найти замену многим исчезнувшим товарам. Вот и в ходе последнего опроса чаще всего от респондентов северо-запада звучали критичные замечания в адрес качества продуктов в молочных категориях, в мясной гастрономии, рыбе, сыре, овощах и фруктах.
Ухудшение качества колбас и рыбы также чаще, чем в среднем по выборке отмечали жители Сибири. И, наоборот, об улучшении ряда товаров из санкционных категорий несколько чаще говорили жители Северо-Кавказского округа. В частности, они отмечали улучшение качества мяса, овощей и фруктов, видимо, в силу того, что местные производители получили больше шансов для распространения своей продукции. Положительные оценки качеству молочных продуктов звучали чаще от респондентов Сибири и Дальнего Востока.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств RomirScanPanel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 10 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
**В опросе приняли участие 1000 человек в возрасте от 18 до 60 лет, проживающие во всех федеральных округах и всех типах городов. Выборка репрезентирует взрослое экономически активное население России.