Розничный бизнес. Основные принципы процветания.
Что делать, чтобы всегда оставаться на плаву?
Для того чтобы выжить и преуспеть в розничном бизнесе, предпринимателям мало решать текущие проблемы. Владельцы розничных магазинов, обеспокоенные повышением арендных ставок или, например, текучкой торгового персонала, могут недооценивать влияние на результаты их бизнеса макроэкономических тенденций. Необходимо регулярно анализировать тенденции в мире и стране, отслеживать изменения поведения покупателей, считает консультант по организационному развитию Анна Бочарова. Бизнес-тренер рассказала «Деловой среде», каких принципов нужно придерживаться розничному бизнесу, чтобы всегда оставаться на плаву.
1. Регулярно отслеживать тенденции на рынке.
Факторы, влияющие на прибыльность ритейла, постоянно меняются. Многие тенденции противоречивы и кардинально отличаются друг от друга по направлению изменений. Но именно такая вариация позволяют быть успешными разным розничным операторам. Основными направлениями анализа перспективных сегментов для организации и дифференцирования бизнеса являются покупательское поведение и макроэкономические факторы. Поведение покупателей включает в себя психологию покупки, изменения в аргументации по цене и потребительским свойствам товаров. Кроме того, необходимо отслеживать, как посетители торгового зала выбирают товары, как принимают решение о покупке. Что касается макроэкономических факторов, здесь следует обращать внимание на глобальные, национальные и региональные тренды.
2. Собирать информацию регулярно и использовать как можно больше источников сведений.
Это необходимо для того чтобы все сведения максимально соответствовали происходящим тенденциям на рынке. Всегда перепроверяйте информацию и постоянно сравнивайте данные. Самыми достоверными источниками данных о трендах в покупательском поведении являются таможенная база, данные Росстата и информация о результатах торговли федеральных розничных сетей. Не стоит забывать и о самостоятельном наблюдении за тем, как и что выбирают посетители торговых залов, как принимают решения о покупке и на какие действия продавцов-консультантов реагируют.
3. Проводить SWOT-анализ не реже 1 раза в полугодие.
Это необходимо для того, чтобы информация накапливалась и позволяла руководителю отслеживать динамику розничного бизнеса. Пристальное внимание необходимо обратить на макрофакторы (факторы внешней среды), те, которые не зависят от розничного бизнеса, но влияют на него непосредственно. Нужно анализировать следующие факторы внешней среды: - политические (законы РФ, законы других стран); - экономические (покупательская способность, уровень безработицы, инфляция, ставка рефинансирования); - социально-демографические (старение населения, изменение семьи, самостоятельность женщин в покупках и распределении денежных средств); - технологические (электронная торговля, интернет-торговля, социальные сети, интеллектуальные технологии); - экологические (экологические тренды, стремление к здоровому образу жизни, внимание к эко-стандартам); - культурные (религия, региональные и культурные различия, изменение типа покупателя). Средние сроки, в которые глобальные тенденции начинают оказывать влияние на розничные магазины, составляют от 3 до 5 лет. Проводя анализ изменений на рынке регулярно, у вас будет время для подготовки и использования новой информации.